Повышение качества подготовки специалистов связывалось с улучшением всей учебно-методической работы - методических докладов на заседаниях кафедр и ученых советов, разработкой новых лабораторных и практических задач, наглядных пособий, проведением открытых занятий, привитием студентам навыков самостоятельной работы. Большую роль в решении этих задач продолжал играть методический совет. За время с октября 1949 г. по июль 1956 г. на заседаниях методического совета и семи общеинститутских конференциях заслушаны десятки докладов по актуальным темам учебно-методического процесса, например, «Философское понимание основ законов термодинамики» (проф. М. А. Кичигин), «Методические советы к преподаванию основ динамики» (проф. Н.А. Кильчевский), «Лекции по термообработке металлов» (проф. В.Н. Гриднев), «О тематике дипломного проектирования» (проф. Н.Н. Васильев), «О защите дипломных проектов» (проф. Б.С. Лысин) и др.
Значительное внимание уделялось методике проведения лабораторных работ и практических занятий, организации производственной практики, курсовому проектированию, контролю за самостоятельной работой студентов и др. [29, с. 203]. Методический совет подготовил и издал печатью пособие «К методике составления вступительных лекций», она подымала вопросы, связанные с участием в учебном процессе новаторов производства. Именно в эти годы лучших производственников начали привлекать к чтению лекций в студенческой аудитории. Только 1951/52 у. г.. на механическом, сварочном, теплотехническом и химико-технологическом факультетах выступили рабочие-передовики, знатные мастера, инженерно-технические работники заводов Новокраматорского, «Ленинская кузница», Подольского им. С. Орджоникидзе, ГЭС-3. Постоянным лектором был известный новатор производства - токарь-скоростник В. К. Семинский [43, с. 57].
Большое внимание уделялось разработке новых лабораторных задач, изготовлению наглядных материалов, изданию учебников и учебных пособий, обновлению и составлению новых учебных программ. Только в 1950-1955 гг. в институте было проведено более 1600 новых лабораторных работ и задач, изготовлено более 3,5 тыс. схем, диаграмм, макетов и других наглядных пособий. Пересмотрено и составлено около 600 учебных программ, подготовлены к печати более 100 рукописей учебных и учебно-методических пособий, издано 14 учебников, в том числе по теоретической механике, начертательной геометрии, общей химии [29, с. 201].
В это время назрела необходимость ликвидировать чрезмерную специализацию и перейти к подготовке инженеров широкого профиля; устранить параллелизм в преподавании смежных дисциплин, сократить количество обязательных занятий студентов в течение недели при одновременном увеличении часов на самостоятельную работу, уменьшить количество зачетов и экзаменов на сессии; улучшить качество производственного обучения, курсового и дипломного проектирования. Были приняты меры по совершенствованию работы методического совета: пересмотрено его состав, структуру и направление деятельности, созданы комиссии по контролю за качеством занятий, публикацией методических материалов процесса повышения квалификации по вопросам политехнизации средней школы, организации и планирования самостоятельной работы и производственной практики студентов, кинофикации учебного процесса, обмена опытом работы. Возглавлял методический совет заместитель директора по учебной работе, постоянное участие в работе комиссии принимали более 80 преподавателей. 104].
По таким же принципам строилась методическая работа кафедр. Широко практиковались учебно-методические семинары. Первый из них был организован на кафедре теоретической механики, а позже аналогичные семинары начали работать и на других кафедрах. На кафедре теоретических основ электротехники в семинаре постоянно участвовали преподаватели других вузов города, сотрудники институтов АН УССР. Успешно работали семинары при кафедрах термической обработки металлов и металловедения, металлургии чугуна, технологии машиностроения, сопротивления материалов. 1955/56 у. г. на химико-технологическом факультете был организован научно-методический семинар, объединявший преподавателей трех химических кафедр факультета.
Важной проблемой учебно-методической деятельности было дальнейшее совершенствование учебных планов и программ с целью расширения профиля подготовки специалистов, внедрения новых дисциплин, что были бы основанные на последних достижениях науки и техники.
