Все дальше в историю уходит черный день Чернобыльской трагедии 1986-го. Все меньше становится участников тех событий, и о них государство не слишком заботится. В нашем университете работает более 70 человек, которые имеют статус пострадавших от аварии на ЧАЭС. Из них ликвидаторов I категории - 13, второй - более 50. Одни осуществили научный подвиг, внедряя новейшие технологии, которые спасли жизнь тысячам пострадавших, но не уберегли собственную; иные в том аду выполняли обычную работу и не считают себя героями, а некоторым просто не повезло оказаться не в том месте и не в то время.
В.П.Басов, А.Д.Крисенко (ХТФ) - развернули мобильные дезактивационные установки для обеззараживания транспорта и другой техники, что позволило отказаться от строительства стационарных очистных сооружений, сохранить человеческие и материальные ресурсы.
В.М.Корж (СФ) - специалист по резке металла и бетона, работал в составе экспертной группы, которая решала вопросы, связанные с разборкой завалов на четвертом энергоблоке.
М.М.Джумеля (ФМФ) - во второй половине апреля 1986 года со студентами 4-го курса осуществлял физико-химические исследования природных вод в районе Припяти.
О.С.Колесниченко (отдел энергетика) - в июле 1986-го выполнял работы в 30-километровой зоне и на блоках ЧАЭС. Сколько рентген получил - не знает до сих пор.
К.Д.Ноженко (ТЭФ) - обслуживал датчики, которые следили за состоянием того, что происходило под саркофагом. С ЧАЭС его жизнь была связана около 8 лет.
Е.В.Скоробогач (ТЭФ) - в июне 1986-го работал в составе группы ученых, которая проводила анализ проб воды в 30-километровой зоне.
В.Г.Сторожук (ХМФ) - в июле 1986-го составлял карту загрязненных территорий в районе ЧАЭС.
М.А.Сиротинская (спорткомплекс) - в мае-июне 1986-го работала поваром в Припяти, а также стирала грязное белье ликвидаторов.
Ощутили на себе последствия пребывания на загрязненной территории и В.М.Фан (ФИВТ), А.Ф.Гапоненко (ВОХР), Е.Г.Луцик (отдел охраны труда), В.И.Мацюк (АТП), В.Ф. .Немцов (отдел энергетика), М.Д.Носко (ВОХР), С.В.Семенчатенко (спорткомплекс), В.П.Соломченко (АТП) и др.
Надеяться, что государство повернется лицом к людям, которые защитили нас от «мирного атома», видимо, не приходится. Администрация университета и профсоюз сотрудников НТУУ «КПИ» по мере своих возможностей беспокоятся о них. Большинство ликвидаторов - людей уже не молодых и не слишком здоровых - не любят вспоминать, а тем более рассказывать о тех годах. А нам остается только память и обелиски, которые добавляются с каждым годом.