1975-1980: Ориентация на подготовку специалистов широкого профиля

Во второй половине 70-х годов в КПИ насчитывалось более 30 тысяч студентов, 7 тысяч сотрудников. Более половины кафедр (63%) возглавляли ученые высшей квалификации - доктора наук, профессора. С 1745 преподавателей 86 имели степени докторов, 851 - кандидатов наук, 14 преподавателей были удостоены ленинских, государственных, союзных и республиканских премий. 1980 г. в институте действовало З0 факультетов: 21 - в Киеве, 4 - в Черниговском, 3 - в Житомирском, 2 - в Черкасском филиалах [17, с. 13].

Планы приема студентов на все формы обучения в 1976-1980 гг.. в среднем выполнялись. Качественный состав абитуриентов несколько улучшился, о чем свидетельствовало повышение балла аттестата абитуриентов от 4,66 1976 г. до 4,78 1980 г. В средних школах г. Киева и области, воинских частях, на предприятиях и учреждениях силами преподавателей и студентов проводилась значительная работа по профессиональной ориентации будущих абитуриентов. В результате выпуск специалистов вырос с 4012 человек 1976 г. до 4885 человек 1980 г. [17, с. 40].

Во второй половине 70-х годов особенно четко проявлялись слабые стороны работы по названным выше направлениям. Попытки ее усовершенствования и модернизации не имели существенного влияния на убыточное внутреннее содержание, еще и в определенной степени укрепляли характерные для высшей школы тех лет застойные явления. Однако успехи в ряде вопросов наметились. Продолжалось, в частности, обновление учебных программ и планов с целью обеспечения непрерывной подготовки студентов. Например, «сквозные» программы обучения в работе с ВТ и ее использованием на определенных этапах инженерной подготовки. Разрабатывались программы по высшей математике, физике, химии, теоретических основах электротехники, вычислительной техники и других дисциплин. В новой учебной документации кроме усиления роли математики, физики, механики было предусмотрено курс «Введение в специальность».

Совершенствование учебных планов осуществлялось путем анализа материала каждой дисциплины и времени, отведенного на всех формах обучения для усвоения его студентами. Так же складывались рабочие учебные планы и календарные графики проведения занятий по специальностям, курсам и формам обучения. Взаимосвязь дисциплин частично достигался с помощью так называемых структурно-логических схем. Значительная работа в этом плане была проведена учебно-методическим направлением, которое возглавлял проф. М.Е. Ильченко. В результате были достигнуты определенные успехи в оптимальном использовании учебного времени и времени, отведенного для самостоятельной работы студентов. По каждой из дисциплин было рассчитано «коэффициент трудоемкости работы» и установлено, что для студентов I курса бюджет времени для самостоятельной работы должен составлять 24 ч. в неделю II - 22; III и IV - от 18 до 20; V - 24. Улучшение учебных планов и рабочих программ способствовало повышению качества учебного процесса. По данным институтской координационной комиссии по контролю за качеством и эффективностью обучения основательность знаний студентов в апреле 1980 г. составляла 85-92% против 68-79% в 1976/77 у. г..

Особенностью деятельности вузов в эти годы была ориентация на подготовку специалистов широкого профиля. Совершенствование технико-технологической базы производства, более полное использование в народном хозяйстве достижений науки и техники, изменение социальных отношений в производственных коллективах - все это увеличивало требования к выпускникам высшей школы. Возросло оснащение института ВТ. Штат сотрудников лаборатории ЭВТ увеличился с 30 до 250 человек. Было оборудовано четыре учебные телетайпные класса подготовки данных для ЭВМ третьего поколения и три учебных класса для работы на ЭВМ типа «Мир». Было введено в действие четвертую ЭВМ третьего поколения ЕС-1022, после чего производительность вычислительного центра достигла 500 тыс. операций в секунду. 1980 г. в институте (вместе с филиалами) насчитывалось 24 крупные и средние ЭВМ, а также 1662 малых, которые постепенно объединяли систему коллективного использования. В целом по институту 1980 г. использование машинного времени каждым студентом дневной формы обучения составляло 5,6 ч. Факультеты систем управления, электроприборостроения, радиотехнического, электронной техники использовали ВТ течение всего курса обучения. Действовали специальные вычислительные классы для проведения занятий по ТОЭ и математике. ЭВМ широко использовались в курсах по ВТ в инженерных и экономических расчетах и основах программирования. 1980 г. в КПИ и его филиалах работало 93 технизированные аудитории, 11 классов автоматизированного контроля, 6 лингафонных кабинетов, 3 кинозала, 350 контролирующих машин. Информационное обеспечение, которое осуществляла система АСУ, стало важным элементом оперативного управления вузом [17, с. 71].

