Экстраординарная ситуация с тотальным переходом на онлайн-обучение раскрыла много проблем. Увеличился разрыв между теми, у кого "все пропало и как это пережить", и теми, кто живет в новых реалиях, видит возможности, работает и инвестирует в себя.

2020-kp20-14Среди них и Людмила Булыгина, ассистент кафедры информационной безопасности ФТИ, учительница информатики 10-11 классов Политехнического лицея НТУУ "КПИ". В сети она активно контактирует со студентами, будущими абитуриентами и их родителями: учит, консультирует, размышляет.

Мы общались в конце апреля. И Людмила Викторовна отметила: "Я не скучаю по студентам. Потому что они есть: пишут о новых качественных ресурсах для совместной работы, о фреймворках, интересных статьях и ивентых, предлагают свое видение улучшения практик и отправляют новые задачи".

.

ассистент кафедры информационной безопасности ФТИ, учительница информатики 10-11 классов Политехнического лицея НТУУ "КПИ". В сети она активно контактирует со студентами, будущими абитуриентами и их родителями: учит, консультирует, размышляет.

Мы общались в конце апреля. И Людмила Викторовна отметила: "Я не скучаю по студентами. Потому что они являются: пишут о новых качественные ресурсы для совместной работы, о фреймворки, интересные статьи и ивенты, предлагают свое видение улучшения практик и отправляют новые задачи".

Приводим ее рассказ о работе в новых условиях.

Обучение во время карантина

Отзывыстудентов разные, но можно выделить основные моменты:

1. Переход на такую форму обучения был безболезненным и эффективным там, где элементы онлайнового обучения уже были встроены в процесс раньше.

2. Копирование оффлайна (невозможности общения в реальном времени) в онлайн не просто неэффективно - невозможно.

Моя идеальная модельдистанционного обучения в университете выглядит так:

1. Все участники процесса находятся в постоянном взаимодействии, чтобы перестроить каждый курс под онлайн-формат. Для этого используются анонимные опросы, совместная работа, гибкая оценка для поощрения и мотивации.

2. Огромную роль играют эффективные коммуникации "на равных", учитываются особенности такого вида обучения для уменьшения нагрузки и просмотра форм проведения занятий (видеозапись лекций, разработка измененного контента для практик / лабораторных работ, использование других форм совместной работы).

3. Администрация вместо сбора тонны "отчетов" решает задачи помощи, координации и максимальной поддержки преподавателей и студентов.

Кратко об собственном примере проведения компьютерных практикумов в новом формате.

Он не новый, и большая часть коммуникаций построена ранее, в офлайн-режиме. Защиты работ с бумажными протоколами отошли уже давно в прошлом, поэтому студент выполняет задания, сохраняет его на общем ресурсе (используем Google Drive, его достаточно), и сам добавляет комментарий к таблице группы, где прописаны задачи согласно РСО лектора и выставлены дедлайны. Обсуждение теории ранее происходило на парах, теперь есть выбор: либо записать скринкасты (запись видео) с объяснением, или зайти на zoom-конференцию и ответить на вопросы.

С первых дней обучения используется тестовая система для задач по программированию, и работа в ней также прозрачная и видимая всем студентам.

Как строить онлайновые практические занятия?

Выбор платформ достаточен. Самый простой вариант для старта по критериям - бесплатно, простая регистрация, независимость от платформы - может быть таким:

1. Gоogle Drive: таблицы со списками групп, открытые для комментирования всем участникам. Это дает возможность преподавателю уменьшить затраты времени на перенос отметок о выполнении задач, достаточно лишь посмотреть элементы прямо в таблице, а не искать по разным мессенджерах и почтах.

2. Тelegram канал с учебными материалами с привязанными к нему чатом для обратной связи и обсуждения.

3. Youtube-канал для записи видео с пояснениями и ответами на часто задаваемые вопросы.

4. Zoom для диалога со студентами, разбором заданий, консультаций с видеозаписью этих конференций.

5. Google Forms для анонимных опросов и сбора вопросов, а также тестирования (не с целью контроля, а для самопроверки знаний студентами).

Что добавил карантин? Только одно: запись видео с разработками определенных тем и вопросов по запросу студентов.

А еще возможность работать над тем, для чего раньше не хватало времени, - командными проэктами. Это не является обязательным, а лишь предложение для желающих разобраться в теме лучше на реальных задачах создания игровых стратегий, вебразработок, мобильных приложений. По сравнению с прошлыми годами команд стало больше, и проекты интереснее. Еще подключили общие ресурсы, такие как Trello, GitHub в реальном, а не демонстрационном режимах. То есть, есть еще и бонус от карантина.

Есть ли жизнь на карантине, кроме обучения? Так.

Работа с абитуриентами также перешла в онлайн. Используем такие варианты коммуникаций с абитуриентами и родителями:

- Проблемные и информационные сообщения, статьи в группах Фейсбука и Тelegram-каналам.

- Видеозаписи ответов на полученные вопросы.

- Zoom-консультации с родителями и абитуриентами, которые хранятся на Youtube-канале.

- проведение тематических встреч-конференций по специальностям и просто в общем формате диалогов абитуриент-студент.

