По своему социальному положению студенчество было неоднородным. В дореволюционной России двери высшей школы, как и вообще путь к образованию, было открыто преимущественно для состоятельных людей. Образовательный ценз, высокая оплата за обучение, нехватка студенческих общежитий и стипендий были значительным препятствием для большинства населения страны. Быстрое развитие промышленности и растущее общественно-демократическое движение способствовали демократизации части студенчества, особенно в технических вузах. Поскольку технические вузы готовили кадры непосредственно для производства, а это не всегда влекло состоятельных людей, то в этих заведениях постепенно росло число представителей разночинной интеллигенции, выходцев из рабочих и крестьян [28, с. 15].

Материально-бытовые условия таких студентов были тяжелыми, каждый из них ежегодно должен платить 100 руб. за обучение, оплачивать квартиру, питание, покупать учебную литературу и нужные принадлежности. Заметим, что стипендиальный фонд института составлял всего 15 тыс. руб., Так мизерную стипендию получали менее 5% студентов [26, с. 13]. Правда, в Устав института, по предложению члена комиссии по вопросам высших технических заведений Д. И. Менделеева, был внесен пункт о праве совета института освобождать от оплаты за обучение около половины студентов, но это существенно положения не меняло. В отчете о первом наборе студентов отмечалась крайняя нищета значительного количества студентов. Поэтому администрация вуза обратилась к общественности с просьбой поддержать нуждающихся [10, с. 27]. Для помощи студентам использовались различные источники, но приток средств был мизерным и не систематичным. Для улучшения положения весной 1903 г. было создано «Общество помощи бедным студентам КПИ», фонд которого составляли взносы и пожертвования членов общества, поступления за подписными листами, доходы от благотворительных спектаклей и вечеров, торговли учебными принадлежностями и тому подобное. 1904 г., например, этот фонд составлял 10 402 руб., отсюда студентам выделялись средства для оплаты за обучение, на одежду, книги, учебные пособия, бесплатные обеды и т.д. [29, с. 7]. Существенную материальную помощь студентам предоставляли прогрессивно настроенные профессора института, которые принимали участие в благотворительных мероприятиях, выступали с публичными лекциями, средства от которых шли в фонд помощи студентам.

После революции 1905-1907 гг. положение малообеспеченных студентов значительно ухудшилось. По данным студенческого переписи, проведенной в ноябре 1909 г., только квартплата отнимала половину их бюджета. Многие студенты не могли платить за обучение. Так, за 1909 г. из 2452 студентов 1036 обратились с просьбой об освобождении от оплаты. Из них освободили полностью 399 и частично 261 студента [12, с. 27]. В феврале 1910 г. было создано «Общество скорой помощи голодающим студентам высших учебных заведений г. Киева». Однако и это не изменило положения, поскольку общество не имело в своем распоряжении значительных средств. Так, 1912 г. денежную помощь на общую сумму 614 руб. с его фондов получили всего 83 студента города.

О тяжелом материальном положении студенчества, его бедности писала легальная пресса. Особенно широкий резонанс вызвала опубликованная 1912 г. статья М. Горького, где он призвал прийти на помощь студенчеству, особенно выходцам из демократических слоев населения, чья жизнь была невыносимой.

Необходимость одновременно и учиться, и добывать средства к существованию, а также некоторая перегруженность занятиями было причиной того, что обучение в институте растягивалось на шесть - восемь и более лет, многие студенты из нужды оставляли вуз, и только часть заканчивала его за четыре года (средний возраст выпускников достигал 27- 28 лет). Например, на химическое отделение в 1898-1912 гг. было принято 1155 человек, а закончили курс только 615, то есть 53%, на инженерное - 1520, а закончили - 678 человек, то есть 46,6% [12, с. 41].

Студентам, которые успешно сдавали выпускные экзамены, присваивали звание: на механическом и химическом отделениях - инженера-технолога, инженерном - инженера-строителя, агрономическом - ученого-агронома. Звание инженера-технолога давало право заведовать предприятиями, управлять сооружением фабричных, заводских и жилых домов, заниматься строительными работами, создавать проекты зданий. Инженеры-строители имели возможность составлять проекты и проводить строительные работы, ученые-агрономы - заведовать сельскохозяйственными фермами, станциями, заводами, занимать должности на государственной службе. Кроме этого диплом об окончании института открывал путь к преподавательской работе в специальных учебных заведениях. Выпускники имели право носить установленный для них знак особого образца [30, с. 7].

Первый выпуск в КПИ состоялся 1903 г., выпускные экзамены успешно сдали и получили дипломы 91 человек [31, с. 22]. В последующие годы число выпускников колебалось; например, 1904 г. оно составляло 140, 1909 г.- 249, 1910 г.- 69 человек. За 19 дореволюционных лет институт подготовил 2815 специалистов [26, с. 67], в том числе на механическом отделении 810, химическом - 706, инженерном - 660, агрономическом - 639 [12, с. 41, 165].

Дипломированные инженеры владели хорошими знаниями, практическим опытом. Высокую оценку выпускникам института в отчете о результатах первых государственных экзаменов в КПИ дал Д. И. Менделеев: «Имея 35-летний опыт в деле дипломирования в высших учебных заведениях, я беру на себя смелость утверждать, что такой общей совокупности специальных работ студентов-выпускников , которую я видел у студентов первого выпуска Киевского политехникума, нельзя найти в известных мне университетах и технических институтах, так как в этих последних большинство представленных диссертаций имеет характер теоретический и не сопровождается, как здесь, собственными лабораторными исследованиями, которые случаются только как особые исключения »[9, с. 157].

Выпускники института работали не только в Украине, но и в Закавказье, Центральной России, на Урале, в Сибири и т.д. [32, с. 102]. Они завоевывали авторитет на предприятиях и в учреждениях, занимали ответственные должности [2, с. 399]. Выпускниками КПИ были: выдающийся ученый в области металлургии акад. И.П. Бардин, строитель Шатурской и Днепровской ГЭС акад. А. В. Винтер, первый директор Кузнецкого металлургического комбината Д. В. Билан, проф. Московского энергетического института Е. И. Ромм, конструктор авиадвигателей акад. А. А. Микулин, основатель науки о коллоидной химии, директор Института общей и неорганической химии АН УССР акад. А. В. Думанский, проф. кафедры гидравлики КПИ, а с 1940 г. директор Института гидрологии АН УССР акад. Г. И. Сухомел, выдающийся металлург и Коксохимик акад. М. П. Чижевский и др.

Итак, Киевский политехнический институт с самого начала существования стал выдающимся центром подготовки высококвалифицированных инженеров, научных и педагогических кадров.

Киевский Политехнический институт Очерк истории.- Киев: "Наукова думка", 1995.- 320 с.