Значительное влияние на учебный процесс имела научно-исследовательская работа студентов. Решить эту проблему можно было только путем органического внесения научных разработок в процесс обучения. Определенные шаги в этом направлении осуществлялись преимущественно в методическом и организационном планах. Уже 1976 г. преподаватели КПИ поделились своим опытом организации научно-исследовательской работы студентов с участниками Всесоюзных совещаний по этому вопросу, которые состоялись в Казани в марте 1976 г. и в Киеве в феврале 1977 г., а также между-республиканской конференции «Сочетание научно-исследовательской работы студентов с учебным процессом »(Киев, октябрь 1976 г.) [18, с. 1].

Кафедры разработали комплексные планы по привлечению студентов к научно-исследовательской работе, выдали «Методические рекомендации по составлению комплексных планов и комплексных рабочих программ научно-исследовательской работы студентов на весь период обучения для специальностей политехнических вузов».

К руководству научно-исследовательской работой студентов привлекались, как правило, преподаватели профилирующих кафедр, сотрудники близких по профилю НИИ и промышленных предприятий. Положительный опыт был накоплен, в частности, на сварочном факультете. Так, курс по основам научных исследований читал заведующий отделом Института электросварки им. Е. О. Патона НАН Украины проф. Г. И. Лесков. Преподавание теории научных исследований закреплялись на семинаре пятикурсников «Вопросы теории и практики сварочного производства», руководителями которого были представители учебного и исследовательского институтов - профессора М. М. Гапченко и Г. И. Лесков. Для подготовки будущих специалистов наряду с факультетской использовалась и техническая база общего с Институтом электросварки им. Е. О. Патона Центра по переподготовке специалистов. Работа в этих лабораториях дала возможность студентам старших курсов совмещать фундаментальное образование с приобретением навыков исследовательской работы в научных коллективах и заканчивалась инженерной разработкой ряда оригинальных приборов и оборудования [19, с. 1].

Аналогичная форма организации учебно-научного процесса сложилась и на других факультетах. Студенты химико-технологического факультета часть исследовательских работ выполняли в институтах органической химии и физической химии АН Украины. На инженерно-физическом факультете кафедра высокотемпературных материалов и порошковой металлургии проводила занятия по курсу «Введение в специальность» в Институте проблем материаловедения НАН Украины.

Совершенствованию учебно-исследовательского направления способствовала тесная связь учебных подразделений КПИ с промышленными предприятиями и объединениями. Так, факультеты горной автоматики и электромеханики и химического машиностроения практиковали обучение на заводе «Большевик». Дипломные работы на факультетах приборостроительной и электронной техники выполнялись на базе заводов «Арсенал» и «Кристалл».

Использовались различные формы привлечения студентов к научной работе и в позалекционное время, например через студенческие НТТ, которые пропагандировали достижения науки и техники, проводили конкурсы, олимпиады, организовывали работу научных кружков и семинаров. 1980 г. на профилирующих кафедрах действовало 113 научных студенческих семинаров.

Расширение масштабов студенческого научного творчества способствовало привлечению студентов к выполнению госбюджетных и хоздоговорных научных тем; так, в конце 80-х годов они выполняли почти половину этих тем.

Эффективной формой студенческого научного творчества оставались студенческие конструкторские и технологические бюро, работа которых отвечала требованиям учебного плана и стимулировала развитие у студентов конструкторского и технологического мышления, прививала навыки самостоятельной работы. Работники технических кафедр и ФГП организовывали для студентов лекции по конструированию и изобретательству. 1979 г. КПИ с участием студентов выполнил значительный объем работ по внедрению в производство научных и конструкторских разработок, что позволило получить экономический эффект в размере 27 млн руб. [20 с.1].

