Автор новой модели организации инновационного процесса, что получила название "тройной спирали", - университет - производственный сектор - инновационное развитие государства - профессор Стэнфордского университета и центра исследований в области предпринимательства бизнес-школы Эдинбургского университета Генри Инковиц называет университет главным центром инновационной или предпринимательской деятельности. Ректор НТУУ "КПИ" академик М.З.Згуровский, поддерживая автора новой модели ("Киевский политехник", №4, 2011 г.), отмечает, что через университеты, особенно исследовательские, проходят тысячи, даже десятки тысяч студентов с новыми идеями, которые необходимо внедрить в производство и вывести на рынки. Ведь самые инновационные проекты мира создали в свое время молодые изобретатели Билл Гейтс и Стив Балмер, Стив Возняк и Стив Джобс, Билл Гьюлет и Дэйв Паккард, Майкл Цукерберг и многие другие.
Большинство студентов нашего университета знают рассказ об изобретателе, который сделал изобретение, запатентовал его, после чего стал знаменитым и богатым: купил автомобиль, дачу, яхту и т. д. Для многих на этом "рассказе" все и заканчивается, поскольку мечта стать изобретателем для студента-политехника не всегда имеет продолжение. К большому сожалению, многие из них даже представить себе не могут, какое огромное значение в экономическом и научно-техническом развитии каждой страны имеет такое понятие, как патент.
Поэтому, приобретая профессиональное образование, студенты-политехники должны поднять на новый уровень научно-техническую и инновационную работу, которая имеет решающее значение как для дальнейшего развития общества, так и для будущего самого студента. Привлекать студентов к научно-исследовательским и инновационным работам нужно уже на первых этапах обучения, то есть на первом курсе. Такой подход позволяет разбудить научную и инновационную деятельность, способствует становлению молодого инженера, дальнейшему развитию его знаний, использованию будущего творческого и научного потенциала. Такой путь прошел и сам автор статьи, когда после окончания Бердичевского машиностроительного техникума начал с первого курса института работать по держтематике на кафедре.
Достаточно сложным делом является выявление среди первокурсников, вчерашних школьников, будущих изобретателей и ученых. Необходимо учесть еще и то, что не все студенты стремятся ими стать, ведь устремления у каждого свои.
Из практики отечественных и зарубежных вузов известно, что обеспечение качественного образования возможно лишь при условии органического сочетания учебной и научной деятельности преподавателей и студентов. Это дело может решить только определенная системность в получении новых знаний, новых степеней и методов мышления, навыков, умений и алгоритмов получения этих категорий познания. К большому сожалению, из анализа научной работы студентов в украинских вузах видно, что четкой системы обеспечения всесторонней творческой подготовки будущих специалистов не существует, особенно учитывая значительное сокращение хозяйственной договорной тематики, на которой творчески росло старшее поколение преподавателей и ученых.
Хочу на страницах газеты поделиться опытом, как к научно-исследовательской работе привлекаются студенты первых курсов ФМФ, в частности кафедры начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики. Понятно, что в основном это студенты научно-технического направления подготовки, для которых читаются дисциплины "Начертательная геометрия", "Инженерная и компьютерная графика", "Компьютерная графика". Эти предметы являются важными для профориентации будущих инженеров-технологов, инженеров-конструкторов и т.д., ведь являются основными по развитию теории и методов изображения и развития пространственного воображения будущего инженера. В дальнейшем студентам будет проще овладеть знаниями по таким дисциплинам, как "Аналитическая геометрия", "Техническая механика", "Детали машин", "Сопротивление материалов", "Технология машиностроения" и др. Это важно также при различных видах проектирования, чтении и выполнении чертежей с помощью универсальной графической системы AutoCAD и других компьютерных программ.
Так как же с студента-первокурсника сделать изобретателя? Читая на потоке ИХФ первые лекции с вышеназванных дисциплин, я коротко рассказываю, что есть творческие студенты, что уже на первом курсе становятся изобретателями, и показываю несколько патентов на изобретения, соавторами которых являются студенты. Поскольку в нашем университете учатся креативные студенты, которые понимают, что такое изобретения, то 10-15 или даже больше из присутствующих сразу же соглашаются более подробно ознакомиться с этими работами, патентами. Разумеется, это лучшие студенты, и на практических занятиях показывают высокие знания и умения, могут работать вне аудитории и находить время для выполнения научно-исследовательских работ. Таких студентов помогают найти и преподаватели, которые ведут занятия в других группах и на других факультетах: ММИ, ТЭФ, ФЭЛ, ФПМ и тому подобное.
