В 2017 году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого, педагога и организатора образования в Украине Георгия Григорьевича Ефименка.
Г.Г. Ефименко родился 30 января 1917 г. в Екатеринославе (ныне. Днепр). После окончания школы в 1931 году он поступил в школу ФЗУ Металлургического завода им. Петровского, после выпуска из которой в 1933 г. на этом же заводе работал электриком. В 1935 году поступил в Днепропетровский металлургический институт, который окончил в 1940 г. по специальности "Металлургия чугуна», и получил направление на работу на Криворожский металлургический завод. Впрочем, строгое предвоенное время внесло свои коррективы в его планы.
Через две недели после защиты дипломного проекта он был уже в Западной Украине солдатом учебной батареи. В феврале 1941 г. его отправили на военно-политические курсы Киевского особого военного округа в г. Радомышле, а уже на третий день войны - в Киев, где он получил назначение на должность заместителя командира батареи по политической работе зенитно-артиллерийского полка, который оборонял Киев. В феврале 1943 года он был направлен помощником начальника политотдела в 8-ю зенитно-артиллерийскую дивизию. Георгий Григорьевич участвовал в крупных операциях на Курской дуге, форсировании Днепра, освобождении Киева и Украины, форсировании Вислы, откуда началась знаменитая Висло-Одерская операция с выходом на Одер в феврале-марте 1945 г., а в апреле - наступление на Берлин и его штурм.
После демобилизации работал инженером-исследователем на кафедре металлургии чугуна Днепропетровского металлургического института, учился в аспирантуре. После защиты кандидатской диссертации в 1950 г. был рекомендован директором в Днепродзержинский металлургический институт.
В 1955 - 1959 годах Г.Г. Ефименко - заместитель министра в только что организованном Министерстве высшего образования УССР, к которому затем присоединили и среднее специальное образование. Это было время быстрого развития высших и средних учебных заведений, вызванное ускоренным экономическим ростом СССР и повышенной потребностью в специалистах. Тогда, по инициативе и при активном участии Г.Г. Ефименка, были организованы Алчевский горно-металлургический институт, филиалы крупных институтов в Кадиевке, Запорожье, Рубежном, Симферополе, Никополе, Кривом Роге, Виннице и других городах Украины. Впоследствии эти филиалы превратились в первоклассные высшие учебные заведения. Весь этот период он по совместительству работает на кафедре металлургии чугуна и теории металлургических процессов Киевского политехнического института.
В 1959 г. Георгий Григорьевич Ефименко перешел работать доцентом на кафедру металлургии чугуна Днепропетровского металлургического института, где организовал единственную в СССР проблемную лабораторию подготовки металлургического сырья. На основе выполненных в лаборатории работ в 1971 г. он защитил докторскую диссертацию в Московском институте стали и сплавов. С 1970 года работал ректором Днепропетровского металлургического института.
Научно-исследовательские работы Г.Г. Ефименко были направлены на решение основных проблем подготовки металлургического сырья, использование его в металлургических агрегатах и управление доменным процессом. Его исследования привели к созданию первых в мировой практике промышленных систем автоматического регулирования доменных процессов на заводах "Криворожсталь" и Мариупольском им. Ильича. Широкий фронт исследований в проблемной лаборатории подготовки металлургического сырья позволил значительно углубить и расширить физико-химические основы спекания железорудных материалов.
Г.Г.Ефименко вместе с сотрудниками лаборатории разработал теорию спекания агломерата и окатышей в присутствующей жидкой фазе, определил закономерности кристаллизации жидкой фазы, показал большое значение поверхностных свойств жидкой фазы и магнезитовых добавок для производительности доменного процесса и качества продукции. В 1966-1970 годах были также разработаны предложения по увеличению прочности агломерата и окатышей. Они были внедрены на Криворожском горно-обогатительном комбинате и дали экономический эффектом примерно 1 млн руб в год. Кроме того, они закладывались в проекты реконструкции агломерационных фабрик.
После работы в должности ректора Днепропетровского металлургического института начинается второй, еще более продуктивной, период деятельности Г.Г. Ефименка, который приходится на 1973 - 1984 гг., когда он занимал должность министра высшего и среднего специального образования УССР.
Как министр Г.Г. Ефименко много сделал для развития высшей школы Украины, повышения уровня подготовки высококвалифицированных специалистов и их эффективного использования.
Работая на этой должности, Георгий Григорьевич не порывал связей с Киевским политехническим институтом - он возглавлял методологический семинар профессорско-преподавательского состава инженерно-физического факультета и был его активным участником. Такая деятельность дала возможность Г.Г. Ефименку щедро делиться с сотрудниками и студентами бесценным опытом в области металлургического производства, побудить студентов к овладению фундаментальными знаниями.
Г. Г. Ефименко был инициатором создания в 1985 г. научно-исследовательской лаборатории новых методов подготовки металлургического сырья на инженерно-физическом факультете Киевского политехнического института при кафедре "Физико-химические основы технологии металлов". Он же стал и ее первым научным руководителем. В 1988 г. лаборатория была преобразована в общефакультетскую "Научно-исследовательскую лабораторию новых процессов и технологий в металлургии".
