Грозное оружие Великой Отечественной войны легендарная "Катюша" - мобильная реактивная установка залпового огня (УЗО). Именно ей устанавливали памятники, ей посвящали свои произведения писатели и поэты. Навечно вошла она и в историю войны, и в историю техники. В то же время мало кому известны имена ее создателей. Дело в том, что "Катюша" создавалась в течении большого отрезка времени, создавалась разными авторами и коллективами, создавалась, так сказать, поэтапно.

На первом этапе решался фундаментальный вопрос получения топлива для реактивных снарядов. В нашем случае это был коллоидный бездымный порох. На втором этапе разрабатывался собственно снаряд. Снаряд был создан и испытан еще до войны, но применялся он на самолетах для уничтожения авиации и наземных целей.

Исходя из опыта применения реактивных снарядов, сделали вывод, что при всех положительных качествах, в этих снарядов есть и отрицательные. Прежде всего - проблема прицеливания: одиночным снарядом было очень трудно попасть в цель. Именно этот вопрос решался на третьем и последнем этапе. Это была задача, как говорят изобретатели, на "применение". В результате "Катюша" состоялась, или "пошла" по терминологии технического творчества.

Этап первый. Главным действующим лицом этого этапа был профессор Михайловской артиллерийской академии полковник Иван Платонович Граве (1874-1960). Хоть история началась в 1884 г., когда французский инженер Поль Вьель изобрел бездымный порох. При использовании этого пороха артиллерия увеличила дальность полета снаряда в несколько раз. И.П.Граве удалось в 1916 г. усовершенствовать изобретение французского инженера: получить бездымный порох на другой основе - так называемый коллоидный или желатиновый, порох, который можно формировать в виде стержней различного диаметра и даже обрабатывать на токарном станке. Применялся такой порох в шашках.

После революции И.П.Граве остался в Советской России и 5 ноября 1926г. получил первый советский патент на бездымный порох (№ 122, рег. № 144/44). Всего же изобретатель получил 9 патентов, 7 из которых имели отношение к военной технике. Однако как человек, имеющий дворянское происхождение, к дальнейшей практической работе с реактивными снарядами не привлекался. И.П Граве занимался научными исследованиями и в 1942 году за капитальный труд "Баллистика замкнутого пространства", посвященный реактивному оружию, получил Сталинскую премию I степени. Подтверждает его авторство в разработке пороха и снаряда для "Катюши" такой авторитетный свидетель, как Главное артилерийское управление (ГАУ) в своем заключении от 14 февраля 1951 г. Вот так! Не было бы пороха, изобретенного И.П.Граве, не было бы и "Катюши"!

Второй этап проходил в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) инженера М.И.Тихомирова, одного из главных конструкторов пороховых ракет. До конца своей жизни (1930 г.) М.И. Тихомиров руководил ГДЛ. Помощником у него был В.А.Артемьев, разработкой пороха занимался И.И.Кулагин. В его команде были и такие конструкторы, как Д.А.Вентцель, Р.В. Богомолов, Г. Е. Лангемак, а в 1929 г. присоединился Б.С.Петропавловский. В ГДЛ разработали и освоили технологический процесс производства пороховых шашек, изучили их баллистические возможности. Здесь были открыты законы горения в камерах с соплом, проведены первые этапы летных испытаний. В лаборатории широко проводились работы по созданию ракет различных калибров, назначению и применению. Были испытаны различные варианты пусковых установок: меняли количество и длину труб, количество снарядов, состав пороха и, главное, средства стабилизации ракет в полете. Разработка реактивных снарядов калибра 82 и 132 мм началась в 1930 г., а в 1932 г. провели летно-конструкторские стрельбы снарядами этого калибра с самолета. В этом же году начались работы по вооружению реактивными снарядами самолета "Р-5" и бомбардировщика "ТБ-1" снарядами РС-132 и РС-245.

В 1935 г. вышла книга Г.Е. Лангемака и В Л. Глушко "Ракеты, их устройство и применение". "Конечно, никаких противооткатных приспособлений для станка не требуется. Эта особенность ракетного вооружения позволяет использовать его в таких аппаратах, которые не могут выдержать отдачи, присущей обычным пушкам, то есть на самолетах, небольших судах, автомобилях и т.д. Главная область применения пороховых ракет - вооружение легких боевых аппаратов ... ". Не исключая применения РС с других транспортных средств, авторы предпочитали авиацию. Подводя итоги второго этапа, констатируем, что начатая в ГДЛ М.И.Тихомировым работа завершилась выдающимися инженерами Б.С. Петропавловским, Г.Е. Лангемаком, В.А. Артемьевым и др. созданием пороховых ракетных снарядов, применявшихся в авиации.

Третий этап. В марте 1932 г.произошло неординарное событие, что значительно повлияло на весь дальнейший ход научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. ГДЛ и московская "Группа по изучению реактивного движения" (ГИРД) были объединены в Ракетный институт под руководством И.Т.Клейменова. Пока шла реорганизация института, съезжались работники и конструкторы, создавались новые отделы и лаборатории в стране, набирал скорость маховик ежовщины. В 1937 г. были арестованы и вскоре расстреляны начальник института И.Т.Клейменов и его заместитель Г.Е. Лангемак. В 1938 г. арестованы и осуждены В.П.Глушко и Королев. Однако работы в институте продолжались. В 1937 г..новым начальником института назначено Б.М.Слонимера, а главным инженером - Андрея Григорьевича Костикова, который позже займет должность начальника института.

В 1938 г. в ГАУ поступил проект многозарядной установки для залповой стрельбы 24 реактивными снарядами, подписанный главным инженером института А.Г.Костиковым и начальником отдела этого института Иваном Сидоровичем Гваем. В проект добавлялись подробные расчеты и обоснования. ГАУ дало разрешение на проведение испытаний и 1 ноября 1938 г. установка сделала первый залп.

