500 лет назад в небольшом тосканском городе Ареццо родился Джорджо Вазари - автор знаменитых "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Этой книге суждена долгая, а возможно и вечная, жизнь, потому что пока будет жить человечество, она останется одним из главных источников информации о выдающихся деятелях эпохи Возрождения. Заметим попутно, что именно Вазари и ввел термин "Возрождение" ("Rinascita").
Эта книга - наверное первая в истории человечества искусствоведческая работа. В ней Вазари определил основные черты известных тогда художественных стилей и использовал метод стилистического анализа, заложив основы искусствоведения как науки. Более того, в ней он предложил периодизацию этой эпохи от Передвидродження (Проторенессанса) и Раннего Возрождения до Высокого Возрождения. Лишь в период Позднего Возрождения им не был очерчен, но это понятно - он жил в те времена и не мог предвидеть дальнейшего хода культурного развития, а следовательно - и того, когда и чем закончится этот славный период в истории Европы.
Первое издание книги Вазари вышло в 1550 году во Флоренции. В нем было помещено 133 биографии художников - от выдающегося живописца Проторенессанса Джованни Чимабуэ до современника и учителя Вазари Микеланджело Буонарроти. Второе - за 18 лет, после существенной переработки и значительных дополнений. Именно это издание 1568 стало основой для дальнейших переизданий и переводов до нашего времени. В нем было подано уже 161 биографию выдающихся деятелей Ренессанса его начал, так и современников автора. В жизнеописаний было добавлено теоретический трактат «Введение в трех искусств рисунка, а именно: архитектуры, живописи и скульптуры" и еще несколько статей.
Однако ценность труда Вазари заключается не только и не столько в теоретических рассуждениях. Главным в ней есть удивительно интересно и живым языком тех времен пользователя биографии его великих современников и предшественников, описания их произведений и рассказы об обстоятельствах (порой весьма сложные или запутанные) их создания.
Но интересны они не только как свидетельство становления и развития изобразительных искусств на территории средневековой Италии в течение нескольких веков, но и как чрезвычайно информативные источники в истории техники и прикладной науки, каким бы парадоксальным ни казалось это утверждение читателю. Дело в том, что проектированием, сооружением и отделкой домов в те времена занимались одни и те же лица - люди, которые владели многими профессиями. Они были и архитекторами, и художниками, и ремесленниками, и механиками, и изобретателями. Признаком эпохи был неразрывной связи художественного творчества с технической деятельностью. Более того, профессия художника считалась одной из ремесленных и ее представители ничем не отличались от представителей других профессиональных групп. Как и все, они организовывались в цеховые структуры с соответствующими уставами и системой подчинения. Иногда они не имели собственных цехов и входили в другие. Например, в некоторых городах архитекторы и скульпторы входили в цех каменщиков, а живописцы - в цех аптекарей, так как без этого изготавливали свои краски.
Неудивительно, что и Вазари не мог, да и не стремился обойти этой стороны творчества своих героев. Собственно, он и не мог бы поступить иначе: инженерная деятельность была неотъемлемой частью их жизни. А порой - и главной.
Так, среди биографий, размещенных в "Жизнеописаниях ...", есть рассказ о Леон Баттиста Альберти (1404 - 1472), флорентийского архитектора, геометра и математика, изобретателя камеры-обскуры, автора классического десятитомного трактата "Об архитектуре", в котором была обобщена вся известная тогда Запада практика строительства и теоретически обоснованы принципы тогдашней архитектуры.
Другой выдающийся персонаж книги - Филиппо Брунеллески (1377 - 1446) - выдающийся из итальянских архитекторов, инженер и скульптор, является автором нескольких архитектурных жемчужин, радуют зрение людей и служат им до сих пор. Брунеллески был и строителем купола собора Санта Мариа дель Фьоре во Флоренции - выдающейся инженерного сооружения того времени (внутренний диаметр купола 42 метра, высота от пола собора 114,36 метров). При его сооружении Брунеллески должен был решить ряд сложных технических задач, с чем блестяще справился. В своей книге Джорджо Вазари подробно описал обстоятельства сооружение этого купола: конкурс среди мастеров из разных краев на право выполнять этот заказ; разработку проекта; мельчайшие особенности его конструкции и технологии сооружения; даже использование разработанного Брунеллески механизма для подъема грузов с помощью противовеса и колес, которые крутил один вол вместо шести пар.
