Педагогический коллектив КПИ впервые в стране применил конкурсный порядок назначения профессоров кафедр исключительно с лиц, имеющих ученую степень. Это был наиболее целесообразный метод комплектования кафедр высококвалифицированными специалистами [2, с. 469]. Назначались ординарные и экстраординарные профессора. Первые имели степень доктора (оплата 3 тыс. руб. в год), вторые - степень магистра (оплата 2 тыс. руб. в год). Для преподавания отдельных предметов (за неимением профессуры) преподаватели отбирались по конкурсу из лиц, получивших звание адъюнкта института. Для его получения необходимо было закончить университет или высшее техническое учебное заведение и выдержать конкурс на соответствующем отделении.
Претендент должен был прочитать пробную лекцию, представить и публично защитить научную работу по выбранной специальности. Тем, кто выполнял эти требования, присваивалось звание адъюнкта института и предоставлялось право на замещение вакантной должности на кафедре по соответствующей специальности. Для преподавания некоторых предметов приглашали также преподавателей, лаборантов, руководителей практических занятий и упражнений, которые имели высшее образование.
Профессор В.Л. Кирпичев - опытный организатор высшей школы - умело подбирал профессорско-преподавательские кадры. Для работы в институте он пригласил многих известных ученых Киева, Москвы, Петербурга, Казани, Харькова. Среди них выдающиеся специалисты в области теоретической механики А.П. Котельников и А.Н. Динник, математики В.П. Ермаков и Б.Я. Букреев, один из основоположников теории резания металлов К.А. Зворыкин, геолог-минералог А.В. Нечаев, известный ученый, металлург В.П. Ижевский, теплотехник А.А. Радциг, выдающийся специалист мостостроения Е.А. Патон, одаренные химики М.И. Коновалов и Л.В. Писаржевский, академик архитектуры А.В. Кобелев, художник Н.К. Пимоненко. Позже на преподавательскую работу в институт были приглашены всемирно ученые механики С.П. Тимошенко, К.К. Симинский, С.В. Серенсен и др.
В день пятнадцатилетнего юбилея КПИ В.Л. Кирпичев заметил:
«Особым счастьем для института, особой удачей, которая определила его блестящее развитие, была сама возможность привлечь в состав его профессоров выдающихся ученых разных специальностей, им больше всего обязан институт своим начальным обустройством и дальнейшим развитием.
Для четырех отделений института оказалось необходимым иметь большое количество лабораторий, опытных станций, кабинетов, музеев, мастерских и организации в них для студентов практических занятий, которые являются душой преподавания в высшем техническом учебном заведении.
Профессора математических наук, не ограничиваясь чтением лекций, ввели большое количество упражнений, что позволило студентам работать самостоятельно над решением практических задач. Профессора инженерных наук устроили в залах черчения многочисленные упражнения, работы по конструированию, по составлению проектов машин, мостов, различных сооружений ...
Все это является следствием той счастливой волны, которая принесла в институт замечательных ученых, специалистов, отдавших заведению все свои силы и вложивших в него зерно науки, что дало буйные всходы и богатый урожай »[1, с. 36].
Среди выдающихся преподавателей в первую очередь следует назвать проф. В.Л. Кирпичева, первого директора института и заведующего кафедрой сопротивления материалов. В организации педагогического процесса он придерживался прогрессивных принципов, которые заключались в сочетании теоретического обучения с лабораторными занятиями в мастерских и производственной практикой на предприятиях [2, с. 390]. В. Л. Кирпичев имел редкий педагогический талант. Его лекции отличались простотой и убедительностью, что достигалось не путем упрощения сложных вопросов, а благодаря четкому определению главных и характерных моментов. Все услышанное надолго оставалось в памяти слушателей.
К каждой лекции профессор В.Л. Кирпичев тщательно готовился. Постоянно проявляя интерес к новейшим научно-технических достижениям, он использовал полученные знания в своих лекциях, проводил научные эксперименты, добивался глубокого понимания студентами сути поданной им проблемы. Его лекции привлекали огромное количество слушателей различных курсов и факультетов. Часто большая физическая аудитория не могла вместить всех желающих [14, с. 133]. В.Л. Кирпичев был сторонником активной творческой работы студентов, привлекал их к научно-исследовательской работе. В организованной им образцовой механической лаборатории по испытанию различных конструкционных материалов профессор устроил захватывающие практические занятия, способствующие развитию творческого мышления студентов, их заинтересованности исследовательской работой [2, с. 385]. Широкая эрудиция, богатый педагогический опыт ученого позволили ему читать лекции по самой разнообразной тематике в области математики и механики - теоретической и прикладной механики, теории регуляторов, уравновешивания машин, изучения напряжений оптическим методом, графического решения уравнений, теории эллиптических функций, вариационного исчисления - это далеко не полный перечень курсов, прочитанных В.Л. Кирпичевым в Киевском политехническом институте.
