Вход до 13-го корпуса украшает большая вывеска "Конструкторское бюро информационных систем" (КБ ИС). Структура эта в Киевской политехнике существует с 1988 г. и связана практически со всеми подразделениями университета, ведь осуществляет обеспечение учебного процесса по информатике, вычислительной технике, других дисциплинах путем использования собственных компьютерных классов. С 2005 года перед КБ ИС поставлена новая большая задача - создание единой информационной среды (ЕИС) университета, включая информационные ресурсы, телекоммуникационную сеть, автоматизированную систему управления (АСУ) НТУУ "КПИ", элементы информационной инфраструктуры подразделений, систему электронного документооборота, базы данных , системы управления, учета контингента студентов и преподавателей и др.
Поэтому сегодня коллектив КБ ИС работает над разработкой технического, информационного, программного, математического, методического и организационного обеспечения ЕИС университета; занимается разработкой, внедрением, обслуживанием и модернизацией автоматизированных рабочих мест, подсистем и компонентов АСУ НТУУ "КПИ"; координирует работы по реализации программы информатизации университета с привлечением к этому всех подразделений университета. В будущем есть планы по участию в разработке и внедрении новых образовательных технологий, реализации образовательных проектов, проведении поисковых, научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию автоматизированных систем управления учебными заведениями и науки, автоматизированных рабочих мест сотрудников, преподавателей и студентов, других категорий сотрудников; в пределах прямых связей и отдельных контактов с зарубежными партнерами предполагается участие в международном сотрудничестве.
О настоящем конструкторского бюро информационных систем рассказывает его директор доц. А.И.Савицкий. На этом посту он недавно, но хорошо ориентируется в своем "хозяйстве".
- Артем Иосифович, какие подразделения входят в состав КБ ИС?
- Для выполнения поставленных ректором задач проведена реорганизация структуры КБ ИС. Сейчас в составе нашего конструкторского бюро есть отделы программного обеспечения учебного процесса, технического обеспечения учебного процесса, организационного обеспечения и диспетчеризации учебного процесса, обеспечения учебного процесса в СИМ центре университета, планирования работ и материально-технического обеспечения деятельности КБ ИС, программного и информационного обеспечения компьютерно-телекоммуникационных сетей ЕИС университета, центр управления базовым узлом сети URAN, отделы математического и программного обеспечения ЕИС университета, информационного, методического и организационного обеспечения ЕИС университета, видов обеспечения АРМов, подсистем и звеньев автоматизированной системы управления университетом.
Но работа у нас коллективная, поэтому активно привлекаем и приглашаем к сотрудничеству студентов и специалистов из кафедр (в пределах бюджетного финансирования).
- Над чем сейчас работают в КБ ИС?
- Наша основная деятельность направлена на техническое и программное обеспечение учебного процесса и разработку и внедрение ЕИС в университете. В компьютерных классах КБ ИС в 2004/2005 учебном обучалось около 6500 студентов из 16 факультетов и институтов НТУУ "КПИ" (ВПИ, ИЭЭ, ИТС, ИХФ, ИФФ, МИПО, ММИФ, ПСФ, ФАКС ФБТ, ФЕА, ФЭЛ, ФИВТ, ФММ, ФМФ, ХТФ). Обустройство компьютерами, вспомогательным оборудованием и инвентарем дополнительно введенных (после ремонта) классов (на что потребуется около 390 тыс. грн) позволит дополнительно обучать еще
3 тыс. студентов в год.
Что касается разработки ЕИС, то, прежде всего, ведется тщательная проработка структуры всей системы, процессов взаимодействия подсистем, организации доступа к базам данных, методического обеспечения учебного процесса, обоснования выбора программной и технической платформы и так далее.
- Расскажите подробнее о разработке ЕИС университета.
