Одним из самых известных символов Великой Отечественной войны1941-1945 годов является знаменитая "Катюша" - боевая машина реактивной артиллерии.
Существует много версий происхождения названия этого грозного оружия. По одной из них, она связана с индексом "К" на корпусе миномета - ведь установки выпускали на Воронежском заводе имени Коминтерна, по другой - с популярной во время Великой Отечественной войны одноименной песней. Есть и другие предположения. В любом случае фронтовики любили давать прозвища оружию.
Например, 122-мм гаубицу М-30 прозвали "Матерью", 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20 - "Емелька". И БМ-13 сначала иногда именовали "Раисой Сергеевной", таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд) - основной элемент "Катюши".
... После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса "воздух-воздух" РС-82 (1937 р.) и 132-мм реактивных снарядов класса "воздух-земля" РС-132 (в 1938 г.), а также их успешного применение во время гражданской войны в Испании (1936-1939) в борьбе против фашистских мятежников и итало-германских интервентов, Главное управление поставило перед разработчиком снарядов - Реактивным научно-исследовательским институтом - задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132 .
Согласно этой задачи к лету 1939 г. институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, который позже получил официальное название М-13 и по сравнению с авиационным РС-132 имел большую дальность полета и более мощную боевую часть.
Также было разработано самоходную многозарядную пусковую установку, первый вариант которой был создан на базе двухосного грузового автомобиля ЗИС-5 (завод имени Сталина, пятая модель) и имел обозначение МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Пусковая установка имела 24 направляющих, установленных на специальной раме поперек продольной оси автомобиля. Проведенные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечала предъявляемым требованиям, ведь ее конструкция позволяла производить пуск реактивных снарядов только поперек автомашины. При этом существовала опасность при управлении огнем из кабины автомашины от воздействия горячих газов, струи которых также повреждали элементы установки и очень ее раскачивали, что ухудшало кучность стрельбы. Также предполагалась подзарядка пусковой установки с передней части направляющих, что было крайне неудобно и требовало много времени, а автомашина ЗИС-5 при этом имела ограниченную проходимость.
С учетом результатов испытаний, Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 г. была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний.
Установка, которая была создана на базе трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6, имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись (спаривались), образуя единую конструкцию, что именовалась "спариванием". Как и на установке первого варианта, для большей устойчивости во время стрельбы были предусмотрены домкраты, но, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, силы, что раскачивали пусковую установку, передавались вдоль оси машины на два центральных домкрата, расположенные вблизи центра масс машины, в результате чего раскачивание стало минимальным. Зарядка установки осуществлялось с заднего конца направляющих, что было гораздо удобнее и позволяло существенно увеличить скорострельность. Для защиты экипажа от горячих газов реактивных снарядов стекло кабины закрывалось броневыми откидными щитами.
Дальность полета снаряда М-13 массой 42 кг достигала 8470 м. Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составлял 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4 ° до 45 °, а угол горизонтального обстрела составлял 20 °. Все 16 снарядов можно было выпустить всего за 7-10 с. При этом пусковая установка была достаточно мобильной, ведь она допускала передвижение в заряженном состоянии со скоростью до 40 км / ч.
В ходе испытаний выявилась важная особенность залповой стрельбы реактивными снарядами: при условии одновременного разрыва нескольких снарядов на ограниченной площади с разных направлений действовали ударные волны, добавление которых друг к другу значительно увеличивало разрушительное действие каждого снаряда.
По результатам полигонных исследований, что были закончены в ноябре 1939 года, институту было заказано пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-морского флота для использования ее в системе береговой обороны.
Несмотря на очевидную эффективность реактивной артиллерии, работа по ее внедрению двигалась крайне медленно. И только накануне Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года, на осмотре образцов вооружения Красной Армии установка была представлена руководству ВКП (б) и Советского правительства. В тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальное название БМ-13 (боевая машина 13).
Первая отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии в количестве семи установок была отправлена на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова (1905-1941). Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 батарея полностью уничтожила железнодорожный узел Орша вместе с немецкими эшелонами, находившихся на нем.
Исключительная эффективность действий батареи капитана И.А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, один залп каждого из которых составлял 576 снарядов. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожались на площади более чем квадратный километр! Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.