Как научный руководитель лаборатории Георгий Григорьевич создал основные направления деятельности НИЛ:
1.Теоретические и лабораторные исследования новых перспективных методов подготовки железорудного сырья для черной металлургии;
2. Обобщение и анализ мировой практики относительно подготовки для новых металлургических процессов;
3. Развитие технологий производства новых видов металлургической шихты;
4. Разработка методов оценки металлургического сырья;
5. Исследование экономических аспектов развития черной металлургии Украины в постсоветский период и разработка научных основ и стратегии высокоэффективной технологической структуры черной металлургии Украины.
Актуальность исследований лаборатории была обусловлена тем, что шихтовые материалы украинского производства по своим характеристикам уступали европейским. Таким образом, в этой лаборатории определялись главные стратегические направления и перспективы научно-технического развития черной металлургии, разрабатывались предложения по реализации научно-технических и организационных решений в условиях Украины. Г.Г. Ефименко сделал весомый вклад в разработку теоретических основ и технологии производства высокоэффективных видов металлургической шихты. Под его руководством выросла целая плеяда ярких ученых - более 50 докторов и кандидатов наук, и научная школа по направлению подготовки шихтовых материалов для металлургических технологий. Он автор более 200 научных работ, в том числе 60 изобретений.
При непосредственном участии Георгия Григорьевича были подготовлены и опубликованы учебники для вузов "Металлургия чугуна», «Сталь на рубеже веков", монографии "Сталь и альтернативные материалы", "Анализ развития и технико-экономические проблемы прогресса производства стали в мире".
Время работы Г.Г. Ефименка в должности министра высшего и среднего специального образования УССР было периодом интенсивного развития украинских ВУЗов. Только объем выполненных в них научно-исследовательских работ вырос почти вдвое. Были созданы современные учебно-научные комплексы нынешних Киевского национального университета им. Тараса Шевченка, Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского", Национального университета "Львовская политехника", Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" Национальной металлургической академии Украины, Национального горного университета и др.
Для Г.Г.Ефименка как управленца характерно активное применение новаторских аналитических подходов, основанных на глубоком анализе процессов, освоении современных технологий управления, которые он считал творческой научно-исследовательской работой, придавая особое значение развитию этих методов и подходов в ВУЗах - на всех уровнях, распространению передового опыта через сборники статей по проблемам высшей школы.
Так, в мае 1974 г. министерством были разработаны единые требования к научной организации, планированию и периодическому контролю самостоятельной работы студентов, которые использовались во всех ВУЗах с 1974/75 учебного года. Это создало необходимые предпосылки для проведения семестрового контроля самостоятельной работы студентов, введенного во всех вузах с 1 сентября 1974 года. При этом предусматривались единые сроки подведения итогов текущего контроля в виде аттестации каждого студента по всем дисциплинам. Текущий контроль самостоятельной работы и аттестация позволили студентам и преподавателям более рационально планировать свое время, определять задачи первостепенной важности и, в итоге, способствовали повышению качества знаний. Для автоматизации процедуры анализа этих и других процессов в министерстве был создан главный информационно-вычислительный центр.
Большого значения Г.Г. Ефименко придавал активной научно-исследовательской работе студентов, превращению научных подходов в форму обучения. После широкого общественного обсуждения и тщательной подготовки научно-методической документации с начала 1975/76 учебного года ВУЗам было предложено систему организации научно-исследовательской работы студентов в рамках учебного процесса, которая предусматривала следующие мероприятия:
Слишком централизованная система управления высшим образованием в стране сдерживала творческую инициативу и часто не давала возможности воплощать в жизнь даже эти безусловно нужные новации. Но сегодня можно сказать, что многие замыслы Г.Г. Ефименка, возможно, в несколько иных формах, все же реализованы. Речь идет, например, о замысле о создании Республиканского научно-исследовательского института высшей школы (теперь это - Институт модернизации содержания образования МОН Украины); Музея истории техники, аналог которого создано при Национальном техническом университете Украины "Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского"; о введении Государственной премии в области образования; о создании многоступенчатой системы образования с использованием базы средних специальных учебных заведений (которых в то время насчитывалось примерно 730); о введении широкого количественного анализа оценки знаний. Сейчас эту идею реализовано в виде практики внешнего независимого оценивания деятельности университетов, вообще применение элементов Болонского процесса в том смысле, что, как свидетельствует надпись на стенах Болонского университета, "Без науки нет университетов", и многое другое. Все это дает основание утверждать, что идеи Г.Г.Ефименка актуальны и сегодня и успешно реализуются в современной Украине.
В своей деятельности Г.Г. Ефименко чрезвычайно большое значение придавал работе с людьми, воспитанию нового поколения руководителей. Стоит отметить, что под его непосредственным руководством начинали свою работу такие выдающиеся руководители высших учебных заведений, как академики НАН Украины ректоры Киевского национального университета им. Тараса Шевченка Л.В. Губерский, Национального технического университета Украины "КПИ им. Игоря Сикорского" М.З.Згуровский, Национального горного университета Г.Г. Пивняк и многие другие.
Г.Г. Ефименко был депутатом Верховного Совета СССР и Верховного Совета Украинской ССР (1974 - 1985 гг.). Он лауреат Государственной премии УССР (1983 г.), награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, медалями «За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", "За доблестный труд», «50 лет Вооруженных сил СССР", "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.".
В деятельности член-корреспондента НАН Украины, профессора, доктора технических наук Георгия Григорьевича Ефименка, который прошел горнило Великой Отечественной войны и все ступени научно-педагогической работы в высшем учебном заведении, гармонично сочетались требовательность с уважением и доверием к подчиненным и коллегам, ему была присуща высокая культура общения.