В условиях современного мира, когда конкуренция постоянно растет, проникая во все сферы человеческой жизни, процесс самообучения и самосовершенствования является чрезвычайно важным. Существует множество программ по обмену знаниями и опытом, направленных на развитие личности и профессиональных навыков. Такие программы являются удобным способом межнационального и межкультурного общения, они позволяют ознакомиться с наработками в различных отраслях других стран.
Предлагаем интервью с ученым секретарем НТУУ "КПИ", кандидатом философских наук, доцентом Анатолием Анатольевичем Мельниченком, который в ноябре прошлого года посетил США по одной из таких программ.
- Анатолий Анатольевич, по какой программе состоялась Ваша поездка в США?
- Программа называется "Международная программа для молодых лидеров" (International Visitor Leadeship Program). Она существует еще с 1940-х годов и направлена на налаживание связей между профессиональными кругами в различных сферах общественной жизни Соединенных Штатов и других государств.
В данном случае программа реализовалась Консорциумом Миссисипи по международному развитию (MCID), который был основан в 1989 г. со штаб-квартирой в городе Джексон, штат Миссисипи, и представляет общие усилия четырех высших учебных заведений штата Миссисипи: Государственного университета Алкорн, Государственного университета Джексон, Государственного университета Долины Миссисипи и колледжа Тоугало. Деятельность Консорциума направлена на развитие лидерских качеств через научные и технические тренинги, техническое ассистентирование, проведение совместных научных исследований, социальных и культурных обменов.
По этой программе ежегодно в США приезжает около 5000 иностранных граждан со всего мира. Ее участниками являются представители политики, СМИ, образования, трудовых отношений, искусства, бизнеса и других научных сфер.
- Расскажите, пожалуйста, о данной программе и ее цель.
- Ее основная цель, по крайней мере, как она задекларирована, заключается в укреплении общественных институтов, привлечении граждан к налаживанию взаимных связей, в содействии глобальному партнерству. Программа функционирует с целью развития международных связей, укрепления демократических ценностей, содействия международному сотрудничеству в области образования. Она охватывает государственный сектор, общественные организации. Кроме того, программа направлена на углубленное изучение проблематики развития высшего образования через неформальный диалог с американскими коллегами и содействие более глубокому пониманию глобальных вопросов.
- Как происходит отбор участников?
Программа ориентирована на молодых администраторов высших учебных заведений. Как правило, кандидатуры подавались ректоратами различных вузов Украины. И когда уже было отобрано восемь участников, то они представляли все регионы Украины: были представители Тернопольского национального педагогического университета, НТУ "Харьковский политехнический институт", Севастопольского национального ТУ, Луцкого национального ТУ, Николаевского государственного университета и Львовской политехники. Это были в основном молодые люди, которые занимают административные должности в университетах и могут использовать свой управленческий потенциал в реформировании образовательной среды, изменить управленческие стратегии в области образования и непосредственно в своем учебном заведении.
- Что входило в программу пребывания в США?
- Программа рассчитана на 10 дней, маршрут включал штаты Северная Каролина, Массачусетс и г. Вашингтон. Одним из самых интересных было посещение крупнейшего в США исследовательского парка, базирующегося в Северной Каролине. Он объединяет университеты Северной Каролины, городов Роли, Дюргама, Чапел Хилла и компании IBM, а также большое количество других организаций, привлеченных в той или иной степени к данному комплексу. Этот так называемый исследовательский треугольник предусматривает: во-первых, создание стартапов; во-вторых - реализацию инновационных идей, которые предлагают ученые того или иного учебного заведения в сотрудничестве со студентами на основе реального производства.
Также, возможно, главной была цель продемонстрировать роль неправительственных организаций в вопросах управления образованием и обеспечение ее качества. В частности, была организована встреча с представителями Ассоциации школ и колледжей Новой Англии (NEASC), которая проводит аккредитацию учебных заведений, ведь в США этим занимаются общественные организации. Они имеют отработанные стандарты, и для вузов быть аккредитованным такой организацией является достаточно престижно, но не все университеты проходят ее. Также нас ознакомили с рядом неправительственных организаций, финансирующих научные исследования в университетах и предоставляющих стипендии студентам для обучения и способствующих развитию отдельных компонент в области образования: то в вопросах обеспечения гендерного равенства, или в вопросах обеспечения качества образования.