На общеинститутских методических конференциях обсуждались вопросы методики преподавания отдельных проблем, разделов предлагаемых дисциплин, курсов в целом. Так, на конференции, состоявшейся 1955/56 у. г.., были заслушаны и обсуждены доклады «Преподавание раздела курса по вопросам расчета на усталость» (проф. Г.С. Писаренко), «О преподавании некоторых вопросов теории функций в курсе математической физики» (проф. А. С. Смогоржевский). 1956/57 у. г. заслушаны доклады на темы: «Методика преподавания курса по обработке металлов давлением» (проф. Т. Н. Голубев), «Методика преподавания курса технологии инструментального производства» (доц. 3. Д. Христич).
Главное внимание было сосредоточено на преподавании важнейших проблем, усвоение которых было необходимым условием подготовки инженеров, а несложные описательные разделы планировались на самостоятельную проработку. На кафедре теоретической теплотехники, например, в курсе «Пароиспарительные приборы» студенты самостоятельно изучали разделы «Конструкции теплообменных аппаратов» и «Схемы испарительных приборов», в курсе «Промышленные печи» - разделы «Основные типы стекловаренных печей» и «Печи цветной металлургии». На кафедре литейного производства к обязательному курсу было включено новый раздел по автоматизации технологических процессов в литейном производстве, а на кафедре физики металлов в корне изменено учебный план подготовки инженеров металлофизиков [45, с. 85; 46, с. 100].
Существенных изменений претерпели учебные программы по курсу «Теория металлургических процессов», что полностью «растворились» в курсе физической химии. Были внесены изменения в распределение лекционных и лабораторных часов с этого курса - за счет лекционных часов трижды увеличилось время на проведение лабораторных занятий. В курсе «Металлургия чугуна» было значительно изменено практическую часть: основное внимание уделено изложению методов управления процессом плавки на основе показателей контрольно-измерительных приборов с включением автоматики [47, с. 95].
На горном факультете было согласовано учебные программы по курсам «Общая геология» и «Кристаллография», «Основы горного электропривода» и «Горная автоматика и телемеханика». Ученые кафедр радиоприемных устройств и электроприборостроения совместно пересмотрели программы некоторых курсов. Согласовано также программы по курсам «Физическая химия» и «Теоретическая электротехника». Методический совет разработал рекомендации для кафедр по улучшению организации самостоятельной работы студентов. Они были изложены в брошюре «Памятка студенту І курса» [45, с. 91].
В результате повышения теоретического уровня преподавания коллектив института достиг высоких показателей в учебной работе. 1950/51 у. г. экзамены составили 94% студентов, в том числе на «отлично» и «хорошо» почти 80% [22, с. 178]. Примерно такой уровень успешности сохранялся до конца 50-х годов. Однако в последующие годы эти показатели несколько снизились. Причина заключалась прежде всего в том, что с середины 50-х годов произошли качественные изменения в среде студентов. Утвержденные 1955 г. правила приема в вузы предоставляли льготы при поступлении лицам, имевшим стаж практической работы и демобилизованным из рядов Советской Армии. Такие лица составляли около 40% общего количества принятых, а 1960р.- 80%. Начиная с 1960г., было разрешено также принимать в вузы молодежь, которая получала направление предприятий, строек, колхозов и совхозов. Для этих студентов устанавливалась повышенная стипендия, а по завершении обучения они возвращались на свои предприятия. Так, в 1960 г. в таких условиях в вуз было зачислено 360 студентов [39, с. 143]. Конечно, обновление состава студентов мобилизованными из армии и производственниками имело определенный положительный момент: вузы пополнялись зрелыми молодыми людьми, многие из которых имели не только представление о своей будущей специальности, но и морально закалились в трудовых и армейских коллективах. Но большой перерыв в обучении - два и более лет- не мог не отразиться на их знаниях. Так, среди зачисленных 1959 студентов на вступительных экзаменах по математике получили удовлетворительные оценки 49%, по физике - 48,5% [42, с. 8].
Положение осложнялось и тем, что в конце 50-х годов существенно изменились формы учебной работы с теми студентами, которые не имели трудового стажа. Такие студенты должны были в течение двух лет совмещать учебу с производственной практикой на рабочих местах по выбранной специальности. Например, среди 1540 студентов, принятый в 1960 г. на первый курс, 564 совмещали учебу с работой на производстве. Всего 1960 г. работали на производстве и учились 1322 студента, из них 564 первокурсники работали учениками на заводах, 622 второкурсники - рабочими и 125 пяти- курсников - инженерно-техническими работниками. Конечно, учиться и работать одновременно было нелегко, что и приводило к снижению успеваемости.
