Одни певцы имеют славу после смерти, другие - при жизни. Но увенчана она не лепестками роз, а колючим терновником. Заря поэтессы была яркой, а тускнела только от недуга. Еще небольшой назвала мать дочь УКРАИНСКОЙ, потому что сердцем и душой болела девушка за судьбу Украины (ни скрывалась в литературе за мужское имя, псевдоним, как это делали Жорж Санд и Марко Вовчок, не считала это модным). Как Бог дал украинцам песню, так наделил девушку песней-словом.И понесла она это слово то с нежностью, то грозно, то ласково, то с болью и слезами, то со смехом.
25 февраля 2010 г. исполнилось 139 лет со дня рождения Ларисы Петровны Косач-Квитки (Леси Украинки), урожденной волынянки из города Звягеля, литературная деятельность которой началась очень рано: в девять лет написала первое стихотворение, а в тринадцать - напечаталась. В одном из писем к Ольге Юлиановне Кобылянской отмечает, что "на литературный путь было выйти легко, потому что семья - творческая". Близкое окружение - высокообразованные люди. Мать (Елена Петровна) пыталась всесторонне развивать детей, а их было шестеро. Старшему сыну Михаилу и второму ребенку - Лесе - создала собственную школьную программу, по которой учила до пятого класса.
Талант поэтессы формировался под влиянием многих факторов. В ее творчество вошла любовь к украинскому народу, родному краю, народной песне (было собрано и записано двести двадцать пять мелодий, которые позже издал отдельным сборником муж Климент Квитка). Была не только талантливой в поэзии, но и прекрасно играла на фортепиано, имела призвание к музыке, рисованию. Говорила, что с ней лучший был бы музыкант, чем поэт, "но натура сыграла со мной шутку".
Девушка не имела ни среднего, ни высшего образования, но принадлежала к образованнейшим людям своего времени. С легкостью изучала языки - классические, европейские - читала в оригинале произведения мировых писателей. Делала переводы с немецкого, французского, английского, итальянского, польского. В 1890 году написала учебник по истории народов Древнего Востока для младших сестер.
Произведения писались, неслись, их нельзя было остановить, но рядом всегда был строгий критик - мать. Первый поэтический сборник, вышедший в 1893 году во Львове, недаром имел поэтическое название «На крыльях песен». В это время автор тщательно работает над переводами: Гоголь, Тургенев, Мицкевич, Гюго, Байрон, выходит "Книга песен" Гейне (92 перевода). Пробует свои силы в прозаическом жанре (малая форма): "Такова ее судьба", "Бабочка", "Весенние песни", "Лелия", "Жаль".
1899 год, во Львове выходит второй сборник "Думы и мечты», где представлено поэтическое наследие за шесть лет: собственные мучительные интимные переживания, политическая направленность.
Вместе с произведениями формировался характер поэтессы. Ее настроения отразились в тематическом цикле политических стихов "Невольничьи песни" (1895-1896 гг.). Автор прониклась идеей борьбы. Подобно Т.Шевченку говорит, что "народ сам носит кандалы и спит спокойно под ними". Звучит пламенный призыв к борьбе за социальное и национальное освобождение народа.
Иван Яковлевич Франко в 1898 году в одной из своих статей отмечает: "С момента Шевченка "Похороните и вставайте, кандалы порвите" Украина не слышала такого сильного, горячего и поэтического слова ..." Первый и второй сборник стали итогом мощного таланта Леси Украинки на рубеже эпох .
Некоторое время писательница находилась на Буковине, это дало толчок к изданию третьего поэтического сборника "Отзывы" (Черновцы, 1902 год). Интересная его композиция. Часы, минуты (цикл "Минуты"), из которых состоит человеческая жизнь, заполненные каким то своим содержанием, не похожим друг на друга. Имеет место обращение к античным и библейским темам, различным периодам истории европейских народов.
Говоря о творческом диапазоне и тематическом разнообразии стихов и драматургии Леси Украинки, необходимо подчеркнуть роль Библии в ее творчестве. Из письма Михаилу Петровичу Драгоманову от 21 декабря 1898г.: "В Библии, кроме всего прочего, масса дикой грандиозной поэзии, и мне скучно, когда я долго ее не читаю".
В Киеве в 1904 году выходит книга стихов "На крыльях песен» - итоговое издание предыдущих трех сборников. Постепенно лирика сочетается с эпосом, и главным жанром становится драматическая поэма. Натура поэтессы пыталась вырваться из рамок "собственно лирики". За небольшой промежуток времени - десять лет - написано более двадцати драматических произведений, которые стали новым явлением в украинской литературе. В драматургии Леся Украинка использовала образы и сюжеты мировой литературы, истории. Рассматривала морально-этические, философские, политические вопросы. Взяв классические сюжеты и образы, наполняет их новым содержанием, символами; выбирает слом эпох, яркие героические фигуры. В лирические произведения вплетаются драматические моменты, "драматическое восприятие мира с лирической окраской". Жанр поэмы занимает значительное место в активе Леси Украинки еще с ранних лет: «Роберт Брюс, король шотландский", "Старая сказка" (1893), "Одержимая" (1901), "На руинах", "Осенняя сказка", "В катакомбах" (1905), "Вавилонский плен", "Кассандра" (1907), "В пуще" (1909), "Руфин и Присцилла" (1910), "Адвокат Мартиан", "Вила-посестра" (1911), "Каменный хозяин", лебединой песней стали "Лесная песня" (1911), "Изольда Белорукая" (1912).
В мае 1913 г. Леся Украинка последний раз посетила Киев. Автора почтила молодежь и интеллигенция на литературном вечере-концерте ее произведений. Выступала и сама, говоря, что не мыслит жизни без труда. Через два месяца - 1 августа 1913 года - Ларисы Петровны Косач-Квитки не стало. Максим Рыльский весь ее жизненный путь обозначил одним словом - БОРЬБА. Голос Леси Украинки отразился за пределами Украины в произведениях, переведенных на многие языки.
Хрупкая, но мужественная женщина приобрела ВЕЧНОСТЬ ...