Выставка пейзажей выдающегося украинского художника-шестидесятника Вениамина Кушнира (1926-1992) "Тропами Украины" состоялась в выставочном зале его имени, на факультете социологии и права.
Родился художник в Хмельницкой обл., художественное образование получил во Львовском институте декоративного и прикладного искусства на факультете монументального и декоративного искусства, где учился в мастерских Романа Седоского и Иосифа Бокшая. В.Кушнир известен как мастер тематических картин с ярко выраженным национально-патриотическим направлением. Его картины "Трембита", "Лесорубы", "Плотогоны", "Кузнецы", "Олекса Довбуш", "Кобза", "Рапсоды", "Апостол правды" (Т.Г.Шевченко), "Леся Украинка" широко известны. Большинство из них неоднократно экспонировались в КПИ. Пейзажные произведения художника до настоящего времени остались почти неизвестными поклонникам живописи. Наш выставочный зал впервые начал популяризировать пейзажи художника, экспонируя его выставку "Горы и люди Кавказа".
Следует сказать, что художнику в процессе создания картины, кроме исторической и этнографической достоверности, необходимо как знания, так и эстетическое чувство природной среды, в котором находятся персонажи картины. Собственно, психологически правдивая среда картины является неотъемлемым действующим и объединяющим "персонажем" картины. Для изучения этнографии и наблюдения и увековечения в живописи живописной природы Украины, Вениамин Кушнир отправлялся в многочисленные пешеходные путешествия Карпатами и вдоль рек Рось и Смотрич, а также писал пейзажи Крыма, окрестностей Киева и Кавказа.
Если пробовать анализировать пейзажное творчество В.Кушнира, то необходимо иметь в виду, что он по художественной специальности монументалист, а поэтому его пейзажи преимущественно героико-романтические по содержанию и величественно монументальные по форме. Нота лиризма появляется уже после ощущение величия природы.
Пейзажи созданные с натуры, но рабочими попутно-познавательными этюдами их не назовешь. Визуальное восприятие природы в них уже творчески переосмыслено. Художник видит в природе гораздо больше, чем глаз фотоаппарата. В пейзажах В.Кушнира горы, реки и долины героизированные и подвергнуты монументализации. Это в некотором смысле самостоятельные образы видимого пейзажа.
Художником созданы высокохудожественные серии пейзажей Карпат, одни названия которых возбуждают наше воображение: это "Дземброня", "Кривое поле", "Ясыня", "Криворивня", "Орехов", "Микуличин", "Татаров".
Пейзажи Хмельницкой обл. воплощены в сериях "Новая Ушица", "Старая Ушица", "Каменец-Подольский", а крымскими пейзажами можно полюбоваться в сериях "Коктебель" и "Феодосия".
Пейзажи окрестностей Киева представлены в сериях "Осень в Гидропарке" и "Феофания".
Пейзажное творчество Вениамина Кушнира - малоизвестный, животворный и драгоценный ручей пейзажной живописи прошлого века.
В обсуждении выставки приняли участие близкие художника, друзья и поклонники: его жена Галина Кушнир, сын Иван Кушнир, проф. Ирина Федорова, писатель и кинорежиссер Леонид Череватенко, историк Игорь Голобузкий, фотохудожник Василий Островой.
Традиционно перед студентами с концертной программой игры на бандуре, скрипке и флейте выступил Василий Буяновский.
Выставка экспонировалась при содействии Музея шестидесятничества, в котором хранится ряд произведений художника. Готовим его следующую выставку.
Г.Марченко, зав. лаборатории эстетики ФСП