Организация учебного процесса осложнялась также разнообразием профессий, по которым проводилась в институте подготовка инженеров, разнохарактерность производств, для которых готовились специалисты, многосменности работы предприятий, их рассредоточенность в территориальном плане и др.
При таких условиях кафедрам пришлось, с одной стороны, организовать двухпоточные (днем и вечером) учебные занятия, а с другой - перенести часть занятий непосредственно по месту работы студентов, как это было сделано для тех, кто работал на шахтах Ново-Волынская. Для лучшей подготовки работающей молодежи к поступлению в вуз было открыто восьмимесячные подготовительные курсы, на которых 1958 г. при институте обучалось 700 слушателей и на предприятиях Киева - 250, 1959 г.- 880 и 760 слушателей соответственно [42, с. 7].
Наряду с этим в институте проводились поиски новых форм организации учебного процесса. Кафедры начали практиковать составление календарных планов, которые доводились до каждого студента. Было пересмотрено соотношение лекционных и практических занятий, содержание и объем программ, домашних заданий, перечень обязательной литературы. Чтение лекций и проведение лабораторных занятий поручалось опытным и высококвалифицированным преподавателям. Методический совет изучил положение дел на некоторых кафедрах, организовал серию открытых лекций ведущих профессоров института, в частности К.И. Ващенка, В.С. Кочо, Н.П. Воллернера и др. [48, с. 107]. Для студентов, которые не успевали по некоторым дисциплинам, кафедры математики, химии, начертательной геометрии организовали дополнительные занятия, проводили внеплановые консультации, ввели шефскую помощь сильных студентов более слабым. Усилилось внимание к обеспечению учебного процесса наглядными пособиями.
Одновременно с увеличением общей численности студентов расширялась подготовка кадров по специальностям химическая технология, автоматика, вычислительная техника, радиоэлектроника и другие отрасли новой техники. Так, на радиотехническом факультете началась подготовка инженеров по специальностям промышленная электроника, гироскопические приборы; на горном - автоматизация процессов в горной промышленности; на электротехническом - математическое и счетное оборудование и приборы, автоматизация процессов производства и распределения электроэнергии, автоматизация и телемеханика; на механическом - автоматизация процессов прокатного производства; на теплотехническом - автоматизация теплоэнергетических процессов электростанций.
Состоялось укрупнение ряда кафедр, например, на базе кафедр общей химии и неорганической химии, начертательной геометрии и графики, шахтного строительства, рудничного крепления и горно-строительных сооружений, английского и немецкого языков создано 4 кафедры - общей и неорганической химии, начертательной геометрии и черчения, горно-шахтных сооружений, иностранных языков. Изъятие из программ устаревших разделов позволило устранить дублирование учебного материала и углубить изучение общетеоретических дисциплин: математики, физики, механики, химии. Началось преподавание новых разделов и курсов, соответствующих современному развитию науки и техники - автоматика и телемеханика, счетные приборы, программное управление. Это позволило создать специальные кафедры: электронных и ионных приборов, вычислительной техники, диэлектриков и полупроводников, автоматизации металлургических процессов.
Повысилась роль курсового и дипломного проектирования. Главное внимание теперь было сосредоточено на том, чтобы максимально приблизить курсовые и дипломные проекты к проблемам производства и науки, научить студентов творчески мыслить, применять полученные знания на практике. Лучшим средством достижения этого было реальное проектирование, то есть выполнение проекта на заказ производства под руководством кафедры. 1957 г. таких реальных проектов было 14, а в 1958 г.- 151.
1958/59 у. г.. реальные дипломные проекты на радиофаке составляли 70%, защита происходила на предприятиях. На факультете химического машиностроения 50% дипломных проектов были выполнены по заданиям предприятий, из них 38 принято заводами для внедрения [49, с. 133]. 1959/60 у. г. с 1537 дипломных проектов 453 защищены как реальные дипломные проекты, из них 320 - выполнено на производстве [42, с. 135]. 1961 г. из 1675 дипломных проектов большинство защищены как реальные [50, с. 119].
