Запросы рынка труда XXI века выдвигают новые требования к подготовке будущих математиков. Это обусловило открытие на кафедре математического анализа и теории вероятностей новой специализации "Страховая и финансовая математика". Студенты физико-математического факультета начали 2016/2017 учебный год по новым планам и программам, в которых появились такие новые дисциплины, как финансовая математика фондового рынка, статистические методы в рисковом страховании, методы математической экономики, компьютерная статистика, анализ временных рядов , биномиальные модели финансовых рисков. Магистры группы ОМ-61м, которые выбрали новую специализацию, рассказывают о своих впечатлениях от новых программ и методических подходов.
Виктория Кусий, лауреат стипендии им. М.П. Кравчука.
- Виктория, заинтересовали ли вас предметы из цикла "страховая и финансовая математика"?
- Конечно. Сейчас студенты ФМФ учатся исследовать математическими средствами закономерности случайных явлений и процессов. С одной стороны, мы получаем фундаментальную современную математическую и аналитическую подготовку, возможную только на математических факультетах классических университетов. С другой стороны, наша подготовка теперь еще и стала четко ориентированной на изучение, создание и применение методов анализа информации, имеющей случайную природу. Мы начали понимать, как на практике можем применять формулы теории вероятности и математической статистики с целью прогнозирования развития различных экономических процессов. Для нас стали понятными такие понятия, как своп, опцион, арбитраж, форвардные и фьючерсные контракты и многое другое.
Амаду Сиссе, студент из Сенегала.
- Амаду, вы приехали в Украину из Сенегала, сейчас вы студент-магистр ФМФ. Почему выбрали именно КПИ им. Игоря Сикорского? Как узнали об обучении в Украине? Трудно было адаптироваться к обучению в чужой стране?
- Я узнал о высшем образовании в Украине от своего друга, с которым вместе учился в университете в Сенегале. Я очень доволен тем, что выбрал именно этот украинский университет. Мое обучение в КПИ - это очень весомый вклад в мое будущее. Моя интеграция на факультет была естественной, мои новые одногруппники меня очень тепло приняли. Они всегда готовы помочь и всегда меня поддерживают. Мне также нравится преподавательский состав факультета. Я был восхищен высоким уровнем преподавателей, которые методично и доступно объясняют материал. Мой низкий уровень владения украинским языком не стал препятствием для получения знаний. Я считаю это большой заслугой преподавателей. Благодаря тому, что я учусь в этом университете, я сумел восполнить пробелы в своих знаниях, а также систематизировать фундаментальные знания в области математики.
- Амаду, вы уже имели опыт обучения в ВУЗе. Чувствуете ли разницу между обучением в университете Сенегала и обучением в КПИ им. Игоря Сикорского?
- Действительно, математический аппарат, что преподается на ФМФ, намного лучше, по сравнению с моим университетом в Сенегале и даже со многими другими французскими университетами. Мой родной университет в Сенегале имеет такие же программы обучения, как Университет "Париж XII" и другие университеты Франции. Я могу сказать, что программа бакалавриата ФМФ КПИ по количеству кредитов и модулей эквивалентна программе магистров в упомянутых выше университетах. Кроме того, программа, которая преподается здесь, имеет двойную направленность: фундаментальную и прикладную. Это важно, потому что часто во французских университетах эти направления не совместимы. В прошлом году я получил приглашение на учебу от Университета "Париж сакли" во Франции, на магистратуру в области математики. Но, ознакомившись с программой в том университете, я заметил, что 80% курсов, которые там будут преподаваться для магистров, я уже изучил на физико-математическом факультете КПИ.
Татьяна Кулумбегова, лауреат стипендии им. М.П.Кравчука.
- Татьяна, введение новых предметов обусловило внедрение в процесс обучения новых современных технологий. Как студенты относятся к новым методам обучения?
- На одном из практических занятий по дисциплине "финансовая математика фондового рынка" преподаватель предупредила нас, что на следующей неделе мы пишем контрольную работу, но в новом формате без ручки и листа. Каждый должен был принести на пару ноутбук или планшет, ведь контрольная работа заключается в прохождении онлайн-теста. Мы даже забыли думать о том, что контрольная - это, как всегда, серьезное дело, к которой нам придется готовиться. Также никто не выразил недовольство по поводу того, что придется нести с собой гаджет, а это лишние килограммы в студенческом рюкзаке. Как по мне, это подтверждение того, что студенты с энтузиазмом воспринимают новинки учебного процесса, в том числе с привлечением мультимедийных или онлайн-ресурсов.
- Какие можете назвать плюсы и минусы такой формы контроля? А может, есть смысл пользоваться старыми методами?
- Я заметила только один минус, да и то касается технических деталей. Рассмотрим преимущества такого тест-контроля. Во-первых, среди предложенных вариантов ответов были "недостаточно данных". Такие варианты заставляют студента не просто решить задачу, но и проанализировать можно ли вообще получить решение. Во-вторых, каждый студент видел перед собой отсчет времени и мог рассчитать свои силы. Хотя мы уже и пятикурсники, но оценку за свою работу ждем так же, как и первокурсники. Поэтому большим преимуществом такого вида контроля является экспресс-оценка, которую каждый студент получает после окончания теста. Среди студентов в аудитории началось оживленное обсуждение пройденного онлайн-теста, что ранее не было характерно для нас. Все обменивались своими впечатлениями, обсуждали возможные варианты решений. Каждый хотел поделиться своим методом решения. Преподаватель также взяла активное участие в обсуждении, и это создало плодотворную и творческую атмосферу в аудитории; за отведенное нам аудиторное время мы успели решить все задачи.
Обобщая впечатления всех моих друзей, хотела бы акцентировать внимание преподавателей на том, что студенты с большим энтузиазмом принимают различные новейшие подходы с привлечением современных технологий. Но дело не только в технологиях. Можно, например, изменить саму структуру проведения практических занятий. Например, построить занятия как диспут двух команд по той теме, которую необходимо усвоить; или сделать своего рода интерактивную игру, в которой бы студенты принимали непосредственное участие.