- По Вашему мнению, какие особенности системы высшего образования США?
- Система высшего образования в США довольно сложна и имеет широкую дифференциацию между учебными заведениями за целым рядом показателей (в частности, по направлению подготовки). Любой из этих учебных заведений, в зависимости от источника финансирования, может быть частным или общественным. Большой разницы в качестве обучения между частными и общественными учебными заведениями не существует. Но это не значит, что все они одинаково престижные и между ними нет разницы в материальном обеспечении.
В США существует четкая дифференциация на более и менее престижные учебные заведения. Учиться в первых дороже, но после окончания выпускник имеет преимущества при трудоустройстве и в дальнейшей карьере. Отбор студентов ведется на основе их школьных результатов, рекомендации школьных учителей (для самых престижных вузов необходимы рекомендации более важных лиц), результатов собеседования в университете и результатов тестов по школьной успеваемости (SAT).
В общем система высшего образования США достаточно децентрализована, университеты имеют серьезное самоуправление, в частности, в экономических, социальных и других вопросах. Так, Гарвардский университет был основан в 1636 г., т.е. значительно раньше, чем департамент образования штата Массачусетс, на него по большей части не распространяются инициативы власти штата в области образования, поэтому его можно считать действительно самоуправляющейся организацией. Более того, университеты могут выступать самостоятельными финансовыми субъектами, размещать свои активы в банках, покупать ценные бумаги и тому подобное. Таким образом, имея собственный капитал, могут поощрять студентов, назначая собственные стипендии.
Центральным руководящим органом управления образования является Департамент образования Соединенных Штатов Америки, его отделения в штатах и регионах, однако они выполняют исключительно наблюдательную и вспомогательную функции и не имеют серьезного влияния на университеты. Аккредитацией же, как уже было сказано, занимаются неправительственные ассоциации, крупнейшие из которых: Ассоциация американских колледжей, в которую входят 420 колледжей и университетов, и Ассоциация школ и колледжей Новой Англии, что аккредитует более 2000 учебных заведений шести штатов.
- А какой опыт следовало бы перенять Украине?
- Очень интересен опыт деятельности ассоциаций выпускников, это действительно мощные силы социально-политического и финансового характера, которые выступают лоббистами интересов университета в обществе. Так, опыт Гарварда показывает, что трудоустройство выпускников осуществляется с помощью предыдущих выпускников, то есть данные проблемы в Гарварде, таким образом, успешно решаются. Также ассоциации выпускников предоставляют достаточно серьезные взносы на развитие университета, что позволяет осуществлять различные проекты - от чисто научных к социальным. Именно этот опыт был бы очень ценным для нас, ведь он позволяет решать вопросы сотрудничества с работодателями и реализовывать определенные проекты, которые в условиях сегодняшнего ограниченного финансирования университет самостоятельно решить не может.
Кроме того, в США прослеживается тенденция доминирования высокотехнологичных сфер, сюда относятся генетика, биохимия, науки о жизни, медицинская инженерия. Нам тоже надо развивать эти направления.
Удивил, например, тот факт, что в Бостонском университете будущие программисты не изучают математику в таком объеме, как у нас, там излагаются лишь отдельные разделы.
- Какое общее впечатление осталось у Вас от США?
В Соединенных Штатах существует свой порядок, система, и люди пытаются войти в эту систему, соответствовать правилам, которых у нас не всегда соблюдаются. Однако гостеприимство по-американски отличается от нашего, и, к счастью, положительно в нашу сторону.
Техническое обеспечение учебного процесса там находится на самом высоком уровне. Аудитории полностью обеспечены необходимыми средствами для проведения лекций, оборудованы микрофонами, проекторами и т.п. То есть, студентам созданы все условия для успешного обучения.
В общем, в США интересное сочетание академических свобод и строгого порядка.
Общался Сергей Смольц