You are here

Дистанционное обучение: морока или помощь преподавателю?


Дистанційне навчання

Дистанционное обучение - современная перспективная форма предоставления образовательных услуг, которая успешно действует в НТУУ "КПИ". Качественно созданы дистанционные курсы упрощают усвоение соответствующих дисциплин и обеспечивают индивидуальный характер обучения. В частности, преимущества дистанционного обучения раскрылись этой зимой, когда было приостановлено очные занятия. Об опыте внедрения в учебный процесс дистанционных курсов на ФММ эта статья.

По окончании курсов повышения квалификации в учебно-методическом комплексе "Институт последипломного образования НТУУ"КПИ" по программам "Создание и использование web-ресурсов учебной дисциплины","Разработка дистанционных курсов с использованием платформы Moodle", "Разработка WEB-страницы преподавателя" мной были разработаны авторские дистанционные курсы по дисциплинам «Маркетинг малого предприятия", "Бренд-менеджмент", "Маркетинг страховых услуг", "Маркетинговые исследования в инновационной сфере", "Основы маркетинга" (для технических специальностей) и "Консультации по дипломным работам бакалавров", из которых на два первых уже получено гриф "Рекомендовано методическим советом НТУУ"КПИ" и Сертификат Украинского института информационных технологий в образовании НТУУ "КПИ "(УИИТО). После внедрения этих курсов в учебный процесс мною было проведено маркетинговое исследование их эффективности, результатами которого и хочу поделиться.

В начале 2010 г. я впервые предложила студентам вспомогательный вариант обучения с помощью дистанционных курсов, разработанных на базе электронной learning платформы Moodle. Тогда процент тех, кто сумел ими воспользоваться, едва достиг 21% среди студентов заочной формы обучения, 93% среди студентов стационара и 100% среди студентов параллельной образования. Однако в конце 2011 г. - начале 2012 г. этот показатель составлял 64% среди студентов заочной формы обучения и 100% среди студентов стационара. Такие данные свидетельствуют об умении и желании студентов пользоваться новейшими информационными технологиями и коммуникациями при обучении. Но того же они ожидают от нас, преподавателей.

По данным портала "BFM.RU" уровень технического совершенствования человечества будет ускоряться по закону экспоненты, который положен в основу теории технологической сингулярности. По прогнозу американского ученого-футуролога Томаса Фрея, в 2030 г. профессия преподаватель вообще может исчезнуть. Благодаря внедрению в 2001 г. Массачусетским технологическим институтом движения OpenCourseWare, в Интернете появилось большое количество дистанционных курсов в свободном доступе. На сегодня, по данным сайта "РБК daily", они были загружены более 130 млн раз. Безусловно, прогноз футуролога может вызвать у нас, преподавателей, тревогу за свое будущее. Такие опасения являются естественными, но, по теории маркетинга, временными!

Прежде всего, разработка и постоянное совершенствование дистанционных курсов обеспечивает нам возможность быть доступными различным студенческим аудиториям на разных континентах. Это позволит существенно увеличить экспорт наших образовательных услуг.

Во-вторых, тревогу вызывает повышение вероятности плагиата наших авторских материалов, загружаемых в Интернет как контент дистанционного курса. С одной стороны, это актуализирует необходимость законодательного урегулирования законодательства об авторском праве. С другой, условия стремительного обострения иногда неблаговидной конкуренции заставляют нас не останавливаться на достигнутом, самосовершенствоваться, опережать конкурентов и делать новые открытия.

В-третьих, внедрение дистанционных курсов получает высокую оценку непосредственных заказчиков наших преподавательских услуг - студентов. По мнению студентов, дистанционные курсы не имеют эмоций, субъективного отношения преподавателя к студентам и являются очень прозрачными для оценки знаний. E-learning платформа Moodle четко отслеживает и фиксирует динамику учебной деятельности каждого студента в течении семестра. Формат дистанционного семинара, вебинара или научного форума формирует у студентов умение в интерактивном режиме отстаивать собственные научные позиции и предупреждает плагиат, поскольку позволяет проверять отдельные предложения отчетов через поисковые системы. На практических же занятиях студенты учатся дискутировать "в живом формате". Такая "комплексность", "структурированность" и "наглядность" процесса обучения особенно положительно отмечена студентами. Популярны среди студентов и он-лайн консультации, поскольку позволяют экономить их временные и материальные ресурсы.

Эффективность индивидуальной работы с преподавателями я почувствовала на собственном опыте во время учебы в УИИТО. Поэтому пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех преподавателей УИИТО и ИПО НТУУ "КПИ" за полученные новейшие знания и эффективные инструменты обучения. Искренняя благодарность Ю.М.Богачкову, М.И.Ивченко, М.В.Гончаренко, А.А.Павловскому, Л.Ф.Ярмолович, С.О.Благовирний за профессиональные советы и консультации.

Безусловно, создание дистанционных курсов требует от преподавателей кропотливой, но интересной работы, связанной с обработкой новых технологий, подготовкой соответствующих материалов, настройкой курсов под авторскую методику преподавания, постоянной их поддержкой и обновлением. Но стремительные процессы развития информационных технологий уже невозможно остановить. Сегодня со второго класса школьники начинают изучать информатику. Через 10 лет этому поколению будет недостаточно видеть преподавателя НТУУ "КПИ" с мелом у доски ...

Н.В.Юдина, к.э.н., ст. преподаватель ФММ

x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій