27 марта во отделе истории авиации и космонавтики им. И. И. Сикорского Государственного политехнического музея при НТУУ «КПИ» состоялось заседание Круглого стола, посвященное 35-летию со дня ракетной катастрофы на космодроме Плесецк и версиям относительно причин гибели первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина.
Александр Болтенко, заведующий отделом истории авиации и космонавтики, который непосредственно участвовал в работе по освоению ракетной техники, пригласил бывших сотрудников, деятельность которых была связана с космодромом Плесецк, - старшего инженера-испытателя Вячеслава Акимова, начальника стартовой группы Антона Сиротюк, старшего инженера-испытателя Василия Маляра, старшего инженера-испытателя Олега Прусса. Также в заседании приняли участие представитель Российского центра по культурным связям Евгений Гороховский, студенты факультета авиационных и космических систем НТУУ «КПИ».
История космонавтики состоит не только из выдающихся достижений и подвигов космонавтов, но и, к сожалению, также из аварий, катастроф, человеческих трагедий. Катастрофа на космодроме Плесецк произошла 18 марта 1980 во время подготовки к запуску ракеты-носителя «Восток-2М». За 2 часа 15 минут до запланированного запуска произошел взрыв. На тот момент в непосредственной близости от ракеты находилась 141 человек. В пожаре погибли 48 военнослужащих, 43 человека получили ожоги различной степени тяжести. Правительственная комиссия после рассмотрения многих версий причин катастрофы пришла к выводу, что взрыв произошел «в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». Более 15 лет прошло - и на основе дополнительного расследования боевой расчет космодрома был реабилитирован - причиной катастрофы было признано применение каталитически активных материалов при изготовление фильтров перекиси водорода.
Ветераны космодрома поделились с присутствующими своими воспоминаниями о катастрофе. Благодаря мужеству и отваге участников спасательной операции многие удалось вывести из огненного ада. В течение трех дней, ликвидируя последствия катастрофы, в одной «связке» работали и офицеры, и солдаты. Их обливали водой и они шли за погибшими товарищами внутрь стартового здания, откуда еще било пламя. Практически все показания бывших сотрудников космодрома относительно причин аварии совпадают с выводами, изложенными начальником космодрома Плесецк в 1985-1991 году генерал-полковником, д.т.н. Иваном Олейником: «... Неизвестно, в результате профессиональной некомпетентности, или равнодушия или халатности, но работники КБ общего машиностроения незадолго до трагических событий прописали использовать для производства фильтров каталитически активные материалы. Новый состав припоя позволял предприятию упростить сложный и капризный технологический процесс изготовления фильтра. Дальнейшие исследования фильтра показали, что его пайки на Сумском производственному объединению им. Фрунзе было выполнены не чистым оловом, нейтральным к перекиси водорода, а оловянно-свинцовым, так называемым третиком. Последний является сильным катализатором разложения перекиси водорода. Это и привело к тому, что в тот день разложения водорода началось в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты. Но чтобы доказать это, понадобилось почти 16 лет и титанические усилия ветеранов космодрома».
Участники заседания обсудили еще один вопрос, на который до сих пор нет четкого ответа. Как известно, 27 марта 1968 первый космонавт планеты Земля Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе. Вместе с летчиком-инструктором Владимиром Серегиным он выполнял учебный полет на самолете МиГ-15УТИ. Версий этой авиакатастрофы, которые до сих пор подвергаются сомнению, остается много, начиная с официальной и заканчивая многочисленными альтернативными. С собственным анализом возможных причин гибели Юрия Гагарина выступил на заседании Круглого стола бывший старший инженер-испытатель Олег Прусс.