Год дистанционного обучения стал годом наработки новых форм работы со студентами и накопления нового опыта. Преподавателям физвоспитания, пожалуй, было наиболее сложно, ведь представить себе студента, который по дистанционным рекомендациями будет выполнять какие-то упражнения, довольно трудно.

Несмотря на всю фантастичность идеи дистанционного обучения физвоспитания, преподаватели спортивных отделений кафедры физвоспитания, в том числе и тенниса, разработали дистанционные курсы для студентов 1 и 2 курсов. Использовали для этого электронную платформу Moodle, о которой практически все преподаватели ФВ впервые услышали только летом карантинного 2020 года. Приспособление учебных планов с возможностями дистанционного изучения дисциплины требовало изменения привычных представлений о ведении занятий. Следует отметить особую роль администратора платформы Moodle Светланы Алексеевны Благоверной и ее профессиональный подход, неутомимость и безграничное терпение, без которых освоение преподавателями новой для себя технологии было бы невозможно. Многие из преподавателей воспользовались и рекомендациями специального курса "Разработка дистанционных курсов с использованием платформы Moodle", который она проводила.

В попытке приблизить дистанционный курс к "обычному", в его задачи были включены видеообразцы комплексов упражнений, созданные силами преподавателей кафедры. Студентам предлагалось по видеообразцам выполнять упражнения, снимать выполнения на видео и отправлять преподавателю на проверку. Остальные задачи курса были чисто теоретическими.

С началом нового семестра физвоспитание было переведено из обязательных к выборочным дисциплинам. Первокурсников решили не заставлять двигаться, полагаясь на их четкое осознание необходимости движения и самостоятельного принятия решения, нужно ли им движение вообще. Вместо всего одной пары ФВ в неделю, когда они обязательно должны побегать, попрыгать и поиграть, оторвавшись от конспектов и гаджетов, первокурсники теперь должны сидеть в аудиториях и слушать обязательные лекции о том, каким должен быть здоровый образ жизни. Конечно, при этом никто не запрещает им заниматься спортом в " необязательных" спортивных секциях. Но без получения за это рейтинговых баллов, что все же важно для студента.

У студентов второго курса есть шанс на двигательную активность с начислением при этом рейтинговых баллов - если они выберут для изучения ФВ как выборочную дисциплину. Для этого было осуществлено новое структурное распределение видов спорта, по которому в марте состоялась запись на выборочные дисциплины. И оказалось, что физвоспитание интересное нашим студентам! По результатам записи курс физвоспитания выбрали примерно 75% всех студентов!

Подводя итоги изменений, произошедших в течение необычного прошлого учебного года, следует констатировать: все студенты получили представление о теоретических основах спорта, которым они занимаются. Например, студенты-теннисисты никогда ранее не получали такого детального представления о теории тенниса, которая на самом деле является очень сложной и требует знаний по физиологии, геометрии, физике и психологии. Преподаватели физкультуры овладели новыми технологиями преподавания, и теперь Moodle и Zoom для них стали обычной практикой. Выработаны новые подходы к преподавательскому обмену информацией и отчетности. Можно сказать, что год "дистанционки" привел к существенным изменениям и сдвигам, а кафедра физвоспитания выполнила огромный объем работы. И как бы там ни было, можно уверенно утверждать, что приобретенный в течение прошлых месяцев опыт в дальнейшем преподавателям физвоспитания пригодится.

Сегодня трудно предсказать, как будет развиваться эпидемическая ситуация в дальнейшем и позволит ли она вернуться в новом учебном году к привычной организации занятий с физвоспитания и тренировок. Одно можно утверждать точно: университет должен воспитывать всесторонне развитых специалистов. То есть, не только разумных и квалифицированных, но и здоровых и физически крепких. Решающую роль в этом должно играть именно "живое практическое физвоспитание". К этому сейчас возвращаются европейские и американские университеты, которые уже пережили многолетний период вытеснения физвоспитания теоретическими курсами. Это опыт, которым стоит воспользоваться.