Осенью мы познакомили читателей "КП" с творчеством Виктории Осташ - молодой талантливой писательницы, выпускницы ВПИ, а ныне - преподавателя кафедры издательского дела и редактирования. Кроме того, госпожа Виктория руководит молодежной литературной студией "Перекресток" при Союзе писателей, к творческой работе в которой привлекает и своих студентов. Именно литстудийцам "Перекресток" посвящена наша праздничная литературная страница.

Рассказывает Виктория Осташ: Концепция студии имеет два измерения. Первый отличает ориентацию на личные достижения: поиск и совершенствование собственного стиля, осознание своего места в литературе и тому подобное. Студийцы имеют возможность общаться не только в кругу молодых, начинающих, но и с признанными мастерами художественного слова, лучшими из лучших. А что может быть более действенным (для приобретения опыта, определения собственного пути, в конце концов - для самоосознания) за живое общение! Тем более в наше время, когда скорость проживания каждую секунду отнимает у так называемого рядового, или цивилизованного, человека именно проживание, смакование пережитого, прочувствованного. Отдавая дань современному прагматизму, особенно среди молодежи, можем говорить и о своеобразных организационных привилегиях студийцев: они всегда осведомлены с сроками проведения и особыми требованиями тех или иных молодежных литконкурсов, происходящих под эгидой НСПУ. Им проще, чем другим (так сказать, с улицы), получить совет уважаемого ими мастера, приобщиться к литературным дискуссиям "вживую" и другое.

Второе измерение концепции литстудии разворачивается вокруг коллективных задач: выработка стиля ведения встