Общественно-политическая и научная деятельность М.П. Драгоманова приходится на 60-90-е годы ХІХ в. В истории России, Украины и Западной Европы это был очень сложный период, определяющей тенденцией которого становится усиление освободительного движения трудящихся. М.П.Драгоманов был не только свидетелем, но и активным деятелем социальных процессов в Украине 1859-1861 гг. Именно ему суждено сыграть в социальном и духовном развитии украинского народа едва ли не самую заметную роль в тот период, когда титаническая революционная деятельность одного гения Украины - Тараса Шевченка - уже закончилась, а другого - Ивана Франко - еще только началась. Несомненным является тот факт, что в истории передовой общественно-политической мысли в Украине после смерти Т.Г. Шевченка и к появлению в конце 70-х годов программных статей И.Франка по вопросам социологии, истории и литературной критики ведущее место принадлежит по праву Михаилу Драгоманову.
Его творчество и политическая деятельность всегда привлекали пристальное внимание исследователей. К сожалению, этот оригинальный мыслитель часто безоговорочно засчитывался или к националистам, или же к буржуазным либералам. Научно-объективная оценка всего сделанного М. Драгомановым для освободительного движения и передовой культуры, конкретно-исторический анализ сложных условий его жизни и деятельности нередко подменялись абстрактными схемами, предвзятыми, субъективистскими определениями.
Причин для этого было много, но не это является предметом данной статьи. Новые поколения не могут и не должны быть равнодушными к своим великим предшественникам, тех подвижников ума, которые в невероятно тяжелых условиях прокладывали путь в наше время.
Михаил Петрович Драгоманов родился в г. Гадяче на Полтавщине в мелко-дворянской семье. Его отец, Петр Акимович, имел высшее образование, занимался этнографией и выступал в российских журналах с художественными произведениями, отмечался радикальными, прогрессивными взглядами. Сестра Ольга (псевдоним Елена Петровна) - широко известная писательница и культурно-общественный деятель, мать знаменитой Леси Украинки. В 1863 г. Драгоманов закончил обучение на историко-филологическом факультете Киевского университета Святого Владимира и был оставлен на кафедре всеобщей истории, готовился стать профессором. С этой целью ездил в командировку для пополнения знаний в западноевропейские университеты.
При кафедре Киевского университета он написал первые свои исследования по истории Римской империи. В 1870 году защитил магистерскую диссертацию "Вопросы об историческом значении Римской империи и Тацит". Вообще молодой ученый глубоко осознавал непременную необходимость фундаментальной подготовки для нового этапа развития научных исследований в области фольклористики, украинской литературы, общественно-политической публицистики. Уже в конце 1860-х годов имел материал для укладки фольклорных сборников. К тому времени он, обладая несколькими языками, не только много перечитал художественной, научной литературы, в частности, труды зарубежных ученых О. Конта, Спенсера, П.Прудона, И.Тена, Т.Бенфея. И.Франко, познакомившись с М. Драгомановым в 1875 году, впоследствии высоко оценил его непосредственное влияние на формирование большой когорты прогрессивной молодежи в Галичине. "Чрезвычайно критический ум, профессиональный историк с широким европейским образованием, он внес в изучение этнографического материала строгий исторический метод, остро выступил против дилетантства и мифологических, априорных фантазирований, требуя сравнения студий и подробного отличия в этнографических материалах того, что международное, заимствованное, и того , что поднялось на собственном почве ", - так писал Франко 1900 года.
p>Еще со студенческих лет М. Драгоманов находился в гуще общественно-политических событий. Он смело выступил в защиту прогрессивных педагогических реформ попечителя киевского учебного округа Н. Пирогова с осуждением правительственных санкций против ученого. Еще более четко определились политические настроения Драгоманова, их национальная и политическая ориентация во время перезахоронения Т.Шевченка, когда он заявил над гробом Кобзаря: кто стает на службу порабощенного народа, сознательно надевает терновый венец. Это стало своеобразным девизом и осмысленным жизненным выбором и самого М. Драгоманова. Политический радикализм и национально-украинская ангажированность усиливались в ходе его практической работы и нарастании правительственных репрессий против невинных форм проявления национального сознания.
