Настоящее корректирует установленные правила и нормы учебного процесса и одновременно побуждает нас, педагогов, к поискам новых форм и форматов в преподавании образовательных компонентов. Предлагаю отрывки из собственных наблюдений, отраженных в дневнике "Латинский язык в условиях дистанционного режима".
Autumnus in KPI: Осень в КПИ
В этом году первокурсники начали обучение 21 сентября, а на ознакомительной неделе (19-22 октября 2020 г.) посетили альма-матер и, конечно, получили творческое задание поймать в кадр осень и подписать комментарии латинскими пословицами. Студенты справились мастерски и с юмором: запечатлели на своих фото главный корпус, памятники и другие узнаваемые композиции нашего дендропарка, а среди инскрипций предпочли сентенции о дружбе и знаниях. Наверное, впервые за столько лет осень в КПИ была пустынно-одинокой. На той неделе своим присутствием лингвисты добавили златовласке искренних эмоций, а себе на память оставили фото: с радостными улыбками, дружескими объятиями и взглядами, полными надежды ...
Tempŏra mutantur: Времена меняются
Изучая латинскую грамматику, мы постоянно осуществляем экскурсы в прошлое. Захватывающие сообщение о культуре, быте, верованиях древних римлян побуждают студентов и самим заниматься поисками информации и делиться ею в виртуальной аудитории. Так, тему "Мода в Древнем Риме" выбрали для обсуждения студенты группы ЛН-01 (17 ноября 2020г.). Одежда, прически, украшения модников-римлян в свое время были настоящим вызовом патриархальным традициям, а их открытия в парфюмерии и косметике заложили основы для развития профессиональной культуры.
19 ноября студенты группы ЛА-02 подготовили доклады на тему "Медицина в Древнем Риме". Были сообщения о медицинских школах, знахарстве и традиционной медицине, выдающихся врачах Рима Галене и Цельсе, достижениями которых пользуются во всем мире. Древние римляне считали полезным принимать термальные воды и холодные омовения, лечиться травами и физическими упражнениями, о чем также рассказали студенты.
Присутствующие были довольны непринужденной беседой и еще раз порадовались возможности свободного общения на платформе дистанционного обучения " Сикорский".
Dictum – factum: Сказано – сделано
Преподавание латинского языка мало чем изменилось за две тысячи лет. Однако интерактивные методы можно применить и здесь. Составление изученных наизусть сентенций и стихов превратило процесс проверки на детскую игру в прятки: студенты с закрытыми глазами рассказывают усвоенный материал. А в группе ЛФ-01 креативно подошли к этому вопросу, и песню "In silva" дружно спели под гитару. Их желание взаимодействовать стало толчком к следующей задаче: через призму латинских сентенций осветить актуальность мудрости римлян в настоящем. Сложность заключалась в том, что студенты, разделенные на четыре группы, работали на расстоянии, но одной командой. Сентенции о любви, человеческих ценностях, дружбе и о животных нашли отражение в озвученных студентами видеороликах, презентациях и коллажах. Тщательный отбор материала, оформление, наложение музыки оказалось достаточно интересным и способствовало сплоченности и дружественной атмосфере в группе.
Олимпиада по латинскому языку
Уже более 10 лет олимпиада по латинскому языку является обязательным мероприятием на факультете лингвистики. В этом году она прошла под лозунгом "Poёtis mentīri licet" (Поэтам выдумки разрешены). 27 ноября 2020 г. студенты первого курса взялись за перевод латинского песни "Lingua poetārum" (Речь поэтов) и, в соответствии с определенной целью, сумели творчески выполнить задание. Безупречные переводы, художественное оформление работ, в который раз убедили, что лингвисты не ищут легких путей к победе. Особенно хочется отметить работы таких студентов: Н. Шеремет (ЛА-01) перепела поэзию в стиле хип-хоп, А. Гусак (ЛФ-01) и М. Марков (ЛА-01), визуализируя картины античного мира, продекламировали свои творческие работы В. Олишевская (ЛА-02) исполнила песню на латинском языке под аккомпанемент гитары. Среди студентов были отмечены креативные и активные участники, а их работы для просмотра размещены в фейсбуке на странице кафедры теории, практики и перевода английского языка ФЛ.
Post scriptum. Дистанционный режим обучения является настоящим испытанием для преподавателей, однако одновременно и двигателем для поиска и реализации новых оригинальных идей. А Lingua Latina является тем предметом, что побуждает искать уникальные способы достижения учебных целей, развивает художественные способности студентов и вдохновляет на творчество и преподавателей, и студентов.