По данным Международного совета музеев (ІСОМ), в конце ХХ в. в мире было почти 20000 музеев, где работало более 100000 сотрудников; за каждые 5 лет количество музеев росло на 10%, и к середине XXI века их количество достигнет 50000. Хотя понятие "музей" у многих ассоциируется с художественным музеем, лишь 7% всех музеев художественные (три четверти из них расположены в Европе и Северной Америке ). Исследование Instіtute of Museum Services (США) показали, что в 90-х годах ХХ в. в США 12% людей посещали художественные музеи, 24% - исторические, а 45% - естественно-технические музеи.
Научно-технические музеи прошли определенную эволюцию, что, по классификации директора Чикагского музея науки и промышленности Виктора Данилова, делится на три этапа, на каждом из которых появлялись новые типы технических музеев.
Первыми были технические музеи с пассивным материалом, где экспонаты можно только смотреть.
Второй тип - где история техники представлена в динамике, а часть экспонатов - действующие образцы.
Третий тип технических музеев такие, где большинство экспонатов - действующие, с которыми посетители могут экспериментировать.
Создать музей научных инструментов предложил Рене Декарт - еще в ХVII в. Но его идея ждала воплощения в жизнь более века. Первый технический музей был создан в Париже. Как и Лувр, он был ребенком Великой Французской буржуазной революции.
В 1794 году Национальный конвент издал декрет, который начинался так:
"Статья 1. Создать в Париже под названием "Музей искусств и ремесел" и передать в подчинение Комиссии по сельскому хозяйству и искусству общественное хранилище машин, моделей, инструментов, чертежей, описаний и книг по всем искусствам, так и изобретенных и усовершенствованных механизмов.
Статья 2. Там должны разъяснять устройство и использование инструментов и машин, используемых в искусствах и ремеслах ".
Музей был открыт в 1799 году в средневековом монастыре Сен-Мартен-де-Шан. Там было собрано коллекции машин, моделей, научных инструментов - самых новых на то время. Со временем коллекции пополнялись очень ценными экспонатами - там есть счетная машина, сконструированная Паскалем в 1652 году, приборы, которыми пользовался Лавуазье, одна из лучших в мире коллекция часов, ранние образцы фотоаппаратуры. Впоследствии, из-за старения экспонатов, музей превратился в музей, посвященный скорее истории техники, чем учебе принципам и практическим методам науки и техники.
Этот музей имел большое значение для развития музеев, так как впервые начал сбор и экспонирование вещей не только старинных и красивых, но и полезных.
Начало второго этапа развития технических музеев связан с Музеем науки в Лондоне, помещения которого были сооружены в 1860-70 годах. Посетители могли видеть там изобретения, что меняли жизнь каждого члена общества. Там были первые поезда Стефенсена - "Ракета" и "Пыхтящий Билл", ранний образец жатки, прядильная машина Ричарда Аркрайта, електротелеграфная аппаратура Уитсона. И этот музей стал музеем техники.
Немецкий музей в Мюнхене изначально создавался как музей второго типа. Его основатель доктор Оскар фон Миллер был известным инженером-электротехником. В 1903 году он разработал проект "Музей выдающихся достижений естественной науки и техники", который должен демонстрировать развитие науки и техники и показывать, как технический прогресс влияет на жизнь людей. Ему удалось получить поддержку крупных промышленников, ученых, правительств страны и города, Немецкого общества инженеров - строили его общими средствами всех заинтересованных людей. А открытие всего музейного комплекса состоялось через 22 года - 6 мая 1925 года, в день 70-летия А. фон Миллера.
Техника, которая была выставлена в музее, работала, демонстрируя при этом важнейшие этапы ее совершенствования. Была разработана и воплощена в жизнь удачная концепция научно-просветительской работы. Количество посетителей в 1910 году приблизилась к 300000 человек. Плата за вход составляла значительную сумму, но не покрывала расходов на его содержание.
Мюнхенский музей стал самым привилегированным музеем мира благодаря тому, что руководство музея смогло убедить представителей немецкой промышленности в том, что это в первую очередь их музей. Фирма "Карл Цейс" до сих пор финансирует работу планетария, а "Сименс" - связи. Музей получает в дар материалы, предметы музейного оборудования, основные немецкие издательства бесплатно присылают экземпляры всех книг по тематике музея.
