Интернет-зависимость является одной из разновидностей зависимого поведения, наряду с алкогольной, наркотической зависимостью, зависимостью от азартных игр и тому подобное. В отличие от алкогольной и наркотической зависимости, интернет-зависимость вполне содержится в психической сфере (физиологической зависимости не формируется). Однако, не следует считать, что эта форма зависимости менее серьезная.
Интернет-зависимость проявляется в пространстве общения. Именно несвобода в общении является ключевой проблемой для этой формы зависимости. Отсутствие коммуникативной компетентности побуждает молодых людей вместо непосредственного общения отдавать предпочтение современным техническим средствам, которые нивелируют эмоциональную сторону коммуникации, отдаляют субъектов общения друг от друга, делают их анонимными, лишают общения интимности.
Интернет-зависимость имеет социальные причины, так что не имеет смысла убеждать интернет-зависимых подростков или молодежь в нелепости их навязчивой симптоматики. Эта нелепость может быть для них вполне наглядной, - и тогда невозможность прекращения интенсивной интернет-коммуникации приводит их к понижению самооценки, потери самоуважения. Непосредственной общественной базой интернет-зависимости выступают отношения созависимости в родительских семьях.
Интернет дает подростку иллюзию побега от созависимых отношений, свойственных родительской семье, однако сам подросток несет с собой в интернет-общение ту же лишенную собственной автономии модель. Студенческий возраст в нашей современной культуре предусматривает для личности возможность "встать на собственные ноги", но в то же время в большинстве случаев позволяет студентам "сидеть на шее" у родителей, не решать серьезных жизненных вопросов. Такая несамостоятельность провоцируется родителями и используется студентами именно в контексте отношений созависимости.
К основным симптомам созависимости относятся: ощущение своей зависимости от людей; ощущение пребывания в ловушке контролирующих взаимоотношений, унижающие вас; низкая самооценка; потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других, чтобы чувствовать, что у вас все идет хорошо; ощущение своей несостоятельности что-либо изменить в деструктивных отношениях; потребность в алкоголе, интернет-общении, работе, сексе или в любых других внешних стимуляторах для отвлечения от своих переживаний; неопределенность психологических границ; ощущение себя в роли мученика; ощущение себя в роли шута; несостоятельность испытывать чувство истинной близости и любви.
Если внимательно посмотреть на основные характеристики созависимой личности, то можно обнаружить типичную модель поведения, более характерную для ребенка двух-трех лет, чем для взрослого человека.
Если вы зависимы, то вы:
- не можете отличить свои мысли и чувства от мыслей и чувств других (вы думаете и отвечаете за других людей);
- ищете внимания и одобрения других, чтобы чувствовать себя хорошо;
- чувствуете беспокойство или вину, когда в других "есть проблемы";
- верите, что другим виднее, чем вам, что для вас лучше;
- раздражаетесь или падаете духом, когда дела идут не так, как вам хотелось бы;
- пытаетесь доказать другим, что вы достаточно хороши, чтобы вас любить;
- не верите, что можете сами заботиться о себе;
- верите, что любому человеку можно доверять;
- идеализируете других и отчаиваетесь, когда они живут не так, как вы надеялись;
- ноете, чтобы получить то, что хотели;
- чувствуете, что другие вас не ценят и не замечают;
- думаете, что вы недостаточно хороши;
- живете так, как будто вы - жертва обстоятельств;
- боитесь ошибиться;
- боитесь выразить свои истинные чувства из страха быть отвергнутым;
- позволяете другим обижать вас, не стараетесь защитить себя;
- не доверяете себе и принятым вами решениям;
- испытываете трудности наедине с собой;
- волнуетесь, что вас могут бросить;
- боитесь собственного гнева;
- чувствуете себя несостоятельным изменить свое положение или добиться модификаций в себе;
- думаете, что кто-то должен измениться, чтобы изменились вы сами.
Средство персонального выздоровления от созависимости можно описать следующим образом:
Предположить, что существует проблема, которую вы не можете решить с помощью ресурсов и информации, имеющихся у вас на сегодняшний день. Изучить реальные причины вашей проблемы. Научиться идентифицировать симптомы данной проблемы в соответствии с реальной ситуацией в ваших взаимоотношениях. Прекратить перекладывать вину за ваши проблемы на других. Прекратить винить себя за свои ошибки и несовершенство. Прекратить прибегать к манипуляциям, чтобы получить то, что вы хотели. Быть готовым просить то, чего хочется. Научиться чувствовать полноту своих чувств и выражать все ваши чувства. Осуществлять шаги, направленные на более полное внутреннее осмысление своих чувств, ценностей, потребностей, желаний. Определять свои психологические границы во взаимоотношениях с другими людьми. Научиться быть близкими с другими людьми, чтобы получать от них необходимую информацию, учиться жить в условиях гибкого баланса взаимоотношений своего истинного «Я» с другими людьми.
А пользоваться Интернетом как техническим средством общения - само по себе не вредно. Если молодежь и становится интернет-зависимым - не в Интернете дело.
Автор: О.А.Бреусенко-Кузнецов, доцент кафедры психологии и педагогики НТУУ "КПИ"