В конце прошлого года в Государственный политехнический музей при КПИ им. Игоря Сикорского на временное экспонирование было передано экспонат, что одинаково заинтересовал и подростков, и мужчин - мопед "Верховина-3".

Сегодня почти никто не задумывается над термином "мопед", а он имеет довольно интересное происхождение. Кажется, что мопед - это тот самый мотоцикл, только меньше, с более слабым двигателем. Это довольно близко к истине, но все же не так. Термин "мопед" возник из сочетания двух слов: "мото" и "педаль". По сути это легкий мотоцикл с запуском двигателя с помощью педального привода. Отсюда устаревшее, сейчас смешное слово "мотопед", которое на самом деле тоже имеет право на существование. Сегодня подобные транспортные средства, только с пуском двигателя с помощью ножного рычага (кикстартер) тоже называются мопедами. Однако уже с 50-х годов. такие средства называются мокик ( "мото", "кикстартер»). Такая, казалось бы, небольшая разница в конструкции одновременно является чрезвычайно важной. На мопедах двигатель был несколько меньшей мощности, и поэтому во время движения вверх нуждался в помощи педалей. В то же время, слабый двигатель можно было завести педалями, то есть поочередно и правой, и левой ногами. Мощный двигатель с большей степенью сжатия и большей компрессией завести педалями было сложно.

Львовский велосипедный завод, на котором производилось это транспортное средство, был создан в конце 40-х годов. Тогда на предприятие,что до этого занималось производством повозок и сельскохозяйственных орудий, прибыли станки с Харьковского велосипедного завода и оборудование для производства велосипедов из Германии (по репарациям). Основной продукцией предприятия стали велосипеды. С 1958 года на предприятии было налажено производство мотовелосипедов, которые от модели к моделе приближались к конструкции легких мотоциклов.

В 1970 году было запущено в серийное производство мопед МВ-048 "Верховина-3", который был третьей моделью с двухскоростным двигателем и первым из серии "Верховина". Мопед кардинально отличался от предыдущих образцов. Его особенности: хребтовая рама из трубы прямоугольного сечения; вместительный бак на 5 л колеса 65х405 мм взаимозаменяемые; подвеска переднего колеса с пружинными телескопическими предварительно поджатыми амортизаторами; фара в удлиненном корпусе с указателем скорости и пробега с приводом от переднего колеса; низкий руль с зеркалом заднего вида; тормоза барабанного типа; привод переднего тормоза правым рычагом на руле, заднего - от педалей; подвеска заднего колеса маятниковая на пружинных амортизаторах; сиденье с чехлом из искусственной кожи и небольшой багажник. Двигатель мопеда Ш-51К был советской копией чешского двигателя "Ява-525": одноцилиндровый, двухтактный, бензиновый, объемом 49,8 см3 и мощностью 2 л.с. (Для сравнения, первый мотоцикл Киевского завода К-1Б "Киевлянин", выпускавшийся в 1946-1955 гг., имел мощность 2,3 л.с.). Коробка перемены передач - двухскоростная. Переключение манеткой (шифтером) рычага выключения сцепления. Максимальная скорость до 50 км/ч, расход топлива 2 л/100 км. Сухая масса мопеда - 51 кг. Все мопеды серии красились в темно-красный, "вишневый", цвет.

Перед внедрением в производство мопед удачно прошел заводские испытания. Более того, весной 1970 г. шесть серийных мопедов "Верховина-3" совершили пробег со Львова в Ульяновск. Машины проехали 5310 км "без каких-либо поломок".

О мопеде "Верховина-3" мечтали большинство подростков 70-гг. ХХ в. Не имея права до 16 лет ездить на мотоциклах, они с завистью смотрели на старших ребят, но могли освоить мопеды. Однако сначала мопед нуждался регистрации в Государственной автоинспекции - именно поэтому на экспонате музея установлен госномер. Позже в законодательство были внесены изменения, и транспортные средства с объемом двигателя до 50 см3 в регистрации уже не нуждались. Простой, дешевый, легкий, ремонтопригодный - он пользовался спросом и в городе, и в деревне.

В эксплуатации часто кроме замены деталей происходили и определенные модернизации мопеда. Чаще всего они заключались в установлении подножек для пассажира, временами увеличивался багажник. Именно такие изменения конструкции имеет экспонат музея. Тем не менее, он имеет достаточно высокую степень аутентичности. Наш мопед относится к первым сериям - он изготовлен в 1971 году.

Установлено габарит устаревшего образца (как на первых моделях), болотные щитки без дополнительной раскраски желтыми полосками и наклейки ЛМЗ на переднем щитке. Интересно, что запрещеное в УССР сочетание цветов синего и желтого использовалось на мопедах до середины 70-х годов. Лишь позже цветовую гамму было изменено. Однако на этом мопеде есть и неаутентичные узлы - это двигатель Ш-57 от следующей модели "Верховина-4".

Надеемся, мопед "Верховина-3" донесет до посетителя не только дух времени, но и мечты и желания подростков 70-х годов. А еще расскажет об опыте инженеров и конструкторов того времени и будет способствовать этим лучшему пониманию истории науки и техники.

Григорий Лупаренко, заведующий отделом ГПМ