Результатом научных исследований ученого стало более 40 научных работ по различным вопросам технических наук. Труды В.Л. Кирпичева оказали большое влияние на развитие отечественной науки и техники, способствовали прогрессивным сдвигам в машиностроении. Среди них впервые издан в России систематизированный курс «Детали машин», напечатанный 1898 г. курс «Сопротивление материалов», длительное время оставался лучшим учебником по этому предмету, учебные пособия «Лекции по механике» и «Основы графической статики», которыми пользовались студенты всех технических вузов [15, с. ПО]. Эти и другие учебные пособия профессора В.Л. Кирпичева многократно переиздавались.
С основанной В.Л. Кирпичевым школы строительной механики сооружений и машин вышла целая плеяда блестящих ученых - К.К. Симинский, А.Н. Динник, С.В. Серенсен, М.В. Корноухов, М.М. Афанасьев и др. Своим трудом он утверждал приоритет отечественных ученых и новаторов, умножал достижения науки и техники, способствовал их внедрению в жизнь [16, с. 5].
Постоянно заботясь о развитии отечественного машиностроения, В.Л. Кирпичев в подборе педагогических кадров особое внимание уделял специалистам-машиностроителям. Так, на должность профессора и декана механического факультета он пригласил профессора ХТИ, инженера-технолога, основоположника науки резки металлов К.А. Зворыкина.
В письме департаменту торговли и мануфактур В.Л. Кирпичев дал ему такую характеристику: «Профессор Е.А. Зворыкин - автор многочисленных работ в области машиностроения. Наиболее капитальной из них является широкое экспериментальное и теоретическое исследование усилий и работы при снятии стружек, за которое автор удостоился премии Русского технического общества. Зворыкин - талантливый конструктор-майстер, который умеет управлять проектированием машин так, что развивает у студентов конструкторские способности и учит их самостоятельному проектированию, а не простому только копированию существующих образцов. Эти качества проф. Зворыкина в высшей степени важны для механического отделения института, которое, в целях развития машиностроения на нашей родине, должно готовить самостоятельных конструкторов, создателей новых типов машин, так как при исключительном подражании иностранным образцам российское машиностроение не в состоянии конкурировать с зарубежными заводами »[17, с. 1]. Как видим, при подборе педагогических кадров основное внимание уделялось научной деятельности, педагогическому мастерству, организаторским способностям, умению общаться со студентами. К.А. Зворыкин работал в институте 30 лет, читал курс механической технологии, длительное время возглавлял механический факультет. В оборудованных по его инициативе первоклассных механических мастерских студенты имели практику по технологии обработки металлов.
Первым заведующим кафедрой высшей математики был профессор, член-корреспондент Российской академии наук В.П. Ермаков - один из выдающихся российских математиков и механиков. Он обогатил науку оригинальными исследованиями в области рядов, вариационного исчисления, математического анализа и теоретической механики, много сделал для популяризации математических знаний, развития отечественной математической культуры. Вместе с другими учеными он 1890 году участвовал в создании Киевского физико-математического общества - крупного математического центра страны. В. П. Ермаков организовал издание журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики», который пользовался большой популярностью, особенно среди преподавателей. Ученый с мировым именем, он некоторое время возглавлял общество математиков [15 с.119]. С 1898г. до 1922 г. В.П. Ермаков преподавал высшую математику, высшую алгебру, аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление и впервые ввел практические занятия по этим предметам. Его лекции отличались теоретической глубиной, предельной четкостью, живостью и простотой изложения. Этими же достоинствами отличались и его учебники по математике и механике [18, с. 27]. Он считал, что в учебных курсах следует избегать осложнений, чтобы заинтересовать начинающего, а не отпугивать его. Тонкости математики необходимы только математикам-специалистам. До конца своей жизни ученый оставался на трудовом посту, отдавая все свои силы воспитанию инженерных кадров.
В течении 1906-1928 гг. теоретическую механику в институте преподавал проф. М.Б. Делоне, ученик Н.Е. Жуковского, один из основателей отечественного планеризма. Под его руководством в институте сначала был создан авиационный кружок, а на его базе позже - механический факультет. Впоследствии факультет перерос в самостоятельный институт. М. Б. Делоне создал фундаментальные труды по динамике твердого тела, теории соударения твердых тел, а также теории механизмов. В 1908-1909 гг. он построил несколько планеров-бипланов, на которых совершались полеты [16, с. 6]. Ученый написал учебники по теоретической механике, что в свое время сыграли большую роль в подготовке высококвалифицированных технических кадров для страны.
Имя А.П. Котельникова - специалиста в области теории винтов и теории векторов - широко известное в нашей стране и за рубежом. Приглашенный 1899 г. в КПИ, он в течение 1899-1903 гг. и 1914-1924 гг. читал лекции по теоретической механике [19, с. 240]. Для углубленного изучения курса написал оригинальные учебники «Механика» и «Аналитическая механика», оборудовал учебный кабинет теоретической механики. За большие заслуги в деле развития отечественной науки и подготовки инженерных кадров 1934 г. А.П. Котельникову присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники УССР [15, с. 203].
По рекомендации М.Е. Жуковского на кафедре прикладной механики начал педагогическую деятельность выпускник Петербургского университета Д.П. Рузский. 1901 г. он защитил диссертацию (первая защита в КПИ) на звание адъюнкт-профессора. С 1898 до 1911 гг. читал лекции по прикладной механике, деталей машин и гидравлики, на механическом факультете руководил проектированием гидравлических двигателей и специальных насосных станций, проводил практические занятия по курсу турбин. Его курс лекций, впервые опубликованный в 1899-1900 гг., неоднократно переиздавался. В течение двух лет проф. Д.П. Рузский был деканом инженерно-строительного отделения [10, с. 283].
С момента основания института и до 1911 г. работал преподавателем термодинамики и курса тепловых двигателей основоположник паротурбиностроения в нашей стране проф. А.А. Радциг. 1905 г. он защитил докторскую диссертацию «Математическая теория обмена тепла в цилиндрах паровых машин». Это была первая отечественная работа по термодинамике. Тогда же А.А. Радциг написал несколько учебников по термодинамике.
На инженерно-строительном и механическом отделениях института с первых лет его существования работали проф. Ю.В. Ломоносов - выдающийся специалист в области паровозостроения, один из основателей тепловозостроения - и Д. Дубилер - выдающийся специалист в области дорожного строительства и теории электротранспорта.
В течение 25 лет кафедрой мостостроения руководил талантливый отечественный ученый и инженер проф. Е.А. Патон. Он автор более 70 работ, в том числе многих учебников и учебных пособий по теории и практике мостостроения. Блестящий образец мостостроения - уникальный цельносварной мост в Киеве, построенный в 1952 г., что названный его именем. Длина этого моста 1,5 км, вес 10 тыс. т. Е.А. Патон был выдающимся специалистом в области электросварки, организатором электросварочной специальности в КПИ, а также создателем и руководителем научно-исследовательского Института электросварки АН УССР, ныне его имени. Созданные под руководством Е. О. Патона электросварочные аппараты не имели аналогов в мировой практике. За выдающиеся научные заслуги и плодотворную педагогическую деятельность он был удостоен звания Героя Социалистического Труда и Государственной премии [16, с. 7].
Преподавателем черчения 1898 г. начал свою работу в институте Я.М. Маркович - выдающийся специалист в области обработки металлов давлением. Его перу принадлежат основательные работы по вопросам расчетов паровых и пневматических молотов. Позже он организовал кафедру обработки металлов давлением, читал курс лекций, проводил практические занятия по этой дисциплине, руководил проектированием деталей машин и подъемных механизмов [20, с. 24].
