1970-1975 [2]: Выделение в учебном процессе самостоятельного учебно-воспитательного направления

Значительное внимание уделялось самостоятельной работе студентов, выработке у них навыков активного овладения знаниями, а также определению оптимального соотношения между обязательными аудиторными занятиями и самостоятельной работой.

Так, на факультете систем управления соответствие между запланированными и действительными затратами времени постоянно проверялась экспериментально, для чего проводились выборочное анкетирование и специальное хронометрирования. Общий объем времени, который предоставлялся студенту для всех видов работ, составлял 11 ч. в день, или 66 ч. в неделю из них 6 ч. в день отводилось на аудиторий занятия (36 ч. в неделю), 5 - на самостоятельную и внеучебную работу. На основе рабочих планов методическими комиссиями факультетов разрабатывались графики самостоятельной работы студентов на каждый семестр, которые включали перечень всех дисциплин с указанием часов по учебному плану и затрат времени на самостоятельную работу, а также определялись еженедельные виды контроля. Эти графики доводились до всех академгрупп. Кроме того, с 1972 г.. Студентов IV-VI курсов с целью концентрации времени, тратился на самостоятельную работу, и повышение ее эффективности было выделено день для самостоятельной работы, свободный от обязательных занятий.

Для проверки знаний студентов и контроля за их самостоятельной работой использовались такие традиционные формы контроля, как коллоквиумы, контрольные и расчетно-графические работы, домашние задания, опросы, составление внеаудиторных чтений, проверка конспектов лекций, программируемый контроль, которому уделялось большое внимание, поскольку он давал возможность осуществлять массовый контроль за короткое время. Так, кафедра общей электротехники приобрела контролирующие машины, составила варианты опросных карт для машинного контроля по курсу общей электротехники, создала кабинет программированного контроля. 1975 с целью обмена опытом было проведено общеинститутский семинар по использованию программированного контроля в учебном процессе.

Большое значение в развитии навыков творческой самостоятельности студентов имела организация научных исследований. 1975 таких исследований было проведено на общую сумму 700 тыс. Руб. - [10, с. 192; 11, с. 70]. Состоялась интеграция научно-исследовательской работы студентов в учебный процесс и введение ее в учебные планы всех специальностей. Разработка программы теоретического курса «Основы научных исследований» и усвоения его способствовали максимальному включению научно-исследовательской работы студентов в программы по различным дисциплинам. Для нее выделялось время в спецпрактикумах, где выполнялись индивидуальные задания дослиджувальнсго характера, для проведения которых выделялась лабораторная база. 1975 научной работой почти 14 тыс. Студентов руководили 1217 человек профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников КПИ. Кроме этого, 3507 студентов работали в 127 студенческих научных кружках. Широко практиковалось реальное курсовое и дипломное проектирование на основе разностороннего учета запросов промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений. Эффективно такая работа проводилась на кафедрах кибернетики, промышленной электроники, технологии машиностроения, на всех кафедрах радиотехнического факультета.

Часть дипломных проектов внедрялась в производство. Так, на кафедре технологии вяжущих веществ студентка Л. Васильева выполнила дипломную работу «Исследование физико-химических свойств сварных керамических флюсов», внедрение которой на Нижнеднепровском заводе металлоизделий дало экономический эффект на сумму 20 тыс. Руб. в год. На кафедре электрификации горных предприятий группа студентов в порядке выполнения учебных задач создала аппарат, который контролировал производительность АКП 1, экономический эффект от внедрения которого на экскаваторе циклического действия составлял 22 тыс. Руб. на одну машину. Дипломный проект, выполненный студентом радиотехнического факультета Е. А. Данько «Конструкторская разработка блока низкой частоты маркерного приемника» и применение его на Киевском заводе «радиоизме-вателя» дал экономический эффект в 160 тыс. Руб.

В системе учебной работы место занимала организация производственной практики студентов как важного этапа подготовки специалистов. В 1970/71 н. г.. практику проходило 7692 студенты II-V курсов, 1974/75 н. г.- почти 10 тыс. Руководили практикой квалифицированные специалисты, среди которых 35 профессоров, около 400 доцентов и старших преподавателей.