Работа с абитуриентами

В апреле День одкрытых дверей КПІАбітFest прошел в режиме онлайн. Одно из выступлений касалось ожидания и реальности при поступлении в вуз (лектор - преподаватель ФТИ Л.Булыгина). Рассказ вызвал оживленное обсуждение и дополнительные вопросы. В рамках Марафона факультетов на тему "Вы спрашивали? Мы отвечаем" Людмила Викторовна отвечает на них в видеороликах на Youtube-канале. Приводим некоторые из ответов.

Профориентация: реклама и тестирование. Стоит взглянуть на профориентацию с разных позиций. К примеру, с позиции университетов: сколько бюджетных мест и какой балл ВНО является проходным. К тому же в Украине есть много ЗВО, которые не дают качественного образования. И пока ситуация не изменится количественно, она не сможет измениться качественно. Часто в вузы поступают люди, которые не хотят учиться, не могут учиться, и в профессиональной деятельности вряд ли станут лидерами. Так и в самом университете есть специальности и направления, что набирают лучших выпускников, которые готовы учиться, имеют высокий балл ВНО; и есть набор тех, кто "пришел с улицы". Это имитация высшего образования.

Вопросы тестирования в следующем: мы, например, определили, что человек соответствует направлению "А", а с направлением "Б" у него не складывается. Тогда вопрос: а что мы хотим развивать - направление "А", и сделать его еще лучше, или направление "Б"? И тогда, получив результаты, что я суперматематик, быстренько бежать и заниматься музыкой, пением, рисованием. Кто может определить, какое направление выбрать? Никто. На кого ориентироваться? Ни на кого. Все, что мы делаем в жизни, - это наш собственный опыт, и он нас строит.

Выбирать не специальность, а отрасль,или даже предмет обучения. Не работают никакие родительские советы. Когда вижу родителей на День открытых дверей, мне всегда жалко детей. Стоит серьезный папа, красивая умная мама и совершенно серьезно обсуждают, что тот факультет лучше, потому что сын уже может работать после второго курса, этот тоже неплохой, потому что дает три образования за 4 года. А рядом стоит почти взрослый человек, и у него на лице написано: не хочу с вами здесь быть. Возможно, если бы я был один и пообщался с теми ребятами, которые хохочут в углу, или с той девушкой симпатичной, которая показывает опыты, может быть, что-то бы и нашел. Но с вами выбирать ничего не буду.

ВНО - это простой тест на "среднего" ученика, который учится более или менее и немного подготовился к экзамену. И этот тест позволяет поступить в университет и получить высшее образование. Если выпускник, человек 17 лет, имеет проблемы с обучением, не может по имеющимся бесплатным ресурсам подготовиться к экзамену, надо разобраться, что не так с алгоритмами, возможно, привлечь других людей, чтобы помогли. ВНО - это маленький маркер, входящий тест: способен ли человек учиться, чтобы получить более-менее качественное образование.

Что делать, если не знаю, чего хочу. Первое - определить идеальный результат, который бы вы хотели иметь. Совет взрослым: напишите на листочке, какова ваша идеальная картинка, и старшеклассник тоже напишет о своей. Затем сравните их и ищите, как это можно совместить. Нарисуйте каждый свое видение, и с тех маленьких картинок попробуйте составить идеальную картину: чтобы каждый был услышан..

Что делать, когда старшеклассник ничего не хочет. История моей школьной подруги из Израиля. Ребенок нуждался операции по слуху и инклюзивного обучения, поэтому семья эмигрировала. Я из Донбасса, у нас "восточный" менталитет. Даже если родители почтенного возраста, они продолжают беспокоиться о своих детях. А той девушке, в то время она слышала с аппаратом, жила вместе с мамой и своим парнем, после 18-летия мама сказала: вот в холодильнике эти полочки мои, а эти - твои. Вот счета за квартиру - половина суммы моя, половина - твоя. Я очень счастлива, что у тебя наступило совершеннолетие. Я сделала все, что могла, теперь буду заниматься своей жизнью. Прошло 5 лет, у них все хорошо. Мне кажется, это и есть ответ на вопрос: а если ребенок ничего не хочет - ни учиться, ни работать. Поделиться финансово.

Что нам дает карантин –это понимание нашего собственного умения учиться. Какие у нас собственные проблемы, что мы делаем, чтобы эти проблемы уменьшить, нравится ли нам учиться? Это еще и время проанализировать: как я учусь, что мне нравится, на который Zoom-урок бегу с удовольствием, а на какой - включу звук и буду кивать головой, а думать о том, что понравился. Мы все учимся: кто-то помогает бабушке разобраться с мобильным, кто-то учится искать параграфы в книге, родители учатся терпению великому.

Людмила Булыгина – не только кумир первокурсников, в которых ведет практические занятия, она успешно руководит научными работами лицеистов, которые становятся победителями всевозможных конкурсов, а потом приходят учиться в Киевскую политехнику. Недавно состоялся онлайн-конкурс школьных стартапов "Сlass Ideя", на который подано 5 проектов под руководством преподавателей КПИ им. Игоря Сикорского. Проект "Платформа" Toucan ", ПЛ (10 класс), руководитель Л.Булыгина (ФТИ) - победитель конкурса в номинации "Технический стартап ».