Из отчета проректора по учебной работе Анатолия Мельниченао на заседании Ученого совета КПИ им. Игоря Сикорского 13 марта 2023 года
Прошлый год для образовательного сообщества был крайне тяжелым: не успели выйти из пандемического кризиса, как попали в водоворот полномасштабной российской агрессии против Украины. Перед коллективом КПИ им. Игоря Сикорского возникли невиданные для этого вызовы, которые имели критический характер для всей системы высшего образования в целом и университета в частности. Среди этих вызовов: нарушение учебного процесса и его непрерывности; утрата части научно-педагогических кадров и отток студентов; опасности, связанные с сохранением инфраструктуры и безопасности участников образовательного процесса. Также существовала угроза распространения явления имитации образовательного процесса, а также угроза снижения качества контингента, связанная, в частности, с введением мультипредметного теста, фактически не предполагавшего важных именно для нас, для инженерии, дисциплин: физики, биологии, химии.
Вместе мы предприняли ряд мер административного, организационного, учебно-методического характера, которые позволили нивелировать указанные вызовы. Можно сказать, что часто наши решения были асимметричны, но они находились в правовом поле. Приходилось принимать меры, которые не были стандартными для нас в обычные периоды и во время пандемии. Благодаря этому удалось обеспечить непрерывность учебного процесса и создавать условия для обеспечения качества образования. Без преувеличения, в нынешних реалиях обеспечение качества образования требует от научно-педагогических работников действительно титанических усилий, особых подходов к методикам преподавания и установления партнерских отношений с соискателями высшего образования. В то же время те вызовы, которые перед нами предстали, все подразделения преодолели достойно: мы смогли провести аттестацию и бакалавров, и магистров.
В прошлом году, когда был объявлен режим военного положения, пришлось изменить график образовательного процесса. Получив разрешение от министерства, по 69 образовательным бакалаврским программам была изменена форма аттестации – по защите бакалаврской работы на экзамен. Следует заметить, что подразделения, советуясь с соискателями высшего образования, сами выбирали форму аттестации..
Когда пришло время итоговой аттестации магистров, у нас была очень сложная ситуация, связанная с отсутствием электроснабжения и связи. Однако и здесь все подразделения смогли справиться с задачей, использовав наработанные и предложенные им решения. Решения заключались в записи докладов предварительно в асинхронном режиме и другим способом, что позволило проверить качество, доброчесность и сформированность компетентностей наших студентов. В общем, львиная доля бакалавров и магистров прошли итоговую аттестацию. Лишь одиночные студенты были не допущены или получили академические отпуска. Конечно, несколько уменьшилось количество магистерских работ, выполненных по заказу, или работ, предусмотренных к внедрению. Это связано с тем, что изменились места практики. Раньше студенты проходили практику на предприятиях. В прошлом году – на предприятиях или в подразделениях университета, и лишь изредка – на кафедре.
Обеспечивая работу в дистанционном режиме, мы продолжили развивать платформу дистанционного обучения "Сикорский", создавали условия для использования других сервисов, что важно для проведения образовательного процесса и процедур аккредитации. Также смогли приобрести лицензионное программное обеспечение или получали его от наших партнеров бесплатно. Платформа дистанционного обучения "Сикорский" насчитывает сегодня более 5,5 тыс. учебных курсов, базирующихся на подсистемах Moodle и Google Work Space. Кроме того, мы не только увеличивали количество дистанционных курсов, мы ввели критерий качества этих курсов, введя систему сертификации. То есть, когда устанавливается соответствие ряда критериев, каждый дистанционный курс получает сертификат, свидетельствующий о его содержательном наполнении и методическом обеспечении.