Важной формой деятельности коллектива КПИ была подготовка научных кадров, в том числе через аспирантуру. Если в 1971 гг. До аспирантуры (очной и заочной) вступил 121 человек, то 1975 г.- 150, за пятилетие ее закончило 686 человек. Подготовка аспирантов осуществлялась на 68 кафедрах по 60 специальностям; научное руководство осуществляли ведущие ученые. Аспирантура в основном соответствовала тем профилям, по которым осуществлялась подготовка специалистов института, поэтому часть аспирантов, успешно заканчивали обучение, оставалась на кафедрах сотрудниками научно-исследовательских подразделений. Тематика диссертационных работ была целенаправленной и высокоэффективной, о чем свидетельствуют 355 авторских свидетельств, полученных аспирантами. Лучших результатов в подготовке аспирантов достигли факультеты автоматики и электроприборостроения и инженерно-физический.

В КПИ тогда насчитывалось более 400 человек, желающих получить ученую степень из числа сотрудников и работников промышленных предприятий. Через научно-консультационные пункты, существовавшие на заводах «Арсенал», станков-автоматов им. Горького, им. Петровского, им предоставлялась помощь и консультации в подготовке к сдаче кандидатских экзаменов, выполнении экспериментальных исследований.

В течение 1971-1975 гг. На упомянутых предприятиях подготовили и составили кандидатский минимум более 500 человек, защитили кандидатские диссертации 128 человек, докторские - 35 человек. Работа над докторскими диссертациями проводилась на факультетах электронной техники, электроприборостроения и вычислительной техники, инженерно-физическом и других. Преподаватели, которые защитили докторские диссертации, были выдвинуты на руководящие должности, укрепило профессорско-преподавательский состав института. Заведующими кафедрами стали доктора наук С. И. Черкасова, Ю. Ю. Лукач, Н. В. Белоус, А. В. Билоцкий, С. П. Дорошенко, Н. И. Попович, А. М. Алабовский, деканами - Ю . М. Туз, В. А. Остафьев, М. Г. Попович, А. Г. Юрчень-ко, проректором института - М. С. Ильченко. Планы по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, которые охватывали ШК, стажировки и другие формы повышения квалификации специалистов, в целом успешно выполнялись.

Растущие требования воспитательной работы обусловили выделение в учебном процессе самостоятельного учебно-воспитательного направления. Его структура по вертикали включала: проректора института и заместителей деканов факультетов по учебно-воспитательной работе и ответственных за это направление на кафедрах; по горизонтали звена учебно-воспитательного направления соединялись с различными общественными организациями, в целом эта работа осуществлялась с помощью кураторов (наставников) групп.

В учебно-воспитательной работы привлекались также и студенты, что способствовало не только активизации процесса воспитания, но и привитию чувства социальной активности. В ноябре 1973 был создан факультет общественных профессий с целью помочь студентам овладеть знаниями и практическими навыками организаторской спортивной и культурно-массовой работы. Каждый студент должен теперь возможность получить еще одну профессию, подготовиться к деятельности в трудовых коллективах. Конце 1975 г.. В 12 отделениях ФГП готовили слушателей из 36 общественных профессий. Особенно выделялась «Школа молодого лектора», ячейки которой существовали на всех факультетах КПИ. Слушатели ШМЛ приобретали лекторских и практических навыков; выступали с лекциями и беседами в студенческих группах, на шефских предприятиях и школах. Занятия на ФГП велись по специальным программам один раз в неделю. Численность слушателей постоянно росло. Так, 1973/74 н. г.. на факультете обучалось около 1000 человек, 1975/76 н. г.- 1126, 1975г. 742 студенты получили свидетельства об окончании ФГП, ШМЛ подготовила 153 пропагандисты научно-технических знаний.

В КПИ приобретен значительный опыт привлечения студентов к общественно полезному труду, особое значение в чем имели студенческие строительные отряды. В этот период в институте ежегодно создавалось 50 55 ССЗ, где школу трудового воспитания прошли около 30 тыс. Студентов. Бойцы ССО за эти годы освоили 80 млн. Руб. капиталовложений. Строения Киева и Киевской обл., Байкало-Амурской магистрали, Тюмени, Нечерноземной зоны России, Магаданской и Кустанайской областей - таков неполный перечень мест дислокации ССЗ института.

