В 1966 году я пришел к Григорию Ивановичу Синице, который в то время был без бригады монументалистов. Выдающиеся художники - А. Горская, В.Зарецкий, Г.Зубченко, Г.Марченко, руководитель Г.Синица - создали в Донецке высокохудожественные произведения в технике флоромозаики, которых к тому времени в Украине не было. Когда я увидел в мастерской Аллы Горской фотографии флоромозаики Донецкой школы, я был настолько поражен, что решил непременно встретиться с Григорием Ивановичем. К тому времени его учеником уже был М.Шкарапута.
Художественный комбинат выделил нам объект «Гастроном» в г. Александрии Кировоградской области. Мы, под руководством Г.И. Синицы, приступили к созданию проекта и эскизов. Было невероятно тяжело и одновременно интересно. Работали мы в моей мастерской, которая находилась на территории Киево-Печерской лавры. Григорий Иванович учил нас, читал лекции, водил в музеи, «выбивал» из нас тоновый подход к монументальной живописи. Мы копировали произведения Марии Примаченко, Анны Собачко, анализировали классические произведения. Каждый из нас делал одну мозаичную композицию и одну роспись с инкрустацией соломкой. Затем Синица подгонял наши эскизы к своему, уже сделанному. Он быстро работал, поэтому мы творили в соавторстве. Работа была выполнена на высоком уровне.
Теперь, при реставрации флоромозаики Григория Синицы, которую я недавно проводил, я новыми глазами посмотрел на его творчество. Углубленно воспринял его колористическое и композиционное построение произведения. И снова вспоминаются его художественные тезисы: «Колорит - основа живописи. Это борьба теплых и холодных цветов, светлых и темных, это их колористическое единство. Вот чем берет народная живопись. Здесь сам цвет выступает как образ». К этой лаконичной формулировке художник шел всю свою напряженную творческую жизнь, как практик и философ. Я впервые от Григория Синицы услышал, что народное искусство - первоисточник всех искусств и первоисточник художественной формы. Оно существовало с давних времен, передавало традиции из поколения в поколение. Позже подобные мысли я вычитал у философа Гердера.
Работая над копиями мозаик Софийского собора, я приглашал Григория Ивановича на леса и мы целыми днями анализировали это высокое монументальное искусство.
Отдельно хочу сказать и об абстракции Григория Синицы. Они адресные и создают образ, родившийся в фантазии художника. Они современные в своем движении. Григорий Иванович не нажил при жизни роскоши, жил очень скромно. Ни одной своей картины он не продал. Мечтал о галерее, названной в его честь. И она есть. Даже не одна, а две - в Киеве и Харькове. Этот творческий бескорыстный дар мы должны оценить, что и делаем - отмечаем первое столетие со дня рождения Выдающегося художника, Выдающегося Украинца.