- Уже завершена разработка бета-версии (то есть версий, требующих дальнейшего совершенствования) программного обеспечения нескольких автоматизированных рабочих мест: секретаря проректора по учебной работе, сотрудника учебно-методического управления, заведующего отделом практики, сотрудника отдела трудоустройства, директора научно-технической библиотеки, директора студгородка, главного хранителя музея КПИ, руководителя центра культуры и искусств, руководителя студенческого центра труда, руководителя отдела социальных вопросов, сотрудника отдела кадров, работника административно-хозяйственного отдела, начальника транспортного отдела, работника бухгалтерии АТП, работника административно-хозяйственного отдела, заведующего складом и тому подобное.
В стадии разработки находятся: система классификации и кодирования документов, подразделений, должностей для внедрения электронного документооборота, создаются базы данных "Сотрудники университета", "Внутренние документы", "Методическое обеспечение дисциплин", АИС "Отдел кадров ПВС", АИС "Отдел кадров инженерно технического персонала ", АИС" Отдел кадров учебно-вспомогательного персонала ".
- Какое направление работы Вы считаете самым важным на данном этапе?
- Без сомнения, это создание системы классификации и кодирования, которая является основой для электронного документооборота.
- Существуют подобные системы в других вузах?
- Мы ознакомились с системами автоматизации управления ВУЗов Украины, России и других стран. Можно сказать, что ЕИС НТУУ "КПИ" займет достойное место среди лучших систем оперативного управления деятельностью высшего учебного заведения. Университет "КПИ" имеет разветвленную структуру со своими особенностями. А с запланированного количества задач, которые будут решаться в системе, то, по крайней мере в Украине, подобных систем еще никто не создавал. Поэтому работы нам хватит не на один год.
- А ближайшие планы?
- На текущий учебный год запланирована разработка и внедрение системы электронного документооборота 1-го уровня (ректорат - канцелярия - факультеты, институты).
В 2006 году будут внедрены: АИС "Профессорско-преподавательский состав" (автоматизированное формирование и введение изменений в шаблоны (образцы) приказов по делам профессоров и преподавателей; автоматизированное формирование и ведение базы данных "Профессорско-преподавательский состав университета" автоматизированное формирование отчетов "Научно педагогические кадры по состоянию на 1 октября", "Численность преподавательского состава по состоянию на 1 октября", "Численность отдельных категорий работников за год по состоянию на конец года", "Сведения о принятых работниках по состоянию на каждые 10 дней", "Отчет об использовании рабочего времени за квартал, полугодие, год", "Педагогические и научно-педагогические работники по состоянию на 1 октября", "Сводные данные о количественном и качественном составе преподавателей по кафедрам, факультетам и в целом по ВУЗам"," Сводные данные о количественном и качественном составе деканов и заведующих кафедрами по состоянию на 1 января "," Средний возраст ППС по состоянию на 1 января "и т.д.); АИС "Научный и инженерный персонал" (автоматизированное формирование и введение изменений в шаблоны (образцы) приказов по делам научного и инженерного персонала, автоматизированное формирование и ведение базы данных "Научный и инженерный персонал", "Списки документов личных дел научного и инженерного персонала", "Актив-описаний личных дел работников для сдачи в архив" и т.д.); АИС "Учебно-вспомогательный персонал"; АРМ сотрудника учебного отдела вуза, АРМ методиста факультета, некоторые другие АИС и АРМы.
- Все вышеизложенное касается общеуниверситетского среды. Есть ли какие наработки для подразделений, например кафедр?
- Да. Сейчас работаем над созданием унифицированной структуры сайта кафедр НТУУ "КПИ". Вскоре будет организовано автоматизированное накопление информации по кафедрам (т.е. перечень того, что должно быть отражено на сайтах) с помощью специального программного комплекса. Этот комплекс будет передан на факультеты для дальнейшего направления в соответствующие кафедры для ввода информации по истории, настоящем и будущем кафедр, направлений подготовки, специальностей и специализаций, учебных рабочих планов, методического обеспечения учебного процесса, персонала и выпускников кафедр, научных школ, международных связей и тому подобное. Впоследствии эта информация будет использована при создании WEB-портала НТУУ "КПИ", что позволит качественно улучшить информированность студентов, сотрудников университета, а также широкой общественности о нашем университете.