В последнее время общественность, которая еще способна мыслить, бьет тревогу, отмечая наличие феномена так называемого «клипового мышления» и его последствий для отдельного человека уже сейчас и для общества в целом в недалеком будущем. Достаточно посмотреть на некоторые заголовки статей в СМИ и на соответствующих сайтах в Интернете: «Информация - самый сильный наркотик последнего десятилетия», «Джеймс Мартин: тенденции, которые мы наблюдаем, могут угрожать человеческому разуму ...», «Клиповое мышление - что это такое?» ,«Клиповое мышление не созерцательное мышление. Оно отражает состояние мира», «Единый государственный экзамен: формирование личности с примитивными сознанием», «Опасное клиповое мышление», «По поводу пиксельного мышления», «Осторожно! Клиповое мышление», «Клиповое мышление приводит к безграмотности», «Не читают. Кто виноват и что делать?», «Знания в эпоху интернета, телевидения, газет и болтовни»...
В связи с информатизацией образования, которая сейчас воспринимается как панацея, возникают риски потери творческой культурно-генерирующей способности целых поколений. Это неизбежно, если компьютерные навыки пользователя (которые создают иллюзию доступности познавательных действий) не сопровождаются логическим осмыслением, операционализацией, теоретическим усвоением предметных областей учебных дисциплин, широкой культурной ассоциативностью в восприятии и понимании процессов жизни, живым общением с преподавателем и коллегами.
Под влиянием компьютерных технологий формируется особый тип мышления, «клиповое» сознание, благодаря СМИ и лавинообразному развитию и динамике агрессивного маркетинга Интернета, чрезвычайными темпами приобретает массовый характер: количество людей с «клиповым» (фрагментарным, мозаичным, пиксельным, коллажным, калейдоскопическим ) мышлением быстро увеличивается и подходит к критической точке, после которой начнутся необратимые изменения в сознании других людей и обществе в целом.
Клиповое мышление приводит к: массовому синдрому расстройства внимания; потери желаний познания нового; уничтожения потребности и способности к творчеству, чему способствует постоянное использование вторичной информации на уровне ее переработки и комбинирования; розницы в желаниях и поступках; несоответствия образа мыслей образу жизни; непоследовательности в принятии решений по решению проблем, даже чисто жизненных и ослаблению ответственности за их последствия; оперированию только содержанием фиксированной длины, неумению работать с семиотическими структурами произвольной сложности и сосредоточиться на любой информации на долгое время; снижению способности к анализу и синтезу; «Виртуальной наркомании» и интернет-аддикции, зависимости от поиска информации, коммуникации в сети и других видах деятельности человека в информационном пространстве всемирной паутины; антиинтеллектуализма и плагиата; массовой неграмотности молодежи и феномена надменной увлеченности своим невежеством; абсолютной уверенности в своей правоте, благодаря тому, что люди, которые олицетворяют антиинтеллектуализм, не осознают данной проблемы; диспропорции между формальным и реальным уровнем знаний; резкому снижению коэффициента усвоения знаний и фактической успеваемости; фальсификации оценки.
Клиповое сознание предполагает почти полное отсутствие рациональных оснований и четкой логики; формирование калейдоскопа, мозаичности и фрагментарности восприятия и впечатлений; нарушение и отсутствие каких-либо правил и догм. Абсурд становится «логикой» клипового мышления. Составляя картину мира из кусочков элементарного содержания, достигая максимума упрощения при минимализации объема знака, клиповое мышление в режиме коротких, интенсивных образов, фрагментарных и временных модульных вспышек информации (возможно, прагматично целенаправленных), создает новый образный ряд в причудливой, сокращенной, несвязанной форме, что не поддается никакой классификации. И это является ментальной моделью современной реальности - времени коротких фраз и мыслей.
В связи с вышеуказанным появляется насущная необходимость анализа влияния новейших информационных технологий на формирование личности и общества, в том числе через призму мировоззренческих изменений.
П. Бахтина, доцент, директор научно-методического центра «Системного анализа и статистики» НТУУ «КПИ»