В 1906-1911гг. и 1918-1919 гг. В институте работал ученый с мировым именем, блестящий специалист по теории упругости и сопротивления материалов академик УАН (с 1918) С.П. Тимошенко. Некоторое время он возглавлял кафедру сопротивления материалов, работал деканом механического факультета. На механическом и инженерно-строительном факультетах читал курсы лекций по сопротивлению материалов, графической статике, теории упругости малых колебаний. Его лекции были настолько популярны, что их опубликовали, и студенты пользовались ими, как учебниками, многократно их переиздавали и переводили на многие иностранные языки за рубежом. С.П. Тимошенко считал, что для овладения предметом курса самых лекций недостаточно, необходимо практическое применение теории, поэтому теоретические занятия он совмещал с практическими. Им подготовлено много интересных задач практического характера, которые решались студентами на занятиях. Позже они легли в основу учебного пособия «Сборник задач по сопротивлению материалов», который был широко распространен в нашей стране и за рубежом. По-новому была организована работа студентов и в лаборатории. Занятия в лаборатории проводились параллельно с чтением курса лекций, и студенты проверяли теоретические положения лекций, изучали механические качества различных строительных материалов на практике. С.П. Тимошенко постоянно заботился о совершенствовании лаборатории, ее оборудования. При его участии студенты сконструировали и изготовили много новых приборов и приспособлений. За годы работы в институте (1906-1911) С.П. Тимошенко поднял преподавание теории сопротивления материалов до высокого уровня совершенства. Под его руководством студенты трех выпусков получили блестящие знания по этой дисциплине. Он воспитал многих молодых ученых, которые позже работали в КПИ и других высших технических учебных заведениях. Научные труды С. П. Тимошенка, согласно оценке совета механического факультета [10 с.272], стали значительным вкладом в отечественную и мировую науку.
1920 г. С.П. Тимошенко выехал за границу, в Югославию, а в 1922 г.- в США, где сначала работал инженером в исследовательском институте компании Вестингауза, а затем профессором Мичиганского университета. С 1936 г. он заведовал кафедрой механики Станфордского университета, созданная им школа преподнесла эту отрасль науки до самых высоких в мире рубежей. В 1958 и 1967гг. проф. С. П. Тимошенко побывал в Советском Союзе и оба раза посетил КПИ, знакомился с его работой, встречался с его коллективом.
Многочисленные монографии, замечательные учебники, сборники работ по сопротивлению материалов, по истории науки, и в частности механики, множество статей - такой вклад в науку одного из выдающихся механиков мира С.П. Тимошенка.
С 1908 г. на кафедре механической технологии (отдел общей технологии металлов и литейного дела) работал проф. М. А. Воропаев. Он читал лекции по вопросам механических свойств металлов, металлографии, литейного дела. Проф. М. А. Воропаев - ученый в области усталости и прочности материалов. Разработанные им методы исследования усталости чугуна на десятилетия опередили аналогичные исследования за рубежом и не потеряли и сегодня своего значения.
Профессор К.К. Симинский - один из выпускников института 1907 г.- 25 лет работал на кафедре сопротивления материалов, читал лекции по этому курсу, а также с графической статики, руководил практикой студентов. Перу К.К. Симинского принадлежат учебники и учебные пособия по строительной механике. Он первым приступил к изучению проблем усталости и прочности сталей, пространственных ферм для мостов, создал ряд приборов для испытания мостов и решетчатых конструкций, разработал теорию прочности гранита. Труды К.К. Симинского по строительной механике, особенно расчетов пространственных систем, не утратили своего значения и сейчас. 1925 г. он был избран действительным членом ВУАН. К. К. Симинский воспитал плеяду блестящих ученых, которые своими трудами по основным вопросам статической и динамической прочности машин и сооружений выдвинули отечественную науку на передовые позиции в мире. В 1920-1921 гг. К. К. Симинский занимал должность декана инженерно-строительного факультета, а в 1924-1926 гг. являлся проректором КПИ по учебной части.
С именем проф. М.А. Артемьева - выдающегося специалиста по электрических машинах и приборах - связано преподавание в институте курса по электротехнике. По проектам М.А. Артемьева в Киеве 1890 г. построено центральную электростанцию и проложено городскую электросеть. По его инициативе в 1905-1906 гг. в КПИ создано общество воздухоплавания.
Лекции по архитектурному черчению и архитектурному проектированию с 1899 г. читал известный архитектор проф. А.В. Кобелев, под руководством которого сооружались корпуса КПИ, а также вокзалы станций Казатин, Сарны, дом пединститута, центрального телеграфа в Киеве.
Рисование в институте преподавал известный украинский художник Н.К. Пимоненко.
Плеяда блестящих ученых работала на химическом факультете. Среди них первый декан факультета проф. М.И. Коновалов, при непосредственном участии которого разработаны учебные планы и подготовлены программы по всем дисциплинам, которые преподавались на факультете. Лаборатории отделения было оснащено первоклассным отечественным и зарубежным оборудованием, с каждым годом они пополнялись новыми приборами и аппаратурой. По мнению специалистов, химические лаборатории КПИ в то время были лучшими в России [21, с. 79].