Развитие различных форм студенческого научного творчества способствовало повышению качества курсовых и дипломных работ и проектов. В 1976-1980 гг. ежегодное количество их составляло более 60% общего. На факультетах электронной техники, электроакустическому, систем управления практически все выполненные проекты были реальными. Значительную их часть была применена в народном хозяйстве. Так, студенты теплоэнергетического факультета А. Б. Литовченко и И. И. Литовченко выполнили дипломный проект «Парогенератор к энергоблоку мощностью 300 МВт на подмосковном угле для Рязанской ГРЭС», который был принят для практического применения. Студентами химико-технологического факультета И. А. Богдановой и Т. В. Чуровой по заданию АН УССР выполнено дипломные работы на основе исследований, связанных с использованием базальтового волокна в бумажном производстве. Материалы дипломного проекта А. С. Лико «Гальванический цех приборостроительного завода, оборудованный автоматическими линиями никелирования» было принято заводом «Киевприбор».

Особой формой научного творчества студентов КПИ стало реальное комплексное проектирование. На радиотехническом факультете еще 1977 г. были сделаны первые шаги по привлечению студентов к участию в научных исследованиях, которые проводились совместно с ПО им. С. П. Королева. Студенты выполняли дипломные и курсовые работы по тематике объединения, а после окончания вуза направлялись на работу в это предприятие. Приобретенные в процессе обучения навыки теоретического и практического характера облегчали период производственной адаптации Однако в целом по институту эта форма развивалась несколько медленными темпами. 1979 г. государственная экзаменационная комиссия, фиксируя высокий уровень подготовки специалистов, обратила внимание на отсутствие комплексных дипломных проектов и рекомендовала расширить реальное дипломное проектирование и углубить научно-исследовательскую работу.

Значительную работу проводило учебно-воспитательное направление (проректор П.Н. Таланчук). Усилиями преподавателей были разработаны методические рекомендации по составлению рабочих программ с общенаучных, обще-инженерных и профилирующих дисциплин для усиления гуманитаризации обучения. Общенаучные и специальные кафедры внесли в свои рабочие программы необходимые элементы воспитательного характера. Внедрение «Методических рекомендаций» положительно повлияло на общий уровень преподавания общеобразовательных научных и технических дисциплин. Если раньше элементы гуманитаризации включались в лекции эпизодически, то сейчас их изучение на различных курсах и как элемент других дисциплин были приведены в определенную систему. Усилился гуманитарный аспект учебников и учебных пособий, некоторые из них были подготовлены совместно преподавателями общенаучных кафедр и кафедр общественных наук. В течении 1976-1980 гг. в КПИ в качестве эксперимента выполнялась работа по научному прогнозированию, перспективному и текущему планированию учебно-воспитательного процесса на комплексной основе. Комплексный план составлялся на весь период обучения студента и во всех подразделениях - от факультета к кафедре. Впервые он был разработан еще в 1974 г., и содержание его отражало две плоскости работы: по курсам обучения с последовательным усложнением поставленных задач и отдельными формами воспитательного процесса. Позже он существенно дополнялся и уточнялся, было разработано и издано «Методические рекомендации по планированию учебно-воспитательного процесса», где для каждого основного направления определялись узловые вопросы. Комплексный подход способствовал непрерывности и преемственности воспитания, создавал благоприятные условия для оперативного изменения тематики и содержания мероприятий. К сожалению, возможности, заложенные в комплексном планировании, было реализовано лишь частично и не по всем направлениям, сказывалось тормозящее влияние существовавших тогда общественно-политических структур, а также идеологический диктат.

Дальнейшее развитие получило в КПИ движение ССО, основанное еще в 60-е годы, когда на строительных площадках Кустанайской обл. работало почти 100 юношей и девушек. В начале 80-х годов в ССо КПИ насчитывалось 1850 человек, что выполнили работ на общую сумму 4,6 млн руб. Интенсивность их постоянно росла: 1979 г. 2230 студентов на различных участках работы освоили 7,2 млн. руб., а 1980 г. 1525 студентов выполнили работ на сумму 6 млн руб. ССО работали в Киевской, Кустанайской, Магаданской, Тюменской, Херсонской, Николаевской, Крымской и других областях. В институте формировались отряды проводников железнодорожных вагонов, телефонистов, студенты строили школы и детские учреждения, жилые объекты, обустраивали детские площадки. Значительно возросли масштабы политически массовой и культурно-воспитательной деятельности студентов в третьем семестре. Они выступали с лекциями и докладами перед населением, организовывали концерты, проводили работу с «трудными» подростками. Активное участие принимали студенты в сельхозработах.

1980 г. на сбор урожая выехало около 5 тыс. человек, среди которых были и иностранцы, обучавшиеся в КПИ. В составе интернациональных строительных отрядов студенты КПИ выезжали в Польшу, Чехословакию, Германию и на Кубу.

