А.П. Скобликов принадлежал к тем мастерам, работы которых способствовали сохранению человеческой памяти о выдающихся творцах, которые сделали весомый вклад в науку, образование и культуру Украины. Его творческие возможности совпадали с планами руководства Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт" по отражению образов выдающихся ученых с помощью художественных средств.
Первой работой Александра Павловича были скульптурные бюсты выдающихся украинских ученых для оформления фойе Государственного политехнического музея. Установленные в нем бюсты сразу дают возможность посетителям почувствовать торжественную атмосферу искусства и науки. Выполнены в классической манере, но с особой экспрессией, свойственной А.П. Скобликову, бюсты напоминают о значительном вкладе выдающихся украинских академиков в различных сферах науки и техники: М.М. Боголюбов - математика; С.П. Королев - космическая техника; И.П. Бардин - металлургия; Е.А. Патон - мостостроение, электросварка; С.А. Лебедев - сварка, электронно-вычислительная техника и т.д.
В 2001 году на заседании Ученого совета Национального технического университета "Киевский политехнический институт" было принято решение об установлении на территории университета памятника Патону, бывшему профессору КПИ, основателю и заведующему кафедрой мостов и кафедрой сварочного производства, декану инженерного отделения, всемирно известному ученому в области сварочной технологии.
Не все знают, что Евгений Оскарович Патон был также основателем Инженерного музея в КПИ в начале ХХ века. Сейчас это Государственный политехнический музей Украины, и как раз напротив этого музея, в небольшом сквере с фонтаном, и было решено установить памятник.
Где-то в середине февраля 2002 года создана А.П. Скобликовым скульптурная композиция "Евгений Оскарович Патон" в целом была готова и ее надо было показать его сыну - Борису Евгеньевичу Патону, президенту Национальной академии наук Украины, кстати, выпускнику КПИ (1941 г.). Надо было получить "добро" Бориса Евгеньевича Патона, учесть его пожелания, замечания и тогда можно было бы отливать скульптуру.
Нам посчастливилось наблюдать за творческим процессом работы мастера.
В мастерскую скульптора А.П. Скобликова сначала приехали представители КПИ - я и С.К. Тимченко, общественный директор Музея им. С.П. Королева, а чуть позже - заслуженный деятель науки и техники Украины В.М. Бернадский и академик Б.Е. Патон.
Признаюсь, нас несколько удивила пропускная система в мастерские, и самая среда, что очень напоминало завод, или цех, или какое-то производство. Всюду горы пыли, сумерки в коридорах, какие-то перегородки. И вот неожиданно мы попадаем в большое помещение - скульптурную мастерскую. Видим множество скульптур, и среди них - много бюстов известных людей сталинских времен, брежневских и нынешних, современных. Внимание привлек очень интересный бюст Бориса Евгеньевича Патона, который установлено в Киеве у зоологического музея. В мастерской, пожалуй, копия. На мой взгляд, это высокохудожественная работа, которая тонко передает настроение, улыбку доброго человека, выдающегося ученого. Радостно было чувствовать, что автор этого шедевра находится рядом и скульптура была создана именно в этой мастерской.
Еще больше мы удивились, когда увидели скульптурный образ сидящего человека, очень знакомого, которому где-то около сорока лет. Поняли, что это и есть скульптура Е.О. Патона. Композиция вылепленная из однотонного материала, возможно глины или пластилина. Вместе со скульптором осматриваем его работы, установленные на четырех- или пятиэтажных стеллажах. И вот заходит Борис Евгеньевич, тепло здоровается со всеми и начинается необычная работа.
Борис Евгеньевич подходит к скульптуре своего отца и говорит:
- Что-то мне кажется ... Что-то немножко не так ... Не могу понять ...
А для того чтобы "понять", что именно "не так", пришлось потоптаться вокруг скульптуры по меньшей мере полчаса. В.М. Бернадский, который готовил весь документальный и иллюстративный материал для скульптора, тоже довольно активно вступал в обсуждения. Наконец Борис Евгеньевич говорит:
- Мне кажется, что не все в порядке с прической. Очень много волос.
Александр Павлович послушал и говорит:
- Сейчас сделаем такой эксперимент, - и после этих слов берет свою лопаточку или ножичек, подходит к скульптуре, становится на помост, - а вся фигура находится на этом помосте, да еще и крутится. Я со страхом подумал: "Если он встанет на помост, то все рухнет или случится что-то другое". Но, слава Богу, ничего не упало, и тем ножичком деревянным скульптор начал смело и быстро "срезать" лишние волосы. Все же было как-то не по себе: до этого момента перед нами был вполне достойный завершенный образ - приятный, теплый, спокойный - и тут на наших глазах его начинают трогать, резать, изменять. Мы все смотрим со страхом - что же будет дальше?
