Аннексия Крыма особенно болезненно отразилась на крымскотатарском народе. Ход его обустройства на родной земле и интеграция в украинское общество был грубо перечеркнутый оккупационной властью, которая с рвением начала бороться против возрождения его исторической памяти. Одним из самых ярких примеров этого стал запрет на проведение в Симферополе мемориальных торжеств к 70-летию его депортации. Впрочем, история свидетельствует, что при таких условиях готовность людей к отстаиванию собственного национального достоинства и прав только возвышается. Растет и интерес к выдающимся соотечественникам, особенно тех, которые сделали значительный вклад в дело утверждения национального самосознания. Одной из таких личностей является для крымских татар выдающийся просветитель Исмаил Гаспринский, столетняя годовщин со дня смерти которого будет отмечаться в начале сентября этого года.

Имя Исмаила-бея Мустафы-оглы Гаспринского (8.03.1851-11.09.1914) стало для крымскотатарского народа символом возрождения тюркизму, знаменем перемен, отказа от старых догм и стереотипов. И. Гаспринский был одним из самых известных педагогов-реформаторов конца XIX - начала ХХ в. Влияние его идей сказалось при подготовке и проведении реформы национальной школы, разработке проблем родной школы, создании первых национальных учебников. Зачинатель дела просвещения крымскотатарского народа и ее лидер, И. Гаспринский посвятил жизнь делу единения традиционной духовности с передовыми достижениями европейской культуры, чем снискал заслуженный авторитет среди всех исламских народов Российской империи, Ближнего и Среднего Востока.

Конец 1860-х гг. был временем, когда после ряда поражений, понесенных народами Востока от европейских колонизаторов, в мусульманском мире начала укореняться мысль о важности образования, необходимости обновления общественной и духовной жизни. В обществе пробуждалось чувство национального достоинства, распространялись идеи развертывания широкой антиколониальной борьбы. Такие настроения способствовали появлению лидеров нового типа, которые, обладая знаниями Запада, оставались верными традициям своего народа. Одним из таких проводников был И. Гаспринский, у которого преданность культуре, языку и религии своего народа органично сочеталась со стремлением освоить все богатство европейской и русской культуры.

Для расширения культурного кругозора в 1871г. Исмаил отправляется в Париж, где состоялось накануне восстания коммунаров и который понемногу начинал отходить от поражения во франко-прусской войне. Несмотря ни на что, город сохранял статус культурной столицы Европы. Кроме того, Париж, в котором часто и на длительное время поселялись мусульманские просветители из стран Средиземноморья, в последней трети XIX в. превращался в своеобразное место встречи культур Запада и Востока. Все это делало его еще более привлекательным для И. Гаспринского. Поездка в столицу Франции позволила молодому крымскотатарском интеллектуалу не только ознакомиться с новейшими достижениями западной цивилизации, но и осознать мировой масштаб мусульманского просветительского движения, который проходил в контексте синтеза восточной духовности с западными научно-техническими и культурными достижениями. Тогда же Гаспринский понял, что центром мусульманского возрождения того времени стал Египет, уровень экономики и образования в котором существенно повысился благодаря реформам правителя Мохаммеда Али. Поэтому несколько месяцев в 1874-1875 гг. И. Гаспринский проводит в Каире.

Опыт, приобретенный во время французского и египетского путешествий, во многом определил ценностные приоритеты и дальнейший жизненный путь Исмаила Гаспринского. Впечатления от поездок легли в основу ряда его литературных произведений. Исмаил утвердился в глубокой вере, для которой были чужими демонстративность и узкий клерикализм. Именно после странствий Европой у него стала вызревать мысль о необходимости радикальных реформ духовной жизни мусульман, которые базировались бы на сочетании научно-технического прогресса христианских и сохранении обновленных религиозных принципов исламских народов.

Эти идеи И. Гаспринский начал реализовывать прежде всего при разработке и внедрении новой системы школьного образования - сначала для мусульман Крыма, а затем и других регионов Российской империи. Новая система образования предусматривала ознакомление школьников с основами русской и европейской культур, прививала им навыки толерантности и веротерпимости, знания и уважения к науке.

Исмаил Гаспринский как мусульманин и патриот своего народа стоял у истоков и был непосредственным участником общеисламских и общетюркских движений, зарождавшихся в Российской империи в конце XIX в. Однако его мировоззрение было значительно шире, чем в большинства конфессионально и этнически ограниченных участников этих движений. Он избегал любых форм национализма и клерикализма и считал, что подъем культурного уровня народа должен базироваться на восстановлении его традиционной духовности посредством просвещения среди широких масс населения. Традиции должны быть обязательно сохраненными, тем более что, как считал Гаспринский, не все стоит перенимать у Европы - важен именно синтез национальной культуры и передовых достижений западной цивилизации. Отказ же от своих корней станет губительным. Противоречия между Западом и Востоком И. Гаспринский стремился снять, сочетая западную ученость и цивилизованность с восточной духовностью, основанной на исламе. Он писал: "Могучий, кипучий Запад с его миллиардами и широкими знаниями, языческий Восток пробуждающийся с его бесчисленным населением могут сдавить нас, как тиски, если мы не поторопимся как следует сплотиться, просветиться и развить во всю ширь работоспособность и производительность" .

