Речь идет о велосипеде "Зайка-3м", который недавно пополнил экспозицию Государственного политехнического музея. Он дополнит раздел "Транспорт" с его небольшой коллекцией велосипедов.

В общем история велосипедов насчитывает несколько сотен лет. Днем рождения велосипеда считается 6 апреля 1791 года, когда граф де Сиврак продемонстрировал прототип этого транспортного средства. Он представлял собой раму, в которой было смонтировано заднее колесо и поворотное переднее. Наездник сидел на седле, смонтированном на раме посередине конструкции. Высота сиденья была рассчитана таким образом, чтобы можно было дотянуться до земли ногой и оттолкнуться. Таким образом на этом "прадеде" современного велосипеда можно было ездить, отталкиваясь поочередно правой и левой ногами. Чтобы наездник толкал велосипед - позади руля смонтировано рамку, которая упиралась в грудь или живот.

Совершенствуясь, велосипед постепенно стал больше транспортным средством, чем развлечением. Во второй половине XIX в. особой популярностью пользуется тип велосипеда с огромным передним колесом и небольшим задним. Велосипедист приводил в движение переднее колесо с помощью педалей, при этом сидел почти над колесом. Такая конструкция позволяла развивать высокую скорость, но ... В случае наезда на препятствие передним колесом велосипед неизбежно кувыркался вперед. Поскольку центр тяжести был почти над осью переднего колеса, а низко расположенный руль препятствовал соскочить с велосипеда - падение с высоты лицом вниз со скоростью вращения колеса было смертельно опасным.

В 1885 году инженеры Саттон и Старли внедрили чрезвычайное совершенствование. Они установили на велосипед два колеса одинакового размера и цепной привод на заднее колесо (на велосипедах использовался с 1868 года). Велосипед стал в разы безопаснее. Действительно, в случае опасности можно соскочить, а при падении чаще всего получить только синяки и царапины. Велосипед изготавливался под названием "Ровер" и приобрел необычайную популярность в Европе. Интересно, что в некоторых местах Западной Украины велосипед до сих пор называют "ровер". Так в памяти народа запечатлелась эта революционная конструкция.

Ставили ли себе вопрос современные велосипедисты, почему приводные звездочки и цепь размещены с правой стороны? Это потому, что на велосипеды садились как и на лошади - ставя левую ногу на педаль, а правой отталкивались и забрасывали через седло. Кавалеристы клинковое оружие носили с левой стороны, так как длинный клинок легче вынимать правой рукой. И именно оружие мешало садиться на коня иначе. То есть привыкнув так садиться на лошадь, человек так садился и на велосипед. А звездочки и цепи с левой стороны мешали садиться и ездить с оружием.

В конце XIX в. начали изготавливать и детские велосипеды. Первые образцы могли приобрести только состоятельные люди. В первой половине ХХ в. наиболее массово детские велосипеды изготавливались в США. И неслучайно. Там дети часто использовали велосипеды для эффективной работы посильными. То есть, велосипед с развлечения стал "рабочей лошадкой", средством производства.

В нашей стране детские велосипеды массово начали изготавливать только с 50-х гг. ХХ в. Однако массовой моделью детского велосипеда был трехколесный, с приводом на переднее колесо. А потом дети пересаживались на взрослый велосипед. Как правило, ездили "под рамой" - запуская правую ногу под раму к правой педали.

Детские велосипеды, как копия взрослого, были известны с конца XIX в. после изобретения "безопасного велосипеда". В Украине, да и в целом в СССР, крупнейшим производителем детских велосипедов стал Львовский мотозавод. Он был основан в 1919 году как предприятие по изготовлению сельскохозяйственных машин, инвентаря, телег, а производство велосипедов началось только после Второй мировой войны на вывезенном из Германии в качестве репараций оборудовании. Впоследствии сюда вместе с документами на велосипеды и мотовелосипеды было передано оборудование из Харьковского велосипедного завода.

Велосипеды серии "Зайка" стали самыми массовыми детскими велосипедами в бывшем СССР. Велосипед "Зайка-3м" - одна из лучших моделей, с совершенно продуманной конструкцией. В отличие от предыдущих моделей с прямым безтормозным приводом, этот велосипед уже имел обгонную муфту (трещотка). То есть, можно было ездить на большие расстояния, ехать накатом, отдохнуть. Тормозом было оборудовано только переднее колесо. Тормоз с прижимной резиновой вставкой, с малым количеством деталей, хотя и устаревшего типа - однако простой и надежный. Но самым оригинальным усовершенствованием этого "Зайки" стал резиновый амортизатор задней полурамы. Это был первый в СССР велосипед с амортизатором! Несколько позже ЛМЗ начал производство аналогичных по схеме подростковых велосипедов "Тиса", тоже с резиновым амортизатором. Резиновый амортизатор фиксировался возле подседельной трубы поперечной осью с рычагом, который запирался поворотом. Для удобства переноски велосипеда и при хранении рычаг поворачивался и вынимался, и велосипед складывался по оси рядом с педальной кареткой. Его длина таким образом уменьшалась с более метра до 60 см.

Велосипед оснащался передним фонарем и задним габаритом, которые питались от солевых элементов, размещенных в переднем фонаре. Таким образом велосипед напоминал миниатюрный мотоцикл. Велосипед с экспозиции в комплектации приближался к модели "Люкс", которая имела спинку сиденья и зеркало заднего вида. Для обучения езде на велосипеде использовались боковые поддерживающие колеса (они входили в комплект), которые после того как ребенок осваивал езду на двух колесах, снимались. Экспонированный велосипед хорошей степени сохранности. Сохранились полиэтиленовые наклейки с названием и заводская эмблема. Хромированные детали без отслоения покрытия, а царапины и сколы красочного покрытия только добавляют "жизни" экспоната и свидетельствуют о его рабочем состоянии.

Велосипед был чрезвычайно популярным. Завод не успевал за спросом. В 1979 году было отчеканено юбилейную медаль в честь того, что на заводе изготовлено миллионный детский велосипед. Для сравнения, в этом же году из ворот Киевского мотозавода выехал миллионный мотоцикл. Довольно часто потребители брали такие велосипеды в пунктах проката, что было вполне оправдано - дети быстро подрастали. Стоимость велосипеда "Зайка-3м" составляла около 30 руб. Для сравнения, самый дешевый дорожный велосипед для взрослых стоил 56 руб.

Надеемся, "Зайка-3м" заинтересует посетителей музея не только как частица истории, но и как материализованная детская мечта, что для кого-то осуществилась, а для кого-то так и осталась яркой мечтой ... Уже навсегда.

Григорий Лупаренко, заведующий отдела ГПМ