Одной из форм проявления трудовой активности студентов и формирования у них навыков производственников стало сотрудничество ряда факультетов с близкими по профилю предприятиями. В частности, меха-нико-машиностроительного факультета - с заводом станков-автоматов им. Горького; химического машиностроения - с НПО «Большевик»; радиотехнического - с НПО «Радиоприбор» им. Королева; автоматики и электроприборостроения - с заводом им. Лепсе; электронной техники - с НПО «Кристалл» и др. Творческим содружеством руководил штаб, который возглавляли передовые производственники, знатные люди предприятий. Среди них - работница НПО «Большевик» Н. И. Марчена-ко, генеральный директор НПО «Радиоприбор» им. Королева В. А. Згурский, токарь завода «Точэлектроприбор» Н. М. Полищук. Основные обязанности студентов заключались в организации консультационных пунктов для рабочей молодежи, готовилась к вступлению в КПИ или училась там без отрыва от производства; производственных коллективов - в повышении производительности труда, ускорении внедрения новой техники, участие в рационализаторской работе, повышении производственной квалификации [12, с. 80].

Большое внимание уделялось в институте военно-патриотическому воспитанию студентов и спортивной работе. В группах, на курсах и факультетах КПИ регулярно читались лекции на военно-патриотические темы, организовывались встречи с участниками Великой Отечественной войны, походы по местам боевой славы. 1975 более 800 студентов провели экскурсии и походы в Корсунь-Шевченковского, Ленинграда, Севастополя, Минска, Хатыни. В крепости-герое Бресте они дали торжественное обещание и в дальнейшем работать в группе «Поиск», которая обнаружила десятки фамилий студентов, погибших на фронте. В вузе работали секции по военно-прикладным видам спорта. Спортклуб КПИ объединял более 1300 студентов, овладевали 30 видами спорта, из которых проводились личные, лично-командные и классификационные соревнования, матчевые встречи. За эти годы нормы ГТО сдали более 10 тыс. Студентов и сотрудников института.

Углубление учебной и научной работы, расширение университетского коллектива обусловили необходимость роста материально-технической базы, отставание которой ощущалось. Так, в начале 70-х годов на одного студента приходилось 4 м2 полезной площади при норме 11 м. Это повлекло проведения занятий в три смены, что отрицательно влияло на эффективность обучения и научных исследований. Не хватало помещений для физической подготовки, библиотечных мест, комнат для проведения воспитательной и культурно-массовой работы, общежитий (более 1800 студентов из других городов жили на частных квартирах).

Согласно плану капитального строительства в 1971 -1975 гг. КПИ было выделено по всем источникам финансирования 18400000 руб., Что вдвое больше, чем в предыдущее пятилетие. Более 10 млн руб. было получено от отраслевых министерств и ведомств [13, с. 94]. Это позволило построить и ввести в эксплуатацию 3 учебно-лабораторные корпуса общей площадью более 48 м2, 4 студенческих общежития на 3 тыс. Мест, столовую на 910 мест, первую очередь спортивно-оздоровительного лагеря на берегу Черного моря, жилой дом на 78 квартир и другие объекты и инженерные коммуникации.

Количество учебных корпусов в КПИ (базовом институте) увеличилась с 23 в 1971 до 26 в 1975 г .; полезная площадь их увеличилась в 1,7 раза, а учебная площадь на одного студента дневного отделения составляла теперь почти 6 м2; количество мест в столовых увеличилась с 1715 до 2232; было обеспечено местами в общежитиях 80% студентов, которые требовали жилья.

Однако расширение материально-технической базы не обеспечило нормативных требований организации учебного процесса, быта студентов и сотрудников института. 1975 правительством УССР было принято решение об утверждении технического проекта расширения КПИ. В первой очереди комплекса входили учебно-лабораторные корпуса общетехнического и электротехнического факультетов, технологии силикатов, химического машиностроения, сварочного факультета, научно-технической библиотеки, новой столовой на 1000 мест, два многоэтажных студенческие общежития, торгово-бытовой центр студгородка, учебный корпус физического воспитания и другие объекты. Одновременно разработан перспективный генеральный план дальнейшего развития института.

В 70-х годах КПИ превратился в крупный научный центр развития науки и техники. Обладая значительным научным потенциалом, коллектив института решал проблемы большой народнохозяйственной важности.