На рубеже второго и третьего этапов стоит Дворец открытий в Париже, открытый в 1937 году лауреатом Нобелевской премии Жаном Перреном. Он был ориентирован на современность, студенты проводили в нем многочисленные научные эксперименты. Энтузиазм сотрудников направлялся на то, чтобы показать величие техники, которая была в то время "бедной родственницей" гуманитарных наук.
К третьему этапу бесспорно принадлежат три великана - чикагский Музей науки и промышленности (1933), Эксплораториум в Сан-Франциско (1969 г.) И Городок науки Ла-Вилет (Париж), созданный в 80-е годы ХХ в., А также Сингапурский центр науки и техники и токийский Национальный музей науки.
Музей в Чикаго с самого начала поощрял людей к процессу демонстрации. В 1960 году он получил титул "Самый шумный музей в мире". Этот музей также привлек к сотрудничеству промышленные концерны для обеспечения экспонатами, оборудованием и деньгами.
Американские музеи, в отличие от французских, не имеют полного государственного финансирования. Их доходы - средства от продажи билетов, а также то, что получено из сфер промышленности и торговли. Создание "климата для финансовой поддержки" тесно связано с тем, что музей нужен обществу и разделяет ценности истеблишмента.
Наш Государственный политехнический музей при НТУУ "КПИ" (ГПМ) создан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 мая 1995 года № 390 и приказом Министерства образования Украины от 29 июня 1995 года № 191.
В настоящее время в семи залах размещены экспозиции по истории КПИ и различных направлений техники, отражающих состояние и развитие науки и техники в Украине и мире в целом, а именно: электроника, приборостроение, радиотехника, телекоммуникации, информатика, полезные ископаемые, промышленные технологии, машиностроение, авиация i космонавтика, транспорт, металлургия, электросварка, энергетика. Работает экспозиция техники военной связи и стрелкового оружия. Сейчас фонды музея составляют около 10 тыс. экспонатов разного характера. Около 700 предметов из раздела нумизматики, фалеристики, предметов быта переданы Украинской таможенной службой Украины.
В 2007г. ГПМ посетило более 15 тыс. человек, проведено более 700 экскурсий. Всего за время существования музей посетили более 170000 человек.
В ГПМ проводятся выставки, посвященные знаменательным событиям и выдающимся личностям. В частности, в 2007г. прошли выставки, посвященные 100-летию со дня рождения Главного конструктора космической техники С.П.Королева, 120-летию со дня рождения авиаконструктора К.О.Калинина, 100-летию со дня рождения конструктора-судостроителя А. Б.Байбакова (совместно с КБ "Шхуна").
Одним из важнейших направлений работы ГПМ является исследование истории техники, ее философских и социологических проблем. Сотрудники музея принимают участие в научных конференциях и выступают организаторами конференций по музейному делу и истории науки и техники. В 2007г. прошли научные чтения по серии "Выдающиеся конструкторы Украины" посвященные авиаконструктору К.О.Калинину, академику И.М.Лифшицу, конструктору-судостроителю О.Б.Байбакову, 50-летию космической эры.
Музей сотрудничает с технико-технологической секцией Киевской малой академии наук "Исследователь", Малой компьютерной академией, ШДС "Кияночка", Политехническим лицеем НТУУ "КПИ", лицеем "Грант".
Музей представлен в Интернете (http://museum.kpi.ua). На сайте размещены новости из музейной жизни, статьи по истории НТУУ "КПИ", науки и техники, информация о выставках, конференциях, публикации исследований ученых музея.
Деятельность музея В 2008 г. непосредственно связана с празднованием 110-й годовщины КПИ. К этой дате готовится издание из цикла "Выдающиеся конструкторы Украины" и путеводитель "Государственный политехнический музей при НТУУ" КПИ ". Создается новый раздел музея - "История авиакосмической отрасли Украины" - в отдельном отреставрированном здании бывшего "аэрогаража", обновляется экспозиция раздела "История КПИ".
Многие политехники приложили немало усилий для пополнения экспозиции музея. Наш музей открыт для сотрудничества.