Государственный политехнический музей экспонирует самые разные образцы техники, и среди них - значительное количество объектов, которые являются этапными, важными с точки зрения не только отдельной отрасли, но и техники в целом. К таким образцам можно отнести зенитную пушку "КС-19", которая установлена под открытым небом у входа в музей с южной стороны.

Вскоре после Второй мировой войны началась эра реактивной авиации. Значительное увеличение высоты полета и скорости бомбардировщиков вызвали потребность в разработке средств борьбы с самолетами вероятного противника. Из-за низкого "потолка" досягаемости цели зенитными пушками тогдашняя противовоздушная оборона оказалась против таких самолетов практически бессильной. Возможности крупнокалиберных трофейных пушек также не отвечали потребностям времени. Поэтому нужно было создавать новые, "стратосферные" пушки.

Задание на разработку такого вооружения получил Свердловский машиностроительный завод №8 им. М. И. Калинина, главным конструктором которого был киевлянин, выпускник КПИ Лев Вениаминович Люльев. Задание на разработку новой системы для противовоздушной обороны было выполнено в сжатые сроки, и в 1947 году новую 100-мм пушку было передано на испытания, а в 1948 году зенитный артиллерийский комплекс "КС-19", основу которого составляла эта пушка, взято на вооружение .

Калибр пушки 100 мм, масса снарядов в зависимости от их типа от 21,1 до 30,4 кг, начальная скорость полета - 900 м/с. В пушке было механизировано установление подрывника, досылку снаряда, закрывание затвора, выстрел, открывание затвора и экстракция гильзы. Номер расчета только вкладывал снаряд на лоток. Темп стрельбы составлял 12-15 выстрелов в минуту. Общая масса пушки 9,35 т. Буксирувалася тягачом со скоростью до 35 км/ч. Расчет из 8 человек приводил ее в боевое состояние за 7 минут. Время на поражение вероятной воздушной цели с этой зенитной пушки составляло от нескольких секунд до 1,5 минут - именно столько, сколько в зоне действия пушки мог находиться вражеский самолет.

По господствующим в то время принципом зенитная пушка разрабатывалась с возможностью ведения огня по наземным целям на расстоянии до 21 км. Впрочем, основное назначение пушки - поражение воздушных целей, имеющих скорость до 1200 км/ч и высоту полета до 15 км.

Быстрые изменения в развитии авиационной техники вызвали потребность в кардинальных изменениях систем противовоздушной обороны. Системы с механическими приводами и оптическими прицелами времен Второй мировой отходили в небытие. Конструкция "КС-19" в свое время была революционной. Для высот более 10 км и скорости более 500 км/ч существующие механические системы наведения были малоэффективными. Поэтому к средствам боевого обеспечения зенитной батареи комплекса"КС-19" из восьми пушек входили радиолокационная станция наведения орудий (рус. "Станция орудийной наводки") СОН-4 и прибор управления артиллерийским зенитным огнем (рус. "Прибор управления артиллерийским зенитным огнём & quot;) ПУАЗО-7, а также станция питания орудий (рус. "Станция питания орудий") СПО-30 система гидросиловых поводов и тому подобное. Все системы размещались на расстоянии не более 100 м от распределительного ящика и были соединены электрической сетью. СОН-4 представляла собой двухосный фургон с параболической антенной диаметром 1,8 м. Система позволяла использовать ручной полуавтоматический и автоматический режимы сопровождения цели. Наведение пушек в вынесенную точку осуществлялось гидросиловых приводами от ПУАЗО-7. Однако была возможность наведения вручную. Дальность обнаружения бомбардировщика при полете на высоте 4 тыс. м составляла до 60 км.

С 1948 по 1955 гг. было изготовлено 10151 пушку "КС-19". До появления зенитных управляемых ракет они были основным средством борьбы с высотными целями. Снятие с эксплуатации "КС-19" в вооруженных силах бывших советских республик происходило постепенно к концу 90-х гг. ХХ в. Пушка состояла на вооружении в более чем 20 странах. Использовалась в конфликтах на Ближнем Востоке (Египет, Сирия), в Корее, Вьетнаме, Афганистане. Есть отдельные данные об использовании систем в конфликте в Персидском заливе 1990-91 гг. Более того, в вооруженных силах некоторых стран определенное их количество используется и сейчас. Этому способствуют отличные характеристики этих орудий и значительное их количество на складах. Более того, их модернизируют и осовременивают. Скажем, в 2009 году в Иране на базе "КС-19" была создана 100-мм зенитная пушка "Saeer" (Саирме). Установка автомата заряжания несколько ускорило темп стрельбы до 15 выстрелов и позволило минимизировать расчет. Также была усовершенствована система управления и управления пушкой с использованием современных электронно-оптических систем. Конечно, пушка уже не может настолько успешно бороться с современными самолетами, но эффективна против вертолетов и может быть опасной для беспилотных летательных аппаратов, которые сейчас массово используются армиями развитых стран. Особенно эффективной "КС-19" является по соотношению "цена выстрела - цена цели".

Интересно, что со второй половины прошлого века эта пушка используется и во вполне мирных целях. Она служит для принудительного предупредительного спуска снежных лавин в горах, а также для рассеивания градовых облаков в зонах высокоэффективного промышленного виноградарства. С этой целью для нее было создано специальный снаряд, содержащий химические вещества, вызывающие выпадение осадков из облаков.

После "КС-19" Конструкторское бюро под руководством Льва Люльева разработало еще одну зенитную пушку для поражения высотных целей - "КС-30". По эксплуатационным и тактико-техническим показателям она превосходила все известные виды артиллерийского оружия в мире. Впрочем, выпустили ее в меньших объемах, чем "КС-19", - всего 738 единиц, включая опытные образцы. Время зенитно-артиллерийских комплексов ПВО подходил к концу, им на смену приходили комплексы зенитно-ракетные.

100-мм пушка "КС-19", которая стоит на площадке рядом с Государственным политехническим музеем, после службы в советской армии была отремонтирована и демилитаризованная Балаклейским ремонтным заводом. Установлено ее в июне 2014 года. Теперь это не только экспонат, который привлекает посетителей и иллюстрирует один из видов специфической техники, но и настоящий памятник выдающемуся инженеру-конструктору Льву Вениаминовичу Люльеву. Таким образом, студентам Киевской политехники она напоминает о славной истории вуза и огромном вкладе его воспитанников в развитие техники. И, конечно, о ее авторе - выдающемся конструкторе Льве Вениаминовиче Люльеве.

Г.В. Лупаренко, заведующий отделом ГПМ