Научно-исследовательские работы велись в десяти проблемных и отраслевых научно-исследовательских лабораториях [14, с. 39]. Уже 1971 было выполнено хоздоговорных работ на сумму 6500000 руб., Что равнялось объема работ трех НИИ. 1972 КПИ получил статус научного учреждения первой категории с распространением на него общего положения о научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации [15, с. 74]. Это позволило повысить эффективность научных исследований, упорядочить организационную структуру научных подразделений вуза, улучшить качество подготовки специалистов и оказывать действенную помощь промышленности в повышении квалификации и проведении переквалификации инженерно-технического персонала. Заметим, что исследования по фундаментальным проблемам науки и техники учеными КПИ проводились в тесном научном содружестве с институтами кибернетики, проблем прочности и электросварки, ведущими академическими учреждениями. Этому способствовала одобрена в июне 1972. На совместном заседании президиума АН Украины и коллегии Министерства высшего и среднего специального образования Украины постановление «О мерах по укреплению творческих связей учреждений АН УССР и Киевского политехнического института». В этот период исследования по госбюджетной тематике выполнялись в КПИ на общую сумму около 1 милл руб. в год. Это давало возможность института получить значительные средства для укрепления своей материально-технической базы и получить бесплатно от предприятий оборудования, техническую документацию для выполнения научно-исследовательских работ. 1972 КПИ имел тесные научные связи с 200 промышленными предприятиями и научными учреждениями [10, с. 190]. Особая роль отводилась взаимосвязям на основе хоздоговоров с предприятиями Киева и Киевской обл. Объем работ, выполненных для них, составлял более 7 млн руб .: так, для завода «Арсенал» - 541,5 тыс. Руб .; НПО «Большевик» - 942,5; Научно-исследовательского института электронно-вычислительных машин - 1361; научно-исследовательского института «Гидроприбор» - 1141; завода «Стройдормаш» - 237,2; механического завода - 207 тыс. руб. За 5 лет общий объем хоздоговорной тематики удвоился: если 1971 он составлял 6500000 руб., То 1975-более 13 млн руб. Значительных успехов достигли коллективы факультетов электронной техники, автоматики и электроприборостроения, радиотехнического, где объем хоздоговорной тематики на одного исполнителя и совместителя был наибольшим. Отставали по этим показателям химико-технологический, электроакустический и другие факультеты [15, с. 5].

О весомом вкладе коллектива КПИ в развитие научно-технического прогресса, новаторство, внедрение научных исследований в практику свидетельствуют авторские свидетельства на изобретения, получившие ученые и сотрудники института, 80 из которых дали 1975 экономический эффект на сумму 5 млн руб. [14, с. 401.

На базе исследований, выполненных сотрудниками КПИ за пятилетие, состоялась защита 34 докторских и более 500 кандидатских диссертаций, 18 изобретений запатентовано за рубежом [6, с. 220].

Принимались меры по улучшению организации заключения и исполнения соглашений о творческом содружестве как действенного средства ускоренного внедрения научных исследований. 1972 был создан Совет содружества института с предприятиями Киева и области, в состав которой входили руководители крупных предприятий и ведущие ученые [10, с. 190]. Совет заботилась о разработке новой техники и прогрессивной технологии, внедрение в производство завершенных научных работ, повышения квалификации инженерно-технических работников, оказание постоянной помощи предприятиям в решении текущих технических вопросов. Соглашения о творческом содружестве позволили организовать устойчивый двустороннюю связь с производством. Кроме хоздоговорных научно-исследовательских работ, они предусматривали выполнение части совместных научных исследований на общественных началах. 1975 только с предприятиями столицы Украины КПИ заключил более ЗО соглашений о сотрудничестве. Так, в течение нескольких лет кафедра металлорежущих станков работала совместно с Киевским заводом станков и автоматов им. Горькогб, исследуя жесткость устройств автоматического налаживания, динамику вспомогательных движений и привода суппорта многошпиндельных токарных автоматов, выпускаемых заводом. Последний был опытно-эксплуатационной базой для проверки и внедрения научных разработок ученых. Кафедра промышленной электроники заключила соглашение с Киевским научно-исследовательским институтом радиоэлектроники о совместной подготовке инженерных кадров по специальности конструирование ЭВТ. НИИ обязывался создать и обеспечить площади и необходимым оборудованием учебно-научную лабораторию. Для более тесного объединения учебного процесса с наукой и производством, повышения качества подготовки специалистов по конструированию электронно-вычислительной аппаратуры было созданы совместные творческие группы.