Осуществлялась организаторская и практическая работа по дальнейшему развитию материально-технической базы КПИ. Поскольку не хватало учебных аудиторий, занятия проводились в три смены, что, конечно, создавало трудности в организации учебно-воспитательного процесса и развертывании научных исследований. Институт не имел необходимых площадей для физической подготовки студентов и сотрудников и проведения культурно-массовых мероприятий. Остро стоял вопрос обеспечения жильем студенческих семей, не хватало мест в столовых и буфетах, были и другие материальные проблемы. 1976 г. Совет Министров УССР утвердил технологический проект строительства на 1976-1980 гг. Сметная стоимость сооружений составляла 33,2, а комплекс студенческих общежитий - 7,59 млн. руб. Увеличилась численность добровольных помощников, которые вместе со строителями сооружали вузовские объекты. Девиз «Свой дом - своими руками» стал жизненным для политехников. Тесное взаимодействие в этом деле администрации и общественности позволило уже 1980 г. ввести в эксплуатацию два блока торгово-бытового центра студенческого городка, три общежития, учебно-лабораторный корпус технологии силикатов, сварочного химического машиностроения, блок текущих аудиторий, столовую на 1000 мест, кабельный коллектор и другие объекты. Продолжалось строительство учебно-лабораторного корпуса общетехнического факультета, учебного корпуса физвоспитания и детского комбината на 320 мест.

Вследствие успешного строительства значительно улучшилось положение с учебно-производственными площадями, однако 1980 г. на одного студента стационара приходилось лишь 8,36 м2 полезной площади, а на 900 студенческих семей - всего 140 однокомнатных квартир в малосемейных общежитий. И хотя в конце 80-х годов количество мест в общежитиях увеличилась с 11625 до 13690, обеспеченность ими студентов составляла лишь 81,5%, на одного проживающего там приходилось 5,8 м2 площади [17, с. 73].

Весомую роль в жизни КПИ играло студенческое самоуправление: студенческие организации принимали активное участие в строительстве общежитий и учебных корпусов, распределении мест в общежитиях с учетом коэффициента трудового участия, создании там клубов и спортивных комнат, организации быта и досуга. Факультетские учебно-воспитательные комиссии выносили на рассмотрение свои предложения по организации самостоятельной работы студентов; в студенческих общежитиях проводились консультации, встречи и беседы по различным вопросам; рабочие комнаты пополнялись необходимой литературой, методическими пособиями для самостоятельной работы; студенты осуществляли контроль за строительством и оборудованием спортивных площадок и комнат [21, с. 4].

Вечера отдыха, встречи с интересными людьми, концерты самодеятельных коллективов проходили в студенческих кафе-клубах, которые в этот период начали создаваться в общежитиях. Первым из них стал клуб «Ватра», созданный на радиотехническом факультете; в помещении студенческой столовой функционировал общеинститутский клуб «Политехник». Популярностью у студентов и преподавателей в эти годы пользовались вечера, которые организовывал «Клуб интересных встреч»; конкурсы студенческой самодеятельности «Золотой интеграл»; фотоклуб «Панорамы» и др. В дни каникул для студентов организовывались экскурсии и туристические походы.

Необходимое внимание уделялось физическому воспитанию студентов и сотрудников КПИ. Только в 1978-1980 гг. нормы ГТО выполнило более 10 тыс. человек. В спортивных секциях института было подготовлено 16 мастеров спорта, 67 кандидатов в мастера, более 9 тыс. спортсменов-разрядников. С каждым годом увеличивалось число участников факультетских спартакиад, постоянно устраивались соревнования между общежитиями. На XXXII спартакиаде КПИ призовые места завоевали команды электроэнергетического факультета.

С активизацией учебно-исследовательской работы студентов важное значение имело обеспечение их необходимой литературой. 1979 г. завершилось строительство библиотеки. Она имела десять читальных залов на 1000 рабочих мест. Было открыто залы каталогов и картотек, новых поступлений, нормативно-технической документации, справочно-библиографических и информационных изданий. Сотрудники библиотеки дифференциально обслуживали читателей по факультетам. С этой целью было организовано 14 пунктов выдачи учебников и учебных пособий. Библиотека вела большую культурно-просветительскую работу в студенческих общежитиях, на факультетах, в читальных залах. Она закономерно стала информационным, методическим и культурным центром института.

Фотография: http://rt91-1985.at.ua/photo/?page13