Директор студгородка Александр Ищенко: "Студгородок КПИ - жизнеспособная устойчивая система"

Уже год мы учимся жить рядом с постоянной опасностью - коварным вирусом. В университете среди других задач особое внимание уделяется безопасности проживания студентов в общежитиях с соблюдением требований соответствующих законов, постановлений и рекомендаций.

Помню, с директором студгородка Александром Ищенко мы общались в начале апреля 2020-го. Положение было очень напряженным: около 3 тыс. жителей общежитий еще только учились существовать в условиях обострения эпидемической ситуации, из-за введения транспортных ограничений на работу не могли добраться работники из пригорода, а затем и киевляне. Но несмотря на вынужденные ограничения, администрация университета и студгородка адекватно среагировала на внешние вызовы и продолжает эффективно обеспечивать жизнедеятельность общежитий - их содержание, обслуживание, эксплуатацию на должном уровне, комфорт и безопасность жильцов. Поселения студентов проводилось в строгом соответствии с требованиями главного санитарного врача Украины с обеспечением возможности для соблюдения социальной дистанции и самоизоляции.

На заседании Ученого совета 15 февраля А. Ищенко отчитывался о деятельности дирекции студгородка за 2020 год. Своим решением Ученый совет отметил, что в студгородке успешно выполнены возложенные на подразделение задачи в части надлежащего содержания материальной базы и обеспечения ее развития, а также осуществляется социально-воспитательная работа в условиях карантина.

И теперь с Александром Ищенком мы говорим о прошедшем годе.

– Каким является ваше "хозяйство" на сегодняшний день?

– В студгородке компактно расположено 20 общежитий, рассчитанных для проживания более чем 12 тыс. студентов. В имущественный комплекс входит 150 260 кв. м общей площади и 73 699 кв. м жилой. Конечно, непросто поддерживать нормальную жизнедеятельность студгородка, обеспечивать социально-воспитательную работу, бесперебойное функционирование инженерных сетей и тому подобное. Обслуживают хозяйство студгородка 445 штатных работников и 154 совместители.

– Такая развитая инфраструктура требует и значительных средств.

– Бюджет студгородка формируется за счет оплаты студентами услуг за проживание и стоимости коммунальных услуг. В 2020 году они составили 108 713 тыс. грн. Основные расходы составили: ремонтно-восстановительные работы - 21 803 тыс. грн; приобретение мягкого и твердого инвентаря - 1800 тыс. грн; коммунальные расходы - 35 325 тыс. грн; общехозяйственные и другие расходы - 8157 тыс. грн.

– И как такие расходы отражаются на улучшении состояния общежитий и территории?

благоустрій студмістечка КПІ

– Улучшение состояния общежитий является одной из главных задач администрации студгородка, поэтому из года в год мы стараемся перераспределять средства таким образом, чтобы наибольшая доля ресурсов направлялась на выполнение ремонтных работ. За последние пять лет финансирование ремонтно-восстановительных работ увеличилось с 5378 тыс. грн до 21803 тыс. грн.

Кроме работ в общежитиях, требует внимания упорядочение и благоустройство территории студгородка, в частности ремонт скамеек, урн, беседок. Выполнено удаление и обрезку сухостойных аварийных деревьев, продолжались работы по благоустройству скверов "Сосновый" и "Поляна".

Администрация студгородка уделяет значительное внимание бережному отношению студентов и сотрудников к материальной базе, выполняет значительный объем работ по энергосбережению.

– Что можете сказать о энергосберегающих мероприятиях?

– В 2020 году в энергосберегающие мероприятия было вложено 2965 тыс. грн, а именно: частично заменены окна на металлопластиковые в общежитиях №№ 13, 15, 20; проведена реконструкция индивидуальных теплопунктов в общежитиях №№ 8, 21; светильники и лампы заменяются на более энергоэффективные - светодиодные; устанавливаются реле времени, датчики движения; старые смесители заменяются на однорычажные с аэраторами и тому подобное.