Важной формой содружества оставалось повышения квалификации руководящих кадров и отраслевых НИИ Киева через аспирантуру. Так, в июне 1975 там обучалось без отрыва от производства 87 человек. На некоторых предприятиях города действовали научно-консультационные пункты, где принимали кандидатский минимум. Только в 1972-1974 гг. На таких пунктах при заводах «Арсенал», «Красный экскаватор», станков и автоматов им. Горького обучалось 344 человека. Повышение квалификации работников производств через аспирантуру способствовало научно-техническому прогрессу на предприятиях, созданию новых * совершенных приборов и систем, повышало общий уровень производства. Например, превращению завода «Точэлектроприбор» на одно из ведущих предприятий отрасли способствовала высокая квалификация кадров, наличие в коллективе группы кандидатов наук, подготовленных в "основном на кафедрах КПИ [5, с. 6].

Важное место в развитии содружества вуза и производства принадлежало институтской газете «За советского инженера». На ее страницах систематически публиковались материалы о связи кафедр и предприятий, выступления выпускников, подводились итоги соревнований отделов и кафедр института, рассказывалось о его связи с выпускниками, ведущими производственниками.

в 1971-1975 гг. возникла и такая форма творческого содружества вузов и предприятий, как совместное принятие встречных планов, как и договоры о творческом содружестве, предусматривали досрочное выполнение дополнительных, но не предусмотренных основными соглашениями исследований, консультаций, проведения совместных конференций.

Руководство КПИ ориентировало научные коллективы на заключение долгосрочных или генеральных договоров. На их основе были определены главные научно-технические задачи, что позволило сконцентрировать усилия научных сотрудников института на выполнении значимых исследований, расширить научную проблематикуькафедр и лабораторий. Этот путь выбрали, в частности, КПИ и завод «Точэлектроприбор», заключив соглашение сроком на пять лет о разработке контрольной аппаратуры, методов испытания приборов переменного тока, что позволило лучше спланировать совместные исследования, вести дело комплексно, шире привлекать специалистов предприятий в научной работы.

Для более эффективного использования научного потенциала коллектив КПИ был инициатором создания на ряде предприятий лабораторий по отдельным направлениям научно-технического прогресса, где вместе с ведущими специалистами вуза работали и инженерно-технические работники заводов. Это позволяло внедрять передовую технологию в производство базового предприятия и распространять передовой опыт на все предприятия отрасли. Так, кафедра информационно-измерительной техники совместно с заводом «Точэлектроприбор» создали две межведомственные научно-исследовательские лаборатории - фазометрии и цифровых вольтметров. Результаты научного поиска внедрялись на этом же предприятии [14, с. 40]. Аналогичные лаборатории функционировали на заводах «Радиоприбор», «Большевик», ПО им. Королева и др.

Однако во внедрении достижений вузовской науки в производство были и «узкие места», неиспользованные резервы. Так, с 155 завершенных тем 1973 было введено только 105 [16, с. 33]. Не выполнялись запланированные сроки внедрения нукових разработок, не было налажено оперативную научно-технической информации, контакт с министерствами и ведомствами, ведущими институтами и предприятиями отдельных отраслей, в результате чего многие научных разработок не включались в отраслевых планов совершенствования новой техники. Опытно-экспериментальная база также не вполне удовлетворяла потребности научного подразделения института, особенно в деле изготовления и испытания образцов новой техники. Существенным недостатком освоения научных разработок и исследований в промышленности было и то, что предприятия проявляли мало инициативы в постановке перед учеными советами факультетов и кафедрами конкретных задач по дальнейшему совершенствованию производства. Практически в КПИ не было комплексных тем, которые решали проблемы не только исследовательского, но и экономического и технологического плана конкретных промышленных предприятий [5, с. 9, 46].

Киевский Политехнический институт Очерк истории.- Киев: "Наукова думка", 1995.- 320 с.

На фото:
Будзагонівці з "Альтаїру" (ФЕТ) працювали на компресорній станції газопроводу "Ямбург-Тула" у західносибірському селищі за 3000 км. від рідного міста.
Джерело: КПІ. Перше століття. Іст.огляд/Авт.упоряд.: В.І.Лиховодов та ін. - К.:Такі справи, 2007. - 384 с.:іл.