Аллея выдающихся конструкторов и ученых, которые учились или работали в КПИ, 13 октября пополнилась еще тремя памятниками. Увековечено имена гениальных конструкторов авиационной и ракетно-космической техники Владимира Челомея, Льва Люльева и Архипа Люльки, которые начали свой путь в промышленность и большую науку с обучения в КПИ.

В церемонии открытия приняли участие члены семей знаменитых конструкторов, представители предприятий России, где творили В.М.Челомей, Л.В.Люльев и А.М.Люлька - НПО "Сатурн", ОАО "ОКБ Сухого", военно-промышленной корпорации "НПО машиностроения "," Опытно-конструкторского бюро "Новатор". Украину представляли руководители ГП "Антонов", ОАО "Украинский научно-исследовательский институт авиационной технологии", Института сверхтвердых материалов им. В.М.Бакуля НАН Украины, Института проблем прочности им. Г.С.Писаренка НАН Украины, НАУ, Полтавского музея авиации, НАУ им. Н.Е.Жуковского "ХАИ", Богуславской районной госадминистрации Киевской обл., поселкового совета с. Саварка, Саварской СШ им. А.М.Люлькы, Соломенской РГА г. Киева, Главного управления охраны культурного наследия, ученые, ветераны авиакосмической отрасли, студенты, представители СМИ и др.

Приветствуя собравшихся, ректор НТУУ "КПИ" М.З.Згуровский обратил внимание, что рядом с памятниками выдающимся конструкторам, которые своими открытиями изменили мир, установлено и бюст их учителя - известного математика М.П.Кравчука. Он также поблагодарил создателя памятников - народного художника Украины М.О.Олейника и сотрудников ИФФ, которые изготавливали бюсты.

Заместитель генерального конструктора ВПК "НПО машиностроения" А.И.Бурганский, который работал с В.М.Челомеем, поблагодарил политехников за сохранение памяти о выдающемся человеке, "которого еще недооценили". По его словам, по сумме выполненных проектов В.М.Челомею нет равных в мире: 80% надводного и 100% подводного флота бывшего Союза имели на вооружении его ракеты.

Председатель Соломенской РГА И.П.Сидоров, который присутствовал на открытии всех установленных в КПИ памятников, считает, что увековечение выдающихся личностей способствует сохранению истории ради будущего и преемственности поколений.

Заместитель главного конструктора концерна "ПВО Алмаз-Антей" О.Г.Коберниченко одобрительно отозвался о инициативе КПИ увековечить образы выдающихся ученых, в частности, Л.В.Люльева, жизнь которого прошло под грифом "совершенно секретно". По его словам, в годы Великой Отечественной зенитными комплексами Люльева уничтожено две трети вражеских самолетов. Его изобретения опередили свое время на 20-30 лет.

Александра Литвин - школьница из с.Саварка, где родился А.М.Люлька, рассказала, что их земляк своей жаждой знаний и национальными корнями является примером для подражания молодежью села. Профессор ФМФ Н.О.Вирченко, которая много лет собирает исторические материалы о М.П.Кравчуке и способствует его популяризации, отметила, что Михаил Филиппович не только учил подопечных математической гармонии, он готовил молодежь к победам и успехам: жить - творить - побеждать .

После торжественного открытия памятников к постаментам были возложены цветы.

Владимир Николаевич Челомей Владимир Николаевич Челомей (1914 - 1984). Родился в городке Седлец Привислянского края (современная Польша). Учился на авиационном факультете Киевского политехнического института (1932 г.) и в Киевском авиационном институте, в который был преобразован факультет в 1933 году. Создал пульсирующий воздушно-ракетный двигатель (ПВРД), который устанавливался на ряде летательных аппаратов. Как главный конструктор ОКБ-52 В.Челомей разработал корабельную крылатую ракету со складывающимся крылом, что раскрывается в воздухе, что позволило размещать ее в малогабаритных контейнерах, в т.ч. и на подводных лодках. Под его руководством в 1944-1954 гг. создано несколько типов крылатых ракет с ПВРД. Во второй половине 1960-х гг. Челомей выполнил разработку ракетоносителя и космического корабля для полета на Луну, а также пробный проект для экспедиции на Марс. В СССР был первым, кто выдвинул и пытался реализовать идею боеголовок что разделяются. Под руководством Челомея разработаны ракетоносители и искусственные спутники Земли «Протон», «Полет», «Космос-+1267», орбитальные станции «Салют». Академик АН СССР (1962 г.), действительный член Международной академии астронавтики (1974 г.), профессор МВТУ им. Баумана. Дважды Герой Социалистического Труда (1959 и 1963 гг.), лауреат Ленинской (1959 г.) и Государственных (1967, 1974 и 1982 гг.) премий СССР.

Архип Михайлович Люлька Архип Михайлович Люлька (1908-1984). Родился в с.Саварка на Богуславщине под Киевом. Окончил механический факультет Киевского политехнического института (1931 г.) и аспирантуру Харьковского научно-исследовательского института промышленной энергетики. Работал инженером-исследователем на Харьковском турбинном заводе, одновременно преподавал на кафедре авиадвигателей Харьковского авиационного института. С 1939 г. руководил конструкторским бюро в Ленинграде; с 1941 г. работал инженером на Челябинском тракторном заводе, с 1943 г. - в конструкторском бюро В. Болховитинова в г.Свердловске (ныне г. Екатеринбург, Российская Федерация). В 1945 г. возглавил конструкторское бюро в г. Москве. С 1946 г. - генеральный конструктор авиационных двигателей, позже - генеральный конструктор авиационной техники. Разработал ряд турбореактивных и воздушно-реактивных авиационных двигателей, в частности «ТРД» (1937 г.), «РД-1» (1940 г.), «ТР-1» (1946 г.), «ТР-2», «ТР -3 »(оба - 1947 г.),« АЛ-5 »(1951 г.),« АЛ-7 Ф »(1953 г.). Академик АН СССР (с 1968 г.), профессор МАИ (с 1958 г.), Герой Социалистического Труда (1957 г.). Лауреат Ленинской (1976 г.) и Государственных (1948 г. и 1951 г.) премий СССР.

Лев Вениаминович Люльев Лев Вениаминович Люльев (1908-1985). Родился в Киеве. Окончил механический факультет Киевского политехнического института (1931г.). Работал конструктором в Уральском НИИ сельскохозяйственного машиностроения, затем - на Мотовилихинскому заводе: инженером, начальником бюро рационализации, инженером-конструктором. Накануне ВОВ переведен на завод № 8 в г. Подлипки, где работал в секции артиллерийских конструкций (позже - исследовательский отдел). На этом предприятии с его участием и под его руководством в 30-е годы ХХ века создаются и внедряются в производство 24 -, 37 - и 45-мм зенитные пулеметы, 76 - и 85-мм зенитные пушки. В 1941г. завод № 8 был эвакуирован в Свердловск и размещен на площадке завода им. Калинина. В 1945 г. Люльев назначен главным конструктором завода. В 1947 г. завод реорганизован в ОКБ по проектированию крупнокалиберной зенитной артиллерии - ОКБ-8. В 1964 г. под руководством Л.Люльева были разработаны и внедрены в производство самоходный зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) "Круг", ряд корабельных ракетных комплексов, впоследствии - ЗРК «С-200», а в первой половине 1980-х - уникальная зенитно ракетная система нового поколения «С-300В». Доктор технических наук (1966 г.). Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской (1967 г.) и Государственных (1948 г. и 1977г.) премий СССР.

Дата події