Систематическое внедрение мероприятий по энергосбережению позволяет значительно сэкономить средства на коммунальные услуги. В частности, за шесть лет удалось достичь экономии: тепловой энергии - на 17%, электроэнергии - на 17%, холодной воды - на 21%, природного газа - на 30%.

- В последнее время много делается для устранения нарушений и улучшения противопожарной безопасности в университете и студгородке в частности.

– Во исполнение предписаний ГСЧС Украины о выявленных нарушениях и для повышения уровня пожарной безопасности в общежитиях в 2020 году было установлено противопожарные двери и люки (общежития №№ 1, 4, 6, 7, 10, 13, 14, 18, 20), проведено огнебиозащиту деревянных конструкций кровель общежитий №№ 1, 3, 4, 6, 7, 8, 11, 13, 14; разработано проекты систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей во всех общежитиях студгородка, закуплено пожарный инвентарь во все общежития, проведено перезарядку всех огнетушителей, выполнено ряд других работ. Общая сумма расходов на противопожарные мероприятия - 2124 тыс. грн.

Очевидно, для повышения уровня пожарной безопасности принятых мер недостаточно. Установка системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей, а также системы дымоудаления требует значительных капиталовложений, которых, к сожалению, университет не имеет. Поэтому руководство университета поставило вопрос о необходимости дополнительного финансирования на выполнение противопожарных мероприятий перед руководителями Министерства образования и науки Украины.

Мы запланировали в 2021году приобретение пожарных кранов, огнетушителей, установку противопожарных дверей и люков, огнезащиту кровли общежития № 12, переоборудование этажных дверей в общежитиях, обучение работников ППБУ и т.п. на сумму 930 тыс. грн. При наличии финансирования будем устанавливать системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в общежитиях №№ 8, 15, 16, 18, системы дымоудаления в общежитиях №№ 16 и 18.

– Деятельность администрации студгородка направлена не только на хозяйственную, но и на социально-воспитательную работу.

– Да, это важное направление нашей деятельности. Специалисты по воспитательной работе занимаются профилактикой правонарушений, стремятся создать здоровый психологический климат в общежитиях, пропагандируют здоровый образ жизни, гармоничное разностороннее развитие личности на принципах патриотизма, интернационализма, толерантности и др. Переход на дистанционную форму обучения коренным образом изменил привычный ритм жизни студентов. На смену активным, масштабным мероприятиям пришли локальные онлайн-встречи, игры, квартирники, полезные статьи и учебные программы, которые помогали студентам адаптироваться к карантинным требованиям, правильно распределять свое время, не терять активности и общения.

В 2020 году социально-воспитательную работу было сосредоточено на: информировании студентов о правилах и условиях соблюдения карантинных норм во время пандемии, проведении разъяснительной работы как со студентами, так и с их родителями, психологической поддержке студентов, заболевших COVID -19; обеспечении студентов, находившихся на самоизоляции, продуктами питания и средствами первой необходимости; проведении дополнительных инструктажей по вопросам пожарной безопасности, профилактике негативных явлений - курении, употреблении алкоголя, наркотических веществ.

Мы провели 217 информационно-профилактических мероприятий (создание социальных страниц, профилактические тренинги, полезные статьи, профилактика COVID-19); 12 - культурно-развлекательных (в карантин), 2 - спортивных, 4 - культурных, 1 - благотворительный, 13 - творческих, 15 - учебных. Количество индивидуальных обращений студентов - 650.

– Несколько слов, пожалуйста, о планах на будущее.

– Опыт ведущих стран и общемировые тенденции свидетельствуют, что будущее эксплуатации комплексов с жилыми помещениями связано с внедрением основных положений концепции устойчивого развития. Поэтому часть наших будущих усилий, несомненно, должна лежать в области налаживания процессов дальнейшего внедрения энергосберегающих технологий, повышения уровня безопасности, внедрения раздельного сбора мусора, уменьшения количества отходов, формирования здорового образа жизни, уменьшения экологического следа студгородка в целом. На этом пути перед нами стоят не только вызовы, связанные с организацией и обеспечением этого процесса, но и с воспитанием и формированием знаний и навыков, а главное, новых привычек студентов и сотрудников относительно пользования этими системами.