С заинтересованными студентами работает студенческое научное общество "Прикладная геометрия, дизайн и инновационная деятельность", созданное на ФМФ в сентябре 2011 года, которое помогает им в научно-исследовательской работе, оформлении и подаче заявок на изобретения и т.д. На сегодня выполняются исследования по хозяйственным договорам для ПО "Тернопольский комбайновый завод", ПО "Днепропетровский комбайновый завод", Института сахарной свеклы, ОАО "Стройдормаш" и других предприятий.
Исходя из данного опыта (более 100 авторских свидетельств и патентов на изобретения) и учитывая опыт публикаций известных изобретателей Ю.П.Саламатова, Г.С.Альтшуллера и других, приведу последовательность получения патентов, отработанную на кафедре начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики ФМФ за последние годы.
Алгоритм получения патентов.
1. Находим идею или объект для исследования и выявления чего-то нового (студент может сделать это самостоятельно или с помощью преподавателя, иногда студенты приносят ранее полученные авторские свидетельства своих родителей или дедушек).
2. Определяем и ставим цель, которая улучшает функциональные показатели или вообще имеет новые параметры действия нашего объекта исследования.
3. Определяем, за счет чего этого можно достичь: изменением формы рабочей поверхности, изменением параметров перемещения и др.
4. Определяем раздел, в котором размещается наш объект: через библиотеку, поисковые системы Internet или непосредственно в Республиканском патентном фонде (Google Patent).
5. Находим желательно несколько подобных патентов и убеждаемся, что мы изобретаем что-то новое, а не "велосипед".
6. Определяем аналоги и прототипы и прорабатываем конструкцию нового решения. Выполняем чертежи новой конструкции.
7. Пишем формулу изобретения, которая является основой для дальнейшего описания и оформления заявки на изобретение.
8. Выполняем описание изобретения, раскрывая все необходимые разделы, и пишем реферат по известным образцам.
9. Обращаемся к патентным поверенным университета и заполняем заявление на изобретение и все другие необходимые документы (набор документов существует в отделе патентной собственности Научного парка «Киевская политехника»).
После подачи заявки на получение патента проходит немного времени, и вы не можете себе представить лицо студента-первокурсника, который получает первый патент, первую свою научную публикацию! Бесценный опыт студент-первокурсник уже получил, и преподавателям на старших курсах необходимо лишь поддерживать и использовать этот научный потенциал. С такими студентами мы не расстаемся, поскольку патенты они получают и на протяжении дальнейшего обучения. На момент написания диплома бакалавра и магистра они уже имеют несколько патентов, то есть творческий процесс захватил их и они знают, что такое научно-техническое творчество и радость от полученного результата.
Студентов, получивших патенты на первом курсе, больше тридцати. Некоторые из них уже стали кандидатами технических наук, доцентами (О.Л.Сокольский, В.М.Лукашова, В.МДеркач, П.М.Яблонский), сейчас они сами обучают научно-техническому творчеству своих студентов. То есть, становление студента-первокурсника как изобретателя позволяет в будущем сделать из него перспективного научно-технического работника, ученого или преподавателя. В заключение хочу назвать студентов, получивших патенты и имещие такую перспективу: Саша Рослов, Саша Пономаренко, Ирина Черняк, Анатолий Абаев, Алексей Гончаренко, Максим Хотинецкий, Дмитрий Бруев, Николай Воронцов, Даша Степанюк, Инна Погребная с ИХФ, а также Мария Губич (ФМФ), Андрей Гринюк (СФ), Владимир Карпюк (ТЭФ), Дмитрий Таракан (MMI) и др.
Хочется пожелать таким студентам дальнейших успехов в научно-техническом и инновационном творчестве!
В.П.Юрчук, д.т.н., профессор ФМФ