Между героев "Жизнеописаний ..." есть не только живописцы, архитекторы и скульпторы. Один из них - флорентийский инженер Франческа Д'Анджело Чекко (1447-1488), который выполнял многочисленные заказы по укреплению тосканских городов. Рассказ о нем интересная описанием почти забытой области искусства эпохи Возрождения - особого оформления религиозных праздников и шествий, очень популярных в средневековых европейских городах. Чекки был признанным мастером таких вещей, поэтому в книге были подробно описаны разработанные им механические устройства, "оживляли" фигуры святых и даже позволяли "разыгрывать" с их участием несложные сценки. Интересно, что эти "облака" (по определению Вазари) могли быть не только стационарными, но и такими, которые могли переносить участники торжественного шествия.
Ну и, конечно, невероятно ценна рассказ о выдающегося деятеля эпохи Возрождения, гениального художника, инженера, ученого, музыканта, теоретика искусств и литератора Леонардо да Винчи (1459 - 1519) - "странную и небесную человека", как называет его сам Вазари. Готовя этот жизнеописание, он пользовался рассказами и отзывами людей, которые были лично знакомы с великим мастером, поэтому текст изобилует драгоценными деталями, которые со временем непременно были бы бесследно утраченным. Из него мы узнаем, что уже в детстве Леонардо совершенстве владел принципами счета на абаке (далеком предшественнике компьютера), что интерес к науке и технике он приобрел в мастерской своего учителя Андреа Верроккьо - уже тогда он, как писал Вазари, "рисовал машины движущихся силой воды ", впоследствии" ежедневно делал модели и чертежи, чтобы показать, как можно легко сносить горы прокопать их от одной долины в другую, как с помощью рычагов, кранов и винтов поднимать и переносить очень тяжелые вещи ... ".
Титульный лист первого издания "Жизнеописаний ..." Д. ВазариЗвисно, не забыл Джорджо Вазари включить в книги и жизнеописание. Впрочем, право на это он, безусловно, должен: Вазари является автором архитектурного ансамбля галереи Уффици (всемирно известный музей во Флоренции), крытого перехода от палаццо Питти в палаццо Веккьо, тянувшийся почти через половину тогдашней Флоренции (известного туристам как коридор Вазари) , церкви Санто Фьоре е Лучилла в его родном городе Ареццо; выполнял огромное количество заказов как живописец, хотя его слава в этой области и не была столь значительной; оставил после себя интересные образцы декоративного искусства. Однако самым значительным произведением Вазари есть, все же, наверное, "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Несомненно, успех, или, скорее, очень высокие литературные и научные качества этой работы были определены не только талантом, но и жизненным опытом ее автора, поэтому стоит хотя бы бегло коснуться его биографии.
Джорджо Вазари (1511 - 1574) родился в семье ремесленника-гончара, отсюда, кстати, и его фамилия ("vasa" итальянской - сосуд). Ремесленниками были и его дед и прадед. От традиций этой трудовой семьи - уважение и интерес Вазари в практической деятельности и профессиональных знаний. А еще - живой разговорный стиль, яркая народная речь его литературных произведений. Рано потеряв отца, Вазари вынужден был взять на себя содержание трех сестер и двух братьев, что заставило его искать выгодной работы. Некоторое время он учился во Флоренции ювелирному искусству, учился живописи у известного тогда художника Россо и даже, по его словам, у Микеланджело. Семнадцатилетним юношей привлек к себе внимание кардинала Ипполито Медичи, и с тех пор навсегда связал себя с известной своими богатствами и влиятельности тосканской семьей, которая играла очень важную роль в жизни средневековой Италии, дала несколько правителей Флоренции и, в конце концов, превратила это город-государство из республики на сеньорию. В 1563 году стал основателем Флорентийской академии рисунка. Окончил придворную карьеру кавалером ордена Святого Петра, богатым помещиком и домовладельцем. А еще - выдающимся архитектором, историком, теоретиком искусства и писателем - автором большой книги.
Дмитрий Стефанович
Титульный лист первого издания "Жизнеописаний ..." Д. Вазари
Коридор Вазари во Флоренции, построенный в 1565