Ценную инициативу проявил коллектив радиотехнического факультета. Студенты пятых курсов вместо преддипломной практики направлялись в конструкторские бюро и лаборатории, где в течение года работали на инженерно-технических должностях, разрабатывали дипломные проекты как плановые работы предприятий. Одновременно проводилась вечерняя форма обучения. Как отмечалось в отчете института за 1961 г., работа дипломников радиотехнических специальностей на инженерно-технических должностях дала хорошие результаты. На этом факультете с целью улучшения конструкторской подготовки будущих инженеров в мае 1960 г. было организовано студенческое проектно-конструкторское технологическое бюро (СПКТБ), которое сыграло большую роль во внедрении в учебный процесс реального курсового и дипломного проектирования, в укреплении связи института с производством . Члены СПКТБ, а их изначально было З0 человек, выполняли работы по заказу предприятий по хоздоговорам. Почин радиотехников поддержали и на других факультетах, в частности на химико-технологическом и теплофизическом. В январе 1961 г. в институте [работало три отделения СПКТБ: радиотехническое, что объединяло 35 студентов, химического машиностроения - 25 теплотехническое - 20 студентов. Позже к работе бюро подключились студенты механического, электротехнического и других факультетов.
Актуальными оставались также вопросы подготовки и издания учебников и учебных пособий. К началу 1955 г. книжный фонд библиотеки составлял 500 тыс. экземпляров, более половины из них - учебники и техническая литература, около 40 тыс.- социально-экономическая литература. На 1 января 1957 г. в фондах библиотеки хранилось уже 768 756 экземпляров литературы [51, с. 10]. Однако и такое количество книг не удовлетворяло потребностей студентов, особенно, если учитывать внедрение новых дисциплин, спецкурсов и т.д., из которых учебников и учебных пособий не было.
В связи с этим особое значение приобрела инициатива преподавателей в кратчайшие сроки обеспечить студентов учебниками и учебно-методической литературой по основным дисциплинам учебного плана. Общими усилиями уже 1959 г. было выдано 115 наименований учебной и учебно-методической литературы - конспектов лекций, учебных пособий, учебников по технологии металлургических процессов, химии и других - общим объемом 788 печатных листов. В начале 70-х годов книжный фонд библиотеки превысил 1 млн экземпляров.
В формировании творческих начинаний будущих специалистов существенную роль играла студенческая научная работа, что сочеталась с учебным процессом. В кружки СНО привлекалось все больше студентов, росло качество экспериментальных исследований. 1952/53 у.году в 80 кружках, объединенных в 12 секций, участвовали 2500 студентов.
1955 г. состоялся конкурс на лучшее рационализаторское предложение дипломантов, на котором вторую премию получил студент электроакустического факультета А.Г. Алмухамедов за разработку электронно-импульсного метода измерения детонаций. Позже, во время преддипломной практики на киностудии «Мосфильм», А.Г. Алмухамедов обратил внимание на то, что в работе звукоцеха измерения детонаций было одним из болезненных вопросов. Предложенное им решение этого вопроса комиссия бюро по рационализации и изобретениям студии признала техническим усовершенствованием. Студия его внедрила и направила материалы для использования в научно-исследовательский кинофотоинститут, главного управления по производству фильмов и Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи.
Студент електрофакультета В. Демьяненко в течение трех лет работал в научном кружке при кафедре измерительных приборов. Во время преддипломной практики на заводе «Точэлектроприбор» изобрел прибор, который позволил проводить измерения в электроцепи с различными частотами. На городском конкурсе научного творчества его работа была удостоена первой премии.
Дальнейшему развитию студенческого научного творчества способствовало внедрение индивидуальных графиков выполнения учебного плана, составленных с учетом проведения студентами, что успешно занимались научной работой, самостоятельных исследований. В этот период значительно увеличилось количество студенческих научно-экспериментальных исследований. Студент пятого курса горного факультета А. Михнов, работая горным мастером на шахте № 3 Волынского рудоуправления, в период преддипломной практики сконструировал стойку для поддержания кровли крепления во время работы комбайна «Донбасс-1». Его изобретение было одобрено техсоветом шахты и внедрено в одной из лав.