Важным условием нашей успешной работы является обновление образовательных программ. Они должны учитывать многие критерии и тенденции, соответствовать трендам и требованиям сегодняшнего высокотехнологичного бизнеса и экономики. Мы старались максимально учитывать пожелания всех участников образовательного процесса – соискателей высшего образования, работодателей, преподавателей и многих других – и создавать и обновлять образовательные программы, которые будут запрошены на рынке труда. Итак, в прошлом году было основано пять новых образовательных программ: "Экономика и бизнес", "Экономическая аналитика", "Управление бизнесом, инновации и предпринимательство", "Инженерия беспилотных и автономных систем", "Инженерия в биобезопасности и биозащите". Они возникли по инициативе заинтересованных сторон и отвечают нынешним и будущим реалиям бизнеса, экономики и высокотехнологичной инженерии.
В общей сложности в прошлом году было обновлено 178 (62%) образовательных программ, остальные либо обновлялись в предыдущие годы, либо на тот момент проходили аккредитацию и тоже соответствуют критериям качества. При обновлении образовательных программ очень важно обращать внимание на ряд тенденций, касающихся развития европейской интеграции. Стремление Украины к членству в ЕС требует от нас в будущем изменять подходы и стандарты в подготовке специалистов. Кроме того, следует адаптировать образовательные программы и образовательный процесс к концепции Индустрии 5.0. Она выросла из так называемой концепции Индустрии 4.0, однако имеет свои особенности и сегодня становится определенным мегатрендом развития общества. И, конечно, ОП должны учитывать, что образование является определенным фактором обеспечения нашей стойкости в противодействии военной агрессии и учитывать перспективы послевоенного развития. Соответственно, при обновлении ОП мы учитываем компетентности, которые запрошены сегодня и будут востребованы в будущем.
Напомню, что анализируя отчеты, подготовленные компанией Coursera по запросам на курсы на этой платформе, видим новые компетентности, востребованные компаниями и соискателями образования. Если поинтересоваться профессиями, в которых сегодня нуждаются цифровые экономики ЕС, то это специалисты по кибербезопасности, программной инженерии, цифровому маркетингу и т.д. Мы должны учитывать такие тенденции не только в ITишных специальностях, но и в специальностях, связанных с классической инженерией и социогуманитарным блоком. В то же время в КПИ осуществлены первые шаги по внедрению в образовательный процесс евроинтеграционной тематики как на уровне внедрения дисциплин, так и на уровне развития научно-исследовательской и образовательной деятельности.
Важным, а сегодня еще достаточно модным, элементом стал вопрос интеграции искусственного интеллектав образовательную деятельность. Феномен достаточно противоречив, однако именно университеты должны быть готовы использовать ШИ со всеми его преимуществами в своей деятельности и одновременно нивелировать определенные нежелательные последствия безоглядного его использования. Но, несомненно, искусственный интеллект позволит облегчить выполнение повседневных задач и может освободить человеческий труд для более творческих усилий, помочь участникам образовательно-научного процесса в сборе и анализе больших объемов данных, что улучшит качество обучения или исследований. На основе ШИ можно обеспечить более эффективную работу и усовершенствовать процессы приема и оценки студентов. Поэтому перед университетами и компаниями стоит вопрос формирования системы управления талантами. Однако ЗВО должно формировать таких специалистов, которые могут критически мыслить и творчески действовать в каждой конкретной ситуации.
На сегодняшний день ШИ актуализирует угрозы академической доброчесности. Есть определенные стратегии, позволяющие избегать негативных последствий, чтобы не превратить образование в фикцию. Мы запланировали наработать методические рекомендации для преподавателей, чтобы избежать определенных неприглядных последствий. Вместе с тем мы не рассматриваем распространение ШИ как негативную тенденцию.
Хотел бы сказать, что в ближайшее время нас ожидает серьезная работа, связанная с послевоенным восстановлением нашего государства. На уровне нормативных актов уже приняты соответствующие стратегии восстановления страны. Если говорить о месте университета среди участников и инициаторов такой работы, то почти в каждой отрасли, каждой сфере, отраженной в государственных документах, место КПИ важно. По многим направлениям университет начал работать задолго до того, как эти вопросы были актуализированы на уровне всей страны, и планомерная работа продолжается. Возвращаясь к вышесказанному: при обновлении ОП следует учитывать и послевоенное возрождение и видеть, какие специальности и профессии будут актуальны. Больше специалистов будет необходимо в сфере строительства, обороны, медицины, социальной работы, энергетики, образования и науки, аграрного сектора.
