По статистике, из 2,5 миллионов студентов отечественных учебных заведений I-IV уровней аккредитации - 8000 составляют люди с особыми потребностями (инвалиды). В свое время советская система действовала по принципу: здоровый - учись, работай, больной - сиди и не высовывайся. Сейчас в Украине произошли заметные изменения: права инвалидов на развитие, образование, реабилитацию закреплено во многих нормативно-правовых актах.

Образование доступно всем

Поддержка обучения в высших учебных заведениях студентов с инвалидностью существует во всех развитых странах мира. Создаются так называемые безбарьерные университетские городки с соответствующими корпусами, общежитиями, другими помещениями, где такие студенты получают технические средства обучения, помощь психологов, медиков, социальных работников. Так, в Нидерландах студенты обеспечиваются, прежде всего, необходимыми техническими средствами, за которые платит государство. В Германии создаются социальные фонды поддержки. В Великобритании осуществляется специальное сопровождение студентов-инвалидов за счет государственных стипендий.

Участие во всеукраинских социальных программах берет и наш университет. На ФИВТ и в ММИ сегодня можно встретить молодых людей, которые общаются на языке жестов. Часть из них овладевает чуть ли не самую сложную в университете специальность "Компьютерные системы и сети", другие - технологию машиностроения или оборудования для обработки металлов давлением.

Индивидуальная поддержка

Разумеется, у каждого студента с инвалидностью есть определенные особенности и ограничения, затрудняющие обучение. Для работы с такими людьми необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс специальные методы, педагогические технологии и адаптационные технические средства. Как правило, такие студенты очень любознательны и старательные, но имеют определенные проблемы: пробелы в знаниях, повышенная утомляемость, замкнутость, низкая самооценка, уязвимость. При этом для них нельзя замедлять темп обучения или уменьшать количество пар, ведь это снижает качество профессиональной подготовки. Поэтому внедряется система сопровождения их обучения, всесторонней помощи и поддержки.

С сотрудниками которых бы кафедр не общалась корреспондент "КП" при подготовке этого материала, везде слышала прежде всего: "Да они нам, как дети".

Как учат в КПИ

Как правило, студенты с особыми потребностями слушают поточные лекции вместе со всеми (при этом работает сурдопереводчик), а на практические и лабораторные для них создают отдельные подгруппы (6-8 человек), которым преподаватель уделяет больше времени и внимания, предоставляет вспомогательный раздаточный материал.

Больше всего проблем возникает с пониманием и усвоением терминологии. Бывает, сначала приходится объяснять переводчику, а уже потом он доносит информацию до слушателей. Но особенно сложно, когда такой специалист (предоставляемый УТОГ) имеет низкую квалификацию или вообще отсутствует (как произошло на кафедре механики пластичности материалов).

Не просто "особым" студентам адаптироваться и в общежитии (большинство из них - иногородние). Хотя есть лидеры - не только уверенно себя чувствуют, а даже женятся.

Работа стимулирует

Руководитель Студенческой социальной службы Т.С.Воротняк преподает философию в группах, где учатся студенты, которые плохо слышат. Учитывая разный уровень подготовки слушателей, ей пришлось адаптировать свои лекции, сделать менее наукообразными, общаться "простым" языком. При этом она побуждает слушателей не только к общению жестами, но и к языку, публичным выступлениям. За семестр они должны подготовить несколько выступлений по определенным темам и, если владеют языком, прочитать их. Случается, студентам трудно сосредоточиться, выделить главное в тексте, здесь тоже приходит на помощь преподаватель.

"Работа с такими студентами, - заканчивает Татьяна Сергеевна, - стимулирует преподавателя искать новые доступные методы для подачи материала".

Как призналась одна студентка: "Оказалось, что я не умею держать взгляд. Я до сих пор неправильно его держу, когда вижу группу людей, которые общаются на языке жестов. Я или намеренно ускоряю шаг или застываю - они привлекают мое внимание так, будто бы инопланетяне. Все это плохо, неудобно. Но я до сих пор не умею правильно себя вести - их не пускали в мое школьное детство, у меня нет опыта общения с ними, нет навыков ... "

Поэтому выяснилось, общения с инвалидами - обоюдно необходимо. Не только мы (здоровые) им нужны, но и они нужны нам, чтобы не терять способности болеть и сочувствовать, полнее воспринимать мир во всех его проявлениях.

Автор: Н.Вдовенко