Начальник ГАУ дал высокую оценку новому оружию. Позже, 14 февраля 1939 г., в докладной записке А.Г. Костиков напишет: "Во второй половине 1938 г., благодаря удачному сочетанию ракетно-химического снаряда с залповым агрегатом, установленным на машине, наметился путь широкого и очень эффективного использования реактивных снарядов в наземных условиях".

17 июня 1941 г. А.Г. Костиков продемонстрировал членам Политбюро, правительства работу УЗО. 21 июня 1941 г., в последний довоенный день, УЗО была принята на вооружение. Боевое крещение УЗО приняла под Оршей 14 июля 1941 г. С 7 участвовавших первых машин, 5 были опытными образцами. Их взяли прямо из мастерских института. В дальнейшем московский завод "Компрессор" станет главным предприятием по их серийному выпуску.

В марте 1939 г. И.С.Гвай, А. Костиков и В.В.Аборенков направили в отдел изобретений Народного комиссариата обороны заявку на пусковое устройство залпового огня и получили авторское свидетельство. "Катюша" состоялась! Из трех авторов проекта этой установки двое - наши земляки, родом с Украины.

И.С.Гвай (1905-1969) начальник отдела ракетных двигателей на твердом топливе - родился в Днепропетровске в семье железнодорожника. В 1923 г. окончил Днепропетровский железнодорожный техникум, через год поступил в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. После окончания третьего курса, как лучший студент, был направлен в Ленинградскую электротехническую академию. После ее окончания работал в ГДЛ, а позже - в Ракетному научно-исследовательскому институте. В 1942 г. получил Сталинскую премию и ученую степень кандидата технических наук без защиты диссертации. Когда И.С.Гвая в Высшей аттестационной комиссии спросили: "А где же Ваша диссертация? У нас ее нет", то в ответ услышали: «Стреляет на фронте!"

А.Г. Костиков - выпускник Киевской военно-инженерной школы 1926г., Герой Социалистического труда, член-корреспондент Академии наук, Лауреат Сталинской премии I степени, генерал-майор инженерно-авиационной службы. Родился 30 октября 1899 г. в городе Казатин Киевской губернии. С 19 лет воевал в Красной Армии, был ранен, попал в плен к белополякам, но оттуда сбежал. Командирован в 3 Киевскую военно-инженерную школу. Весной 1930 г. поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского, которую он закончил в 1933 году. Семь выпускников академии, в том числе и А.Г.Костиков, направлены в Ракетный научно-исследовательский институт. С 1936 г. он - начальник отдела реактивных двигателей.

В 1938 году А.Г.Костикова назначают главным инженером института, а в дальнейшем он становится начальником института. В письме в МКГ ВКП (б) А.Г.Костиков обосновывает предложение: "... в настоящее время исследовательская работа в области реактивных двигателей показала реальную возможность разработки самолета, который в течении 1 ... 5 мин. мог бы двигаться со скоростью, превышающую звуковую ... " 26 июля 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны о поручении институту вместе с Наркомавиапромом в короткий срок разработать реактивный истребитель-перехватчик. Институт под руководством А.Г.Костикова берется за эту работу. На проектирование, строительство и наземную отработку в условиях военного времени выделялось меньше восьми месяцев.

Осенью 1943 г. был построен первый экземпляр самолета, но установленный правительством срок был сорван. 18 февраля 1944 г. А.Г. Костикова увольняют с работы, потом арестовывают. Восемь томов уголовного дела. Допросы, обвинения в шпионаже и вредительстве. Выводы безымянных рецензентов: "Разъяснение автора ... верны . Автора целесообразно привлечь к более углубленной разработке". Он был освобожден из-под стражи 28 февраля 1945 г. В постановлении об окончании следствия отмечено, что "в ... деле вражеского намерения в действиях А.Г.Костикова, что был большим специалистом своего дела, не установлено". Впереди было пять лет жизни (умер в декабре 1950 г.), новые работы, ученики. Но была и смертельная волна грязной пены. А.Г.Костикова обвиняли в том, что по его доносу были арестованы С.П. Королев и В.П. Глушко.

Для выяснения этого и других подобных вопросов в 1989 г. была назначена специальная комиссия. Главные выводы комиссии: "Прокуратура СССР за №13 / 4-1032 от 12.06.89 г.. Подтверждает факт, что в уголовных делах в отношении С.П. Королева, В.П. Глушко отсутствуют данные, подтверждающие то, что они были арестованы по доносу А. Костикова ".

Нападениям подвергался не только сам А. Костиков, но и авторское свидетельство на УЗО. Этот вопрос также обсуждался комиссией. И вот ее выводы: "Наша комиссия изучила сотни связанных с этим вопросом документов. Выводы однозначны: авторами изобретения механической установки для залповой стрельбы реактивными снарядами и авторами нового оружия - реактивных систем залпового огня - есть А.Г. Костиков, И.С. Гвай и В.В.Аборенков. Не найдено такого лица, которое могло бы обосновано претендовать на включение его в состав этого авторского коллектива ".

О третьем участнике и авторе пусковой установки залпового огня В.В.Аборенкова, к сожалению, достоверной информации не найдено. Известно, что он был командующим гвардейскими реактивными подразделениями "Катюш" во время Великой Отечественной войны.

В заключение хочется выразить надежду, что в ВИТИ на доме, где учился А.Г.Костиков, ему будет открыта мемориальная доска. Чтобы мы могли уверенно сказать: "Никто не забыт - ничто не забыто!»

В.П.Никонов, Ст.н.с. Государственного политехнического музея при НТУУ "КПИ"