Драгоманов расширял поле и разнообразил формы деятельности, активно участвуя во всех мероприятиях "Киевской общины" и созданного в 1873 г. "Юго-Западного отделения Российского географического общества" и проведеном в 1873 г. в Киеве ІІІ Археологическом съезде. Через год Драгоманов возглавил и среформировал в демократическом духе газету "Киевский телеграф", привлекая к участию в ней своих единомышленников и друзей - В. Антоновича, П.Чубинского, Ф.Вовка, С.Подолинского, О.Терлецкого и др.
Горячий патриот и глубокий знаток родной и мировой культуры М. Драгоманов характеризовал украинскую литературу, народную и письменную, как такие что не уступали другим славянским литературам. Рассчитывая на сочувствие прогрессивных сил Европы, он в то же время заявлял: "Украинцам остается идти своей дорогой и работать, работать и работать для своего народа, надеясь только на свои силы, а не обращая слишком большого внимания на посторонних воронов - ни на тех, которые каркают нелепыми циркулярами, ни на тех, которые думают сбить их с естественного и строго обдуманного пути притворными соловьиными песнями". Аргументировано полемизируя с лицемерными "болельщиками" и развенчивая выдумки и суды врагов и невежд, Михаил Драгоманов с гордостью заявлял: "Есть или будет литература – таково ее право: вызывается она и поддерживается естественными потребностями, так сколько не отрицай ее право на существование, а она будет существовать и расти…Важно только то, чтобы она была жива, народна и служила умственному развитию тех, кто говорит или будет говорить языком народа". Он понимал сам и без устали напоминал землякам: "... когда в нынешнюю глухую ночь украинство не будет себя ничем заявлять ясным и громким, то никто не пойдет за ним, когда наступит утро». А оно наступит непременно, Драгоманов был в этом уверен. "Вся практическая мудрость человеческая, - подчеркивал он, - может быть в том, чтобы усматривать направление движения мирового, его меру, закон и послужить тем движением", и образно уточнял: "... стоя ногами и сердцами на нашей Украине, мы будем держать свои головы в Европе, а руками обнимать по меньшей мере всю Славянщину" и "только тогда, когда мы покажем свою силу хоть на части своей земли, обратит на нас внимание и Европа".
М.Драгоманов особенно решительно выступал против системы террора, что сужала политическую борьбу с лицами, а не с определенным существующим строем, и, предсказывал он, легко может перерасти в государственный терроризм. Как политический лидер, он имел и много врагов, и много сторонников. Владел резким словом и беспощадно относился к непродуманным и неоправданных действиям. Не подлежит сомнению, что он имел критический и творческий ум, соединенный с отвагой мыслителя и политического деятеля, отвагой, которая позволяла ему идти своими путями.
Национальному, политическому и социальному освобождению украинского народа, утверждению его достойного места среди народов мира, приготовлению большого будущего он отдавал не только все свои интеллектуальные силы и здоровье, а и все материальные средства собственные и своей семьи, подавая пример личной жертвенности и бытовой скромности многим.
Когда группа украинской молодежи обратилась к своему учителю и защитнику с просьбой снова позаботиться об Украине перед свободным миром, он дал совет, который стоит крепко запомнить и нам, сегодняшним: "Наивно ждать, чтобы круг людей, даже самых гуманных, беспокоился из-за вторых только потому, что их бьют ... Мало разве кого бьют на земном шаре ?! Люди интересуются конечно только теми, кто отбивается, - и таким только конечно и помогают ... По всему выходит, что счет, хоть не скорый и тяжелый, на украинские бедствия лежит в руках самих украинцев ... "
Можно ли дать мудрее и полезнее советы? А их же Драгоманов дополнял и конкретизировал еще и многими другими: как нам самим распоряжаться в самостоятельном государстве, как предохранять своих людей, особенно молодежь, от "бега ... от Украины и украинцев" в богатые страны, "показав им, как можно служить всемирным интересам на украинской ниве ".
В то же время он призвал, чтобы хозяева не боялись "давать отпор всякому, кто думает хозяйничать на нашей земле не только в ущерб нашему мужицтву, но и не зная его, не спрашивая его, или пренебрегая им ... Кто же и чужой работает в союзе с нашими людьми, уважая их, кто пристает к нашим общинам ... то для нас такой же человек, как будто он был наш всегда ".
Голос Драгоманова не утихает над Украиной и миром. Всегда прислушиваемся к нему!
Н.М.Мислович, ст. преподаватель кафедры украинского языка, литературы и культуры ФЛ