В мае 1957 г. состоялся городской конкурс научных обществ вузов Киева, в котором приняло участие 16 студенческих коллективов. За лучшую организацию научной работы среди студенческой молодежи первое место завоевало СНТО КПИ. Особо было отмечено кружки при кафедрах акустики и звукотехники (научный руководитель М.И. Карновский), техники высоких напряжений (И.К. Федченко), электрификации промышленных предприятий (Л. Радченко). В конце 50-х годов в научной работе при 63 кафедрах принимали участие более 1000 студентов [42, с. 170].
Укрепление связи с производством определяло основное направление научной работы в институте. С 1954 года Министерствам и ведомствам предоставлялось право передавать вузам средства для приобретения научно-лабораторного оборудования. Установившееся правило, по которому исследовательские макеты, лабораторные стенды, образцы машин и аппаратуры, изготовленные для выполнения хоздоговорных научно-исследовательских работ, по их завершению переходили в собственность соответствующих вузов. Таким образом, благодаря выполнению хоздоговорных работ появилась возможность укреплять лабораторную и материальную базу. Если 1951 г было выполнено теоретических и экспериментальных работ 72, то 1953 г.- 89 [52, с. 169]. В госбюджетной тематике ведущее место занимали темы, которые разрабатывались по решению правительства и принадлежали к важнейшим научно-исследовательских работам. Следует заметить, что развитие хоздоговорной тематики сдерживалось лимитами финансирования, установленными руководящими государственными органами.
Важное значение имели также работы, которые выполнялись по соглашениям о содружестве. В таких работах участвовало около 40 кафедр, но ведущая роль в их исполнении принадлежала механическому, электротехническому, сварочному, теплотехническому, химико-технологическому факультетам. Так, в 1954 г. Кафедра технологии машиностроения исследовала и внедрила прогрессивную операционную технологию на 1055 деталей сложного производства. Более 7 тыс. операций по механической обработке и десятки тысяч производственных режимов резания было разработано совместно с производственниками на металлорежущих станках. Внедрение в производство этих изобретений заметно повысило производительность труда. Например, на заводе «Ленинская кузница» было применено резьбонарезную головку улучшенной конструкции для вихревого скоростного нарезания резьбы, что позволило повысить качество работы.
Кафедра технологии металлов вместе с мотоциклетным заводом разработала классификацию кузнечного брака с определением методов его устранения, предложила ряд рационализаторских мероприятий по обработке металла штамповкой [53, с. 178]. Большой объем работ выполняли также кафедры котельных и теплосиловых установок.
Успешно работал в содружестве с производителями коллектив кафедры металлорежущих станков. Киевскому станкостроительному заводу им. А.Н. Горького была предложена новая эскизная схема универсального гидравлического суппорта, который расширял технологические возможности станков и повышал их производительность. Для киевского железнодорожного депо коллектив кафедры создал переносные фрезерные станки для обработки трудоемких и станок для обработки фасонных профилей индивидуального срабатывания бандажей методом скоростного фрезерования.
Ощутимую помощь промышленности на основе соглашения о содружестве оказывали также другие кафедры института, например, ученые кафедры керамики и стекла. Они разработали технологию внедрения в капсельные массы пирофиллита, что дало большой экономический эффект. Увеличению производства кирпича способствовал метод ускоренной подготовки силикатной массы, разработанный доц. В. В. Манжурнетом (кафедра общей технологии силикатов и цементного производства). Усилиями кафедры металлургии стали и производственниками достигнуты значительные успехи в деле улучшения работы автоматизированных мартеновских печей: усовершенствованна их конструкция, улучшена тепловая работа, что позволило уменьшить подачу воздуха на 10-12 тыс. М3 в час. Реализация идеи работы мартеновских печей на горячем высококалорийном газе низкого давления позволила значительно уменьшить использование мазута.
Полезным в расширении творческих связей с производственниками и предоставлении им помощи, в ознакомлении с новейшими достижениями науки стало создание консультационного пункта, где ученые консультировали по вопросам технологии машиностроения, модернизации и автоматизации оборудования и др. Профессора К.К. Хренов, В.М. Свечников, С.С. Рудник, К.И. Ващенко, С. Писаренко и другие консультировали рабочих не только Киева, но и других городов. Проф. С. Писаренко предоставил помощь Ленинградскому заводу им. С.М. Кирова в решении некоторых сложных производственных вопросов, проф. К.И. Ващенко, доц. А.И. Фирсов, преподаватель П.В. Авринский проводили консультации по вопросам внедрения на предприятиях прогрессивной технологии литья, проф. В.Н. Гриднев, доценты К. Львов, В.Г. Пермяков - по проблемам низкотемпературной обработки металлов, применении Дашавского газа для цементации.