Среди прочего продолжено движение к профессионализации нашего образования путем внедрения сертификатных программ. За три года их количество выросло более чем в 6 раз.
Ответственным направлением деятельности КПИ, начатым задолго до широкомасштабной агрессии, стала работа с ОПК: трудоустройство студентов на предприятиях комплекса, подготовка специалистов по инженерии и качеству военной продукции, развитие дуальной образования и т.д.
Важными в нашей работе являются и вопросы практической подготовки специалистов, о чем идет речь, в частности, во время аккредитационных экспертиз. О необходимости усиления практической подготовки говорят и студенты. Также работодатели среди недостатков профессиональной подготовки выпускников указывают на отсутствие/недостаточность практического обучения. Назву меры, направленные на практикоориентированность подготовки: расширение баз практики на высокотехнологичных предприятиях, развитие дуального образования, вовлечение в образовательный процесс профессионалов-практиков и т.д.
Известно, что одним из самых мощных партнеров КПИ в развитии современного дуального образования является компания "Прогрестех-Украина". На сегодняшний день эта программа объединяет следующие факультеты и учебно-научные институты: ММИ, ИАТЭ, РТФ, ФЭЛ, ПСФ и т.д. Учитывая вызовы безопасности, несколько изменились места практик студентов. Их принимали научные подразделения КПИ, меньше – кафедры и предприятия в местах пребывания соискателей образования. Также в университете развиваем информационную платформу трудоустройства, которая подразумевает интеграцию интересов работодателей, университета и студентов. Система баз данных позволяет синхронизировать потребности всех заинтересованных сторон.
Одной из составляющих нашей деятельности является проведение и анализ результатов ректорского контроля. В этом году удалось провести ректорский контроль по английскому языку на 3-м курсе, не считая вступительного контроля. УНЦ ИМКО плодотворно работает, чтобы такие мероприятия стали оптимальными и максимально эффективными.
В прошлом году имеем некоторый рост объемов методического обеспечения: добавилось более 30 учебников, значительно увеличилось количество методических пособий. Методический отдел не только сопровождает создание пособий, но и проверяет их на качество материала. То есть можно говорить, что эти работы выполнены с определенным знаком качества.
Одним из важных направлений подготовки специалистов является подготовка по английскому языку. В методсовете была создана комиссия по усовершенствованию языковой подготовки как НПР, так и соискателей высшего образования, наработаны решения, позволяющие решать вопросы комплексно. Ведь, с одной стороны, наши выпускники востребованы и будут востребованы на международном рынке труда, с другой – преподавание на английском способствует привлечению в КПИ студентов-иностранцев. По самооценке, преподавать на английском готовы около 40% преподавателей. Для этого уже наработан ряд мер методического, организационного, учебного характера.
Важным моментом в нашей работе является вопрос социологического обеспечения. Во время аккредитаций ОП эксперты всегда интересуются, как обеспечивается обратная связь от всех наших стейкхолдеров. Итак, наш социологический центр проводит исследования среди работодателей, НПР, выпускников и анализирует тенденции современного рынка труда. Результаты обнародованы на сайте центра "Социо+". В частности, выпускники удовлетворены или в основном удовлетворены качеством высшего образования в КПИ. Однако есть сигналы, что многое в этом плане нам еще предстоит улучшать.
Среди наиболее распространенных исследований, выполняемых в "Электронном кампусе", есть опрос "Преподаватель глазами студентов". Подавляющее большинство наших преподавателей студенты оценивают как высококлассные. Но есть незначительная часть преподавателей, уровень преподавания которых не удовлетворяет студентов. Понимаем, что студент не всегда может оценить профессионализм преподавателя, однако именно на тех преподавателей, которые низко оцениваются в системе "Электронный кампус", поступают жалобы и через сеть "Телеграмм". Соответственно, НПР должны постоянно работать над усовершенствованием своего профессионального мастерства.