Молодой Исмаил принимал активное участие в общественной жизни родного города. По возвращении из Египта он был избран гласным Бахчисарайской городской думы, а в 1876 - мэром Бахчисарая. Эту должность он занимал до 1884 г. и провел несколько масштабных реформ. Ему удалось почти втрое увеличить бюджет города и начать существенные преобразования в городском хозяйстве. Оставаясь в рамках действующей юридической базы, он добился от Министерства внутренних дел Российской империи повышение квоты представительства крымских татар в органах городского самоуправления, которое было ограничено законами. Заботился он и о санитарном состоянии и развитии народного образования в Бахчисарае и т.д..

Понимая, что основы мировоззрения закладываются в детстве, Исмаил пишет и за собственной редакцией выдает на крымскотатарском языке многочисленные учебники и книги, рассчитанные на молодых читателей. Издания Гаспринского были созвучными времени и получили широкую известность в обществе. В частности, его учебное пособие "Ходжа и-субьян" ("Учитель детей") было неоднократно переиздано и стало самым популярным изданием в тюркоязычных мире.

Вопросы внедрения знаменитого звукового метода, создание новометодных (светских) школ стали центральными в издании Учителя учителей, постоянно уверявшего своих читателей в том, что Коран и образование "не мешают друг другу, как думают многие мусульмане, а наоборот". Убеждать в этом Гаспринскому приходилось не только своих единоверцев, но и "уважаемых ученых", которые считали, что "пресса в руках невежественного татарского духовенства служила и продолжает быть орудием поддержки и распространения религиозного, морального и бытового обскурантизма в бедном татарском простонародье".

Писательский талант И. Гаспринского, наиболее полно раскрылся в последней четверти XIX в., сделал его патриархом новой крымскотатарской литературы. Его перу принадлежат повесть "Африканские письма", написанный в эпистолярном жанре роман "Письма Молли Аббаса Франс", историческое повествование "Девушка-львица", мистическая новелла "Горе Востока", "Французские письма", "Солнце взошло" и другие художественные произведения. Позже Гаспринский раскрывается в жанре политической эссеистики - начале XX в. его очерки и эссе были изданы двумя сборниками - "Русское мусульманство" и "Русско-восточная соглашение". В целом творческое наследие просветителя насчитывает десятки литературных произведений и тысячи публицистических трудов.

Активно занимался И. Гаспринский и научной работой, в частности в сферах истории, этнографии и письменной культуры своего народа. В 1887 г. он входит в научно-краеведческую организацию Крыма - Таврическую губернскую научную архивную комиссию, в которой выполнил значительную работу по поиску и изучению литературных памятников средневекового мусульманского Крыма.

Однако основные усилия Исмаил на протяжении всей жизни направлял на выпуск периодических изданий на крымскотатарском языке. В 1883 г. И. Гаспринский в Бахчисарае организует и редактирует издание двуязычной (на крымскотатарском и русском) газеты "Терджиман-Переводчик". Она была первой и в течение многих лет оставалась единственной тюркоязычной газетой в пределах Российской империи. Просуществовала газета 35 лет и регулярно выходила до апреля 1918-го.

Уже с первых номеров "Терджиман" пользовался большим спросом. Материалы газеты были посвящены проблемам мусульман Крыма и всей империи, событиям общероссийской и мировой политической и культурной жизни. Эта газета стала "окном в большой мир" для крымских татар и других тюркоязычных народов империи в Поволжье, Закавказье и Средней Азии. Она распространялась в Турции и даже подвластном Китаю Восточном Туркестане. Материалами газеты активно пользовалась турецкая пресса.

"Терджиман" открывал мир культуры новому поколению крымских татар, жаждущих интеллектуального образования и творчества. Газета стала отправной точкой литературного пути таких известных в первой трети XX в. (которых впоследствии власть пыталась искусственно вычеркнуть из людской памяти) литераторов, как Осман Аргокракали, Мэмет Нузет, Якуп Шакир-Али, Шамиль Тохторгази, Обияким Ильмай, Асан Сабри Айвазов, Исмаил Лятифзаде, Сеит Абдулла Озенбашлы.

Гаспринский был терпимым к идейным противникам из всех лагерей. Будучи в духовном плане значительно выше большинства своих соотечественников, просветитель до определенного предела всегда был готов на разумные компромиссы, но при этом никогда не уступал важнейшими для него принципами гуманности и просвещения, любви к родному народу и открытости для всего передового в западной, украинской, русской или любой другой культуре.

Своей деятельностью Исмаил Гаспринский заложил фундамент демократической традиции в крымскотатарском национальном движении. Данный им импульс получил новое развитие в наши дни, когда значительная часть крымских татар после десятилетий изгнания смогла вернуться на землю отцов и приступить к построению новой жизни.

Лилия Шерифивна Диникова, преподаватель кафедры украинского языка, литературы и культуры ФЛ