Вакцины работают, количество новых вакцин растет, глобальные программы иммунизации охватывают все больше людей, совершенствуются терапевтические методы и технологии лечения коронавирусной инфекции - это лишь несколько основных положений, из которых выходили авторы доклада международной компании McKinsey &Company" When will the COVID-19 pandemic end? ", в котором проанализировано влияние вакцинации на затухание пандемии коронавируса в различных регионах и странах мира.

На материалах этого доклада в значительной степени основывается новое исследование совместной команды Мирового центра данных "Геоинформатика и устойчивое развитие" и ГУ "Институт эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.В.Громашевского" под названием "Форсайт COVID-19: анализ влияния вакцинации на затухание пандемии в Украине и мире" . Исследователи ставили перед собой задачу проанализировать вопросы организации и ход вакцинации в разных государствах, учитывая эти тенденции, сделать прогноз приблизительных временных горизонтов затухания пандемии COVID-19 в Украине и в других странах. Для этого использовались два различных математических подхода - для сравнения полученных результатов и оценки их достоверности.

Результаты исследования были сформулированы в выводах, которые могут быть полезными как при принятии органами власти решений о внесении корректив в тактику борьбы с пандемией для повышения ее эффективности, так и для рядовых граждан, которые пока не решаются на прививку. Правда, во втором случае свои условия диктует еще и отсутствие вакцин в Украине, но этот дефицит власти обещают быстро преодолеть.

Итак, коротко об этих выводах.

По темпам вакцинации и характеру распространения коронавируса страны были сгруппированы в пять групп, или кластеров.

В первый кластер вошли США, Израиль, Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты. Они достигли наибольших показателей вакцинации населения (средний уровень прививки превышает 60%). Вполне предсказуемо, что именно они приблизились к формированию коллективного иммунитета в конце 2-го - начале 3-го квартала 2021 года.

Во втором было собрано большинство стран Западной Европы и Канада, которые могут перейти к модели коллективного иммунитета ближе к концу 2021г. с затуханием процесса в начале 2022 г.

Третья группа состоит из Турции, отдельных стран Центральной Европы, Марокко и Уругвая. Здесь уровень прививок пока не превышает 20%, наблюдаются отклонения от соблюдения карантинных норм, поэтому ежедневная заболеваемость продолжает расти. Вероятно, эти страны перейдут к модели коллективного иммунитета ближе к середине 2022 г.

Четвертый кластер охватывает страны с высоким уровнем заболеваемости и медленной вакцинацией. В эту группу вошли Украина, Россия, Молдова, Грузия, Бразилия, Мексика, Индия и ряд других стран. Средний уровень прививки для стран кластера составляет 4,5%, для Украины он еще ниже. При сохранении нынешних темпов вакцинации эти страны рискуют не преодолеть пандемию в 2022 г., а коллективный иммунитет приобрести только в 2023 г.

К пятому кластеру вошли Австралия, Китай, Аргентина, страны Юго-Восточной Азии. Они имеют сравнительно низкие уровни заболеваемости, но при этом и довольно медленные темпы вакцинации населения. Преодоление пандемии в этих странах может растянуться во времени с горизонтом завершения конец 2022-го - начало 2023 г.

Таким образом, Украина относится к странам с высоким риском затяжного формирования коллективного иммунитета. Причины - в дефиците вакцин и крайне низких темпах вакцинации (по состоянию на 01.05.2021 г. одной дозой было привито лишь 1,8% населения, теперь ситуация улучшилась, но не намного), а также в пренебрежении значительной частью людей карантинными нормами. Такие обстоятельства отвергают ее к группе стран с высокой интенсивностью эпидемического процесса COVID-19 и риском затяжного формирования коллективного иммунитета. Причем способ формирования такого иммунитета - жесточайший из тех, которые могут быть - преимущественно за счет естественного инфицирования с соответствующими значительными человеческими потерями; стагнацией экономики и общественной жизни; чем дальше большей изоляцией от стран, достигших контроля эпидемической ситуации. В этих условиях ученые рекомендуют такие шаги:

  • соблюдать все противоэпидемические мероприятия с усиленным эпидемическим надзором за COVID-19;
  • установить приоритеты вакцинации для всех неинфицированных ранее лиц при соблюдении самой короткой схемы вакцинации. Минимальный интервал между первой и второй дозами должен составлять 4 недели. В то же время, в Украине сейчас применяется максимальный интервал в 12 недель, что может снижать ожидаемую эффективность вакцинации;
  • при наличии достаточного количества вакцин следует как можно быстрее расширить доступ к вакцинации всем желающим.

И еще один вывод, очень важеный для людей, которые уже переболели: для них целесообразно пересмотреть подходы к вакцинации, уменьшив ее до 1 дозы по типу бустерной (усилительной) дозы для повышения иммунитета против COVID-19.

Подробнее о исследовании, его методике и выводам можно ознакомиться здесь: http://wdc.org.ua/uk/covid19-vaccination-impact-on-attenuation.

По материалам МЦД