В 1955 году кафедрами института выполнялась 161 теоретическая и экспериментальная работа [45, с. 182]. Особенно выделялись такие научные направления, как повышение эффективности радиосвязи; разработка новых схем коммутации для промышленных ртутно-выпрямительных установок; исследование динамической прочности и колебаний в условиях высоких температур с учетом рассеяния энергии в соответствии с современным турбостроением; исследование поверхностных волн, возникающих при соударении упругих тел; разработка новых типов электрических машин переменного тока; исследование керамических флюсов для автосварки спецстали и др. [54, с. 72]. По результатам научно-исследовательских работ на факультетах ежегодно проводили итоговые научные конференции.
Налаживалась издательская деятельность института. За 1952- 1956 гг. кафедрой института было подготовлено и опубликовано в различных издательствах 9 учебников, 70 учебных пособий, 55 монографий, около 900 научных статей в журналах и сборниках [40, с. 233]. По данным на 1 января 1956 г. практически все профессора, доценты и старшие преподаватели (более 80% преподавателей и ассистентов) занимались научными исследованиями непосредственно на кафедрах [45, с. 165]. В то же время участие профессоров в разработке хоздоговорной тематики было довольно ограниченным.
В 1956 году министерствам и ведомствам было предоставлено право создавать при вузах специальные проблемные лаборатории для выполнения актуальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В это время в КПИ была создана лаборатория по теплообмену и газовой динамике и полупроводников (в вузах Украины их было всего пять). Немалая заслуга в этом деле принадлежала заведующему кафедрой физики проф. М.П. Калабухову и декану теплотехнического факультета доц. А.И. Бутузову. Позже с участием проф. О.К. Кудри было создано радиохимическую проблемную лабораторию на радиотехническом факультете. При непосредственном содействии заведующего кафедрой горной электромеханики доц. В.М. Винославского было положительно решен вопрос о создании на горном факультете отраслевой лаборатории по автоматизации угольной промышленности [47, с. 151].
1960/61 у. г. в институте работало три проблемных (59 сотрудников) и десять научно-исследовательских (84 сотрудника) лабораторий, что дало возможность выполнять комплексные темы силами нескольких кафедр. Научно-исследовательская работа, которая финансировалась из госбюджета, проводилась с 49 проблем, освещаемых в 359 темах. Работы осуществлялись в творческом сотрудничестве с заводами Киева, Харькова, Свердловска, Ленинграда и других городов. В них принимали участие 13 кафедр института. Работ по хоздоговорам 1957 г. было выполнено на сумму 4321 тыс. руб., 1958 г. на 6 млн, 1959 г. - на 14 млн руб. Из выполненных 1959 г. работ внедрены в производство 60 [49, с. 158].
Важнейшими направлениями научной работы в этот период были: разработка системы и теории автоматизированного электропривода и автоматического управления динамическими режимами; создание и внедрение схем преобразования постоянного тока, допускающих работу преобразователей с опережающим углом сдвига фаз; совершенствование систем разработки полезных ископаемых; автоматизация производственных процессов в горной промышленности; автоматизация доменных, сталеплавильных, нагревательных печей; повышение эффективности радиосредств и помехоустойчивости радиооборудования, разработка и исследование тепловых процессов; научные основы конструирования сверхмощных котлоагрегатов и др. [32, с. 153].
За вторую половину 50-х годов институт выпустил 8457 инженеров, а за все послевоенные годы (1946-1960) - 15 243 специалистов, в семь раз больше по сравнению с численностью выпускников за весь дореволюционный период.
Среди воспитанников КПИ послевоенных лет академики НАН Украины В.И. Трефилов, И.К. Походня, М.В. Новиков, В.В. Немошкаленко, А.Ф. Немец, А.В. Городинский, В.Т. Трощенко, член-корреспонденты К. Самофалов, А.А. Долинский, А.А. Лебедев, А.Н. Пилянкевич, П.С. Кислый, В.Ю. Тонкаль. Многие выпускники этих лет стали руководителями крупных хозяйств, преподавателями учебных заведений Украины, и в частности КПИ.