НТБ ныне предоставляет много сервисов студентам и преподавателям: подбор источников для силабусов, списков литературы для аккредитации образовательных программ, доступ к ресурсам 500 библиотек всего мира и т.д. Также ее работники осуществляют работу по академической доброчесности.
Подготовка по третьему уровню высшего образования. За последние годы КПИ стал лидером по приему аспирантов, также имеется наибольшее количество бюджетных мест, которые выделяет МОН для подготовки докторов философии. В то же время остаются вопросы эффективности подготовки. Для улучшения ситуации уже наработаны определенные мероприятия: вебинары с научными руководителями, встречи со студентами. Наша задача, чтобы средства, полученные от государства на подготовку по третьему уровню высшего образования, работали на результат.
Хотел бы остановиться на вопросах цифровой трансформацииобразовательного и научного процессов. Естественно, информатизация наших управленческих и образовательных процессов обеспечивает повышение эффективности управления и подготовки кадров. Все факультеты используют систему MyKpi для создания учебных планов, рабочих, индивидуальных учебных планов и выбора дисциплин. В системе "Электронный кампус" было создано много новых возможностей, на будущее предусмотрено еще больше новых сервисов, позволяющих оптимизировать работу, избегать излишней бюрократизации и т.д. Продолжается информатизация именно управленческой деятельности, функционируют системы "Мегаполис", "Профессионал ЗВО", запланировано приобретение программного обеспечения, что позволит комплексно автоматизировать финансовый учет и планирование в университете.
Относительно информационно-коммуникационной системы университета. Сотрудники "КПИ Телеком" осуществили большой объем работ по обеспечению связью временных укрытий, Пунктов несокрушимости, многие сайты были переведены в облачные среды и т.д. Обеспечивался доступ в Интернет через стационарную сеть, а также через терминалы спутникового интернета Starlink. Это гарантировало непрерывность и устойчивость работы во время сессии. В сотрудничестве с ГС ССЗИ, УН ФТИ и НТО "КПИ Телеком" продолжались работы по повышению уровня защиты и кибернетической безопасности. Нашу телекоммуникационную сеть будем развивать и дальше, увеличивать ее мощности, в частности благодаря спонсорам.
Отмечу, что портал университета был существенно обновлен, работа по его усовершенствованию продолжается: 40% факультетов и 31% кафедр обновляют сайт еженедельно, 82% факультетов и 74% кафедр по крайней мере раз в месяц, увеличивается количество переводов образовательных программ и учебных планов подразделений на английском языке, количество новостей, публикуемых на сайтах кафедр на английском языке, выросло в 1,7 раза. К тому же ощутимо увеличилось количество подписчиков по всем социальным сетям. К примеру, общее количество подписчиков телеграмм-каналов деканатов в 2022 году - 24543 человека, среднее количество публикаций на телеграмм-каналах институтов и факультетов за неделю - 341, среднее количество ответов в телеграмм-ботах институтов и факультетов за неделю - 298. Значительную работу относительно информационно -коммуникационного продвижения осуществляет УНЦ ИМКО: открыта студия КПИмедиа, за год создано почти 300 видео, проведено 63 прямых трансляции и т.д. Видеоконтент отвечает стандартам журналистской деятельности и работе с медиаресурсами. Следовательно, известность университета среди стейкхолдеров, родителей, абитуриентов, работодателей растет.
Разрабатывая дальнейшие стратегии развития университета, следует учитывать различные сценарии развития и оценивания высшего образования в Украине. Для КПИ не может быть иного сценария, чем оптимистичный, когда мы станем на уровне ведущих университетов мира, осуществим информационную трансформацию и достигнем высоких результатов, хотя это будет тяжело во время войны.
Наши вооруженные силы защищают нас и дают возможность осуществлять свою профессиональную деятельность. Уверен, что мы и дальше должны использовать образование как самое мощное оружие, которое позволит делать мир лучше. Недаром в нашем университете стоят памятники именно тем людям, которые изменили мир.