Уже много лет на первой полосе новогоднего номера нашей газеты рядом с приветствием ректора коллектива публикуется фотография зимнего Первого корпуса, сделана за неделю или месяц до выхода номера. Фотографии не повторяются - снимки делаются из разных точек в разное время суток. Но на них обязательно должен быть Первый корпус и одна или несколько елей, растущих перед ним.
Понятно почему: новогодний праздник требует определенной символики, а Первый корпус старой архитектуры с огромными елями, растущими перед ним, уже давно стал символом КПИ. Кроме того, зимой, когда деревья стоят голые, когда господствуют черные и серые цвета, изображения зеленых елей на фоне желтого кирпича имеет праздничный вид.
Идут годы, а корпус и ели как бы неподвластны времени. Сегодня они выглядят почти так же, как десять, двадцать, даже семьдесят лет назад, - если судить по фото центрального входа в корпус, сделанном в 1938 году.
Может показаться, что они были всегда. Но это не так. Все, что есть на территории нашего университета - здания, дорожки, деревья, кусты, появилось здесь благодаря чьему-то труду.
Как известно, для строительства Киевского политехнического института был отведен земельный участок, который ранее занимал военный полигон (саперное поле). Здесь не было не только деревьев или кустов, здесь даже трава не росла - песчаная пустыня, разрытая ямами и траншеями. К тому же, как вспоминал в 1913 г. первый ректор КПИ В.Л.Кирпичев, во время закладки КПИ, что проходила 30 августа 1898 г., стояла жара, сильный ветер носил тучи песка и пыли, что еще больше усиливало сходство с пустыней .
Но началось строительство, появились учебные корпуса, мастерские, жилые дома, были высажены деревья и кусты. Прошли десятилетия, деревья выросли, и сегодня летом мы можем наслаждаться прохладой в парке.
Интересно отследить по старым фотоснимкам, как росли ели перед Первым корпусом. В декабре 2008г. наша газета опубликовала снимок группы студентов на фоне первого корпуса, датированный 22 июня 1903 г. На нем видно маленькую елку - высотой человеку по пояс. Есть фото Первого корпуса 1908 г., на котором ели дотянулись до второго этажа . А на фото 1938 г. их верхушки поднялись к окнам третьего этажа.
Потом была Великая Отечественная война. Оккупанты вырубали деревья в парке, но ели уцелели. Корпуса КПИ были повреждены, после войны их восстанавливали.
И если мы сегодня можем любоваться красотой Первого корпуса и того, что вокруг него, то только благодаря труду многих поколений киевских политехников.
Говорят, и пчела работает. Может и так. Но пчела действует инстинктивно, не осознавая того, что делает. Человек же в своей работе воплощает задуманное - идею, замысел, проект. Первый корпус является таким, каким он есть, потому что построен по проекту архитектора И.С.Китнера, признанным соответствующей комиссией лучшим из всех, представленных на конкурс. Да и сам политехнический институт в Киеве появился потому, что группа инициативных горожан выдвинула идею его создания, неоднократно обращалась в государственные инстанции, собирала средства.
И потом КПИ расширялся, развивался, строился согласно определенным замыслами, на выполнение соответствующих решений определенных учреждений и руководителей. На выполнение одних решений определенные факультеты превращались в отдельные институты, на выполнение других - создавались новые факультеты, строились новые корпуса, общежития, базы отдыха.
В начале 70-х годов прошлого века руководство государства приняло решение о расширении КПИ. Под руководством архитектора В.И.Лиховодова был создан перспективный Генеральный план развития КПИ, согласно которому в 70-80-е гг. было построено более 20 объектов, в том числе учебно-лабораторные корпуса, Научно-техническая библиотека, Центр культуры и искусств, Спортивный комплекс, общежития №№18-20.
В последние годы КПИ тоже меняется - не в таких масштабах, но заметно. И это не только строительство новых корпусов и новое оснащение, но и новое лицо КПИ. Это и пешеходная зона на улице Политехнической, и реконструкция парка, и обустройство исторической части кампуса КПИ, и Государственный политехнический музей при НТУУ "КПИ", который был открыт в 1998 году, и картинная галерея. Современным студентам, пожалуй, трудно представить, что нынешняя Музейная площадь и аллея, где стоят памятники, тридцать лет назад была своего рода "задним двором" КПИ, через который надо было быстренько перебежать по делам, так прогуливаться ним желания не возникало. А сегодня посещение аллеи и музея - непременная составляющая программы приема всех почетных гостей нашего университета.
Не знаю, все ли политехники осознают, что видимые изменения последних лет, которые происходят в нашем университете, - это реализация замыслов нынешнего руководства во главе с М.З.Згуровским. Время от времени от него можно услышать слова, которые кому-то могут показаться штампом: "превращение КПИ в университет европейского образца". Но если оглянуться вокруг, то смысл этих слов становится понятным.
И нельзя сказать, что КПИ меняется только внешне. Введение аттестаций, опросы работодателей, мониторинг качества знаний, программа "Будущее Украины", научный парк "Киевская политехника", многочисленные центры всемирно известных компаний в области высоких технологий, Украинско-японский и другие международные центры КПИ - только за последние 10 лет много сделано для того, чтобы повысить уровень образования и создать условия для развития науки в нашем университете.
Не знаю также, все ли осознают, насколько важна была и роль ректора в том, как меняется наш университет. Будет парк КПИ парком университета с более чем вековой историей или на его месте построят торгово-развлекательный комплекс? Будет Поляна студенческим сквером или здесь должна вырасти многоэтажка? Как ответил на эти вопросы нынешний ректор, известно. А какие ответы дал бы кто-то другой? И вообще, в нынешних условиях, когда образование и наука в нашем государстве не являются приоритетами через множество объективных и субъективных причин, изменения к лучшему в нашем университете в очень значительной степени зависят от личных качеств ректора, от его видения назначения и будущего КПИ .
Два года назад между возрастными елями перед первым корпусом высажены молоденькие елки. Когда их видишь и вспоминаешь, что ели живут до двухсот лет, понимаешь - именно эти ели будут возвышаться здесь сто лет. И то, что их высадили, - результат решения тех, кто думал о далеком будущем КПИ.
Последние четыре месяца я все чаще думаю над вопросом: чьи решения коллектив нашего университета будет реализовывать в новом году и в ближайшие несколько лет? Не будут ли эти решение тех, кто не привык думать ни о будущем, ни о судьбе многотысячных коллективов?
В. Игнатович