В 1898-1906 гг. проф. М.И. Коновалов читал курс неорганической химии, проводил занятия по общей химии, осуществлял руководство дипломными работами. Каждая его лекция - образец педагогического мастерства. С предельной ясностью изложил он научные истины, сложные теоретические проблемы. М.И. Коновалов постоянно привлекал к научной работе студенческую молодежь, передавал ей свой опыт [21, с. 144]. Профессор С.М. Реформатский, который долгие годы (1898-1904) работал рядом с М.И. Коноваловым, подчеркивал, что «много работ М.И. Коновалова создавались при участии его учеников, умение привлекать которых у Михаила Ивановича было впечатляющим »[22, с. 68]. Проф. М.И. Коновалов всегда поддерживал инициативу студентов. В лаборатории проф. М.И. Коновалова со временем сложилась уникальная коллекция из более чем 400 образцов химических веществ, синтезированных студентами [21, с. 73].
Основные научные исследования М.И. Коновалова посвящены изучению органических соединений. Он открыл нитрующее действие азотной кислоты на предельные углеводы (реакция Коновалова), разработал методы получения оксидов, спиртов, альдегидов, кетонов, определил строение углеводов, разработал и методы выделения и очистки различных нафтенов [23, с. 252]. в 1902-1904 гг. М.И. Коновалов был директором института. Большой вклад в организацию и становление учебного процесса в институте сделал проф. В. Шапошников - известный ученый в области технологии двоволокнистих веществ и химии красителей. В период организации отделения он принимал активное участие в составлении учебных планов и программ, образовании и оборудовании лабораторий, организации лекционной работы и практических занятий. В институте он работал со дня его основания до 1922 г. С 1922 г. В.Г. Шапошников - действительный член ВУАН, организатор и первый директор Института органической химии и технологии Академии наук УССР [10, с. 109].
Выдающийся ученый-химик, продолжатель школы Д.И. Менделеева в Украине Л.В. Писаржевский на химическом отделении начал работать с 1906 г. Он первым приступил к фундаментальным разработкам в области электронной химии и сделал ряд весомых открытий, в частности заложил основы электронной теории окислительно-восстановительных процессов, разработал электронную теорию катализа и тому подобное. На химическом отделении он долгое время читал курс неорганической химии и вступление к курсу аналитической химии. В учебнике «Введение в химию» Л.В. Писаржевский впервые осветил материал с позиции электронной теории структуры атомов и молекул [23, с. 395]. 1925 г. Л.В. Писаржевского выбрали академиком ВУАН, а в 1930 г.- академиком АН СССР.
Проф. В.А. Плотников работал на кафедре физической химии с 1899 г. до 1941г. читал курс физической химии и термодинамики, проводил занятия в физико-химической лаборатории, руководил дипломными работами [2, с. 110]. С 1911 до 1941 гг. заведовал кафедрой физической химии, в 1920-1921 гг. был деканом химического факультета, а в 1921 - 1924 гг.- проректором по учебной работе. 1920 г. В.А. Плотникова избрали академиком УАН, а в 1931 г.- член-корреспондентом АН СССР. В этом же году был назначен директором Института химии ВУАН [23, с. 397].
Профессора В.А. Плотников и В.Ф. Тимофеев были известными учеными в области исследования неводных растворов, впервые получили металлический алюминий электролизом неводных растворов при обычной температуре, значительно обогатило современную физико-химию и электрохимию. Организатором кафедры органической химии и ее первым заведующим был талантливый педагог, известный ученый, основатель Киевской школы химико-органиков проф. С.М. Реформатский. Он читал курс лекций по органической химии и анализу, которые вошли в его учебник «Начальный курс органической химии», что с 1893 до 1930гг. переиздавался 17 раз [16, с. 9].
Проф. М.М. Тихвинский на кафедре химической технологии работал в 1898-1911 гг. Читал общий и специальный / курсы органической технологии, руководил дипломными работами и / специальным проектированием, проводил занятия в лаборатории органической химии. Как человек честный и справедливый, он в 1911г. на знак протеста против увольнения царской властью трех прогрессивных деканов оставил преподавательскую работу в институте.
1902 г. в составе химического отделения была создана кафедра металлургического производства, которую возглавил известный ученый проф. В.П. Ижевский. В подготовке инженеров-металлургов он выдвинул на первый план изучение теории металлургических процессов. Разработанный В.П. Ижевским атомно-молекулярный метод расчета доменного процесса получил всеобщее признание и по сей день широко применяется на практике. Впервые в мире им создано электроплавильные вращающиеся печи. Проф. В.П. Ижевский за годы работы в КПИ (1899-1926) воспитал многих ученых и инженеров-металлургов, как академик И.П. Бардин, член-корреспондент АН УССР Ю.В. Васильев, профессор М.П. Чижевский и др. [16, с. 101.]