Интересно, что если высокое звание "гвардейский" во время Великой Отечественной войны придавалось военным формированиям за массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство, проявленные непосредственно в боях, то частям реактивной артиллерии уже с осени 1941 года гвардейское звание присваивалось при их формировании. Этим подчеркивалось огромное значение реактивной артиллерии как мощного оружия, а также особая ответственность личного состава за выполнение боевых задач.
Катюша Необходимо отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать привычные для традиционного артиллерийского вооружения команды "пли", "огонь", "залп". Вместо этих команд применяли слова "пой" или "играй" (что, возможно, также было связано с песней "Катюша"). Да и для нашей пехоты залп "катюш" был приятной музыкой, в отличие от врага, который также на музыкальный лад называл их "сталинскими органами" (из-за мощного потрясающего рева что возникал при запуске снарядов).
... В связи с тем, что производство пусковых установок БМ-13 в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, имевших различные производственные возможности, в конструкцию установки вносили определенные изменения, обусловленные принятым на этих предприятиях технологическим процессом производства. Кроме того, на стадии развертывания серийного производства пусковой установки конструкторы внесли в ее конструкцию целый ряд изменений. Важнейшим из них была замена направляющих типа "спарка" на более совершенную направляющую типа "балка".
Таким образом, в течении первых двух лет войны использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава гвардейских минометных частей и негативно сказывалось на эксплуатации боевой техники. Поэтому был разработано и в апреле 1943 года принято на вооружение унифицированную (нормализованную) пусковую установку БМ-13Н. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Массу артиллерийской части было снижено на 250 кг, а стоимость - более чем на 20%.
Существенно были повышены и боевые и эксплуатационные характеристики установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задних стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в боевых условиях. Также был увеличен сектор обстрела, повышена устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованы подъемный и поворотный механизмы.
Как и БМ-13, боевая машина БМ-13Н могла вести огонь реактивными снарядами М-13, а также реактивными снарядами М-20, поступивших на вооружение в июне 1942 года. Реактивный снаряд М-20 был единственным фугасным снарядом калибра 132 мм. Масса взрывчатого вещества в его боевой части была увеличена до 18,4 кг по сравнению с 4,9 кг в снаряда М-13, благодаря чему снаряды М-20 успешно использовались для разрушения полевых укреплений противника. Недостатками нового снаряда были недостаточная дальность стрельбы (не более 5 км) и то, что из-за большой длины их можно было запускать только с верхних направляющих боевых машин, что вдвое уменьшало массу залпа. Поэтому после разработки более мощных фугасных реактивных снарядов М-30 и М-31 снаряд М-20 был снят с производства.
Более удачным оказался предназначенный для боевых машин БМ-13 и БМ-13Н принятый на вооружение в апреле 1944 года реактивный снаряд М-13-УК (улучшенной кучности). Проведенные еще в 30-е годы исследования показали, что кучность оперенного реактивного снаряда можно повысить за счет его медленного вращения во время полета. Для этого в передней части снаряда М-13 было выполнено 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходила часть пороховых газов, чем обеспечивалось вращения снаряда. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности способствовало росту плотности огня втрое, по сравнению со снарядами М-13.
Также существенным фактором, что повысил тактическую мобильность частей реактивной артиллерии, вооруженных установками БМ-13Н, было то, что в качестве шасси для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль "Студебеккер US 6x6", поступавший в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, что обеспечивалась мощным двигателем, тремя приводными осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, а также высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды.
Созданием пусковой установки БМ-13Н была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны. При этом на 1 мая 1945 г. в войсках была 3081 единица боевых машин реактивной артиллерии различных моделей.
... В послевоенные годы с учетом огромного опыта боевого применения первых образцов реактивной артиллерии отечественной промышленностью были разработаны еще более мощные потомки знаменитой "Катюши": "Град", "Ураган", "Смерч", "Прима", которые сегодня является одним из наиболее убедительных средств сдерживания некоторых горячих голов. Ведь все понимают: что тот, кто с мечом к нам придет, тот получит такую "пощечину", в том числе и от последователей "Катюши", от которой он еще долго не оправится.
И.Микульонок