А дальше скульптор срезал волосы с другой стороны. На глазах все менялось, но мы не понимали в какую сторону - лучшую или худшую? В этот напряженный момент звучит голос Бориса Евгеньевича:
- Вот правильно, у него действительно волос были мало ... Я его сам стриг. Я-то знаю, сколько у него было тех волос. И попросил Александра Павловича снимать еще и еще. Когда шевелюра уменьшилась, то, по словам Бориса Евгеньевича, образ стал "больше на себя похож".
То же было и с глазами. Борис Евгеньевич внимательно присматривался к глазам и что-то размышлял вслух. Здесь заговорил скульптор:
- Для того чтобы понять выражение глаз, надо представить, что скульптура будет установлена на метр выше вас. И если вы смотрели бы снизу вверх, то и глаза у модели раскрылись бы.
В этот момент Станислав Тимченко приседает и говорит: "Действительно, этот ракурс все меняет". Услышав это Борис Евгеньевич тоже присел. Все слегка засмеялись, а Борис Евгеньевич говорит: "Да, действительно, изменился ракурс и изменилось восприятие". Мне пришло в голову найти стул со спинкой и предложить Борису Евгеньевичу сесть. Он сел, и работа продолжилась. Через какой-то момент Борис Евгеньевич громко так что-то воскликнул, будто что-то открыл для себя, и, намеренно растягивая слова, спросил:
- А можно глупый вопрос?
Своим криком он перекрыл на мгновение все дискуссии, беседы, и в тишине все заговорили - "как же, как же, все можно".
- Вот посмотрите, - говорит Борис Евгеньевич. На фотографии у него стоячий воротничок и рубашка, загнута треугольником, и сюда подходит галстук. А у вас что? - обратился он к скульптору - Треугольничек есть, а вместо галстука что-то близкое к бабочке! И эта бабочка летит куда-то в сторону ...
Все посмотрели на фото, потом на скульптуру и увидели какой-то платок, который расходится влево и вправо. Скульптор, видимо, хотел сделать что-то свое, декоративное. Он выслушал все, кивнул, соглашаясь, и сказал: "Это я сейчас, минуточку." Ловко и умело он убрал ту декоративность и сразу стало лучше. Кто-то обратил внимание, что на фото галстук удлиненный и его хорошо видно. Добавим, что на фотографии Евгений Оскарович одет в шинель с большим воротником, которую раньше носили кадеты. Только отметки на ней технические. И вот на наших глазах скульптор снимает пластилин с "платка" и налепляет на узел галстука и тот становится заметней и длиннее.
Когда это все было сделано, кто-то воскликнул:
- Это уже образ преподавателя, ученого!
Борис Евгеньевич разворачивается на стуле и говорит:
- Именно так!!
Вот так создавался художественный образ.
Все присутствующие убедились, что перед ними Мастер, который быстро может реагировать на предложения, трансформировать, изменять образ. Убедились и в том, что это сложный творческий процесс.
Памятник получился интересным, похожим, и хорошо вписался в архитектурное и природное пространство КПИ. Он положил начало созданию целой скульптурной галереи выдающихся ученых, конструкторов и инженеров КПИ. Открытие памятника состоялось 21 июня 2002 г. и стало выдающимся историческим и художественным событием Киева.
Далее Александр Павлович создал памятник академику С.А. Лебедеву, разработчику первой в континентальной Европе электронной вычислительной машины (открыто в ноябре 2002 года) и М.П. Кравчуку - выдающемуся украинскому математику ХХ века (открыт в мае 2003 года).
Надо подчеркнуть, что указанные скульптурные работы были пионерскими, - этим выдающимся ученым и инженерам памятники были созданы впервые.
А.П. Скобликов выполнил также барельеф, который украшает первый корпус университета. На барельефе - выдающийся русский ученый Д.И. Менделеев, который был первым председателем Государственной экзаменационной комиссии первого выпуска инженеров в КПИ.
Александр Павлович искренне сотрудничал с коллегами из КПИ. Так, отливка названных бронзовых скульптур, автором которых был О.П.Скобликов, осуществлялась на учебной базе кафедры литейного производства (заведующий кафедрой В. Могилатенко). В работе при создании памятников участвовали формовщик Ю.Д. Литвиненко, чеканщик В.И. Черемных, доцент Е.А. Платонов, студенты.
Мне приходилось не раз встречаться с Александром Павловичем и наблюдать за воплощением в жизнь различных проектов и замыслов. Каждая такая встреча раскрывала его как интересного открытого человека и выдающегося скульптора Украины.
Но больше всего запомнилась описанная выше встреча с Мастером в его мастерской.