Выдающийся ученый-металлург проф. М.П. Чижевский, который работал в институте с 1902 г. до 1903 г., разработал метод азотизации железа задолго до появления этого метода за рубежом.
Профессор В.Ю. Васильев преподавал в КПИ 40 лет. Еще в 1912 г. он разработал оригинальный «мокрый» способ добывания никеля из руды, а 1914 г. получил никелевый чугун, разработал теорию плавления его с применением так называемых устойчивых шлаков, что позволило увеличить производительность доменных печей на 10-15%, а расходы кокса уменьшить на 7-16% [16, с. 10].
Первым деканом агрономического отделения стал один из корифеев зоотехнической науки проф. М.П. Чирвинский. Со времени основания института он заведовал кафедрой зоотехники, а в 1905 г., после восстановления автономии ВУЗов, стал первым выборным директором института. На упомянутом отделении работали такие выдающиеся ученые, как профессора Е.П. Вотчал, П.Р. Слезкин, К. Шиндлер и др.
Проф. Е.П. Вотчал, ученик К.А. Тимирязева, 30 лет возглавлял кафедру ботаники, создал при ней первоклассную научно-исследовательскую лабораторию. Талантливый ученый ботаник-физиолог он был основателем такой отрасли науки, как физиология сельскохозяйственных растений и украинской школы ботаников-физиологов. На протяжении многих лет Е.П. Вотчал читал лекции по анатомии и физиологии растений, микробиологии и общей ботаники, руководил практическими занятиями по микробиологии, анатомии растений и микроскопической ботаники [24, с. 191].
Кафедрой растениеводства длительное время руководил выдающийся специалист в этой области проф. П.Р. Слезкин, который работал над проблемами плодородия почв, систем удобрения полей, агрохимии зерновых культур. Для студентов агрономического отделения он читал курс лекций по общему земледелию.
1899г. по предложению В.Л. Кирпичева совет института вынес постановление о введении на механическом и агрономическом отделениях курса проектирования, конструкции и эксплуатации сельскохозяйственных машин. Для его чтения пригласили молодого инженера-механика К. Шиндлера, который имел опыт конструирования и использования сельскохозяйственной техники и более двух лет стажировался за рубежом. Долгое время он заведовал Киевской станцией испытания земледельческих машин и орудий. Школа проф. К. Шиндлера стала ведущей в подготовке кадров для сельскохозяйственного машиностроения. Проф. К. Шиндлер в 1910-1911 гг. был деканом агрономического и механического отделений (10, с 284].
Творческий труд талантливых ученых, наличие необходимой материальной базы способствовали развитию науки, исследовательской работы, становлению научных школ. В институте сформировались, в частности, школы механиков и математиков на механическом факультете: научная школа В.Л. Кирпичева по теории прочности; С.П. Шейнберга, Г.И. Сухомел по гидравлике; А.П. Котельникова по теории винтов; М.Б. Делоне по авиастроению; С.П. Тимошенка и А.Н. Динника по сопротивлению материалов; К.К. Симинского по теории усталости и прочности материалов; К. Шиндлера по сельскохозяйственному машиностроению; Е.А. Патона, Ю.В. Ломоносова, Д. Дубелира с мостостроения и путей сообщения; В.П. Ижевского по металлургии, Г.Г. Где-Метца, А.Г. Гольдмана, В.П. Динника по физике; В.А. Плотникова, В.Ф. Тимофеева по электрохимии и неводных растворов; В.Г. Шапошникова по технологии волокнистых веществ; М.А. Артемьева, А.А. Соколова по основам электротехники.
Итак КПИ уже с самого начала существования имел коллектив высококвалифицированных педагогов, обеспечивающих учебный процесс на должном научном и учебно-методическом уровнях, и, как писала газета «Русские Ведомости», «этот институт сразу занял соответствующее и почетное место среди российских ВУЗов» [2, с. 383]. КПИ - первый политехнический институт, в котором функционировали несколько отделений (факультетов) и кадры готовились не из одной, а из нескольких специальностей, что имело большие преимущества. Как указывалось в материалах «Комиссии по вопросу о высших технических учебных заведениях», сочетание разных специальностей в одном учебном заведении дает возможность общения между студентами и, что не менее важно, - между преподавателями, что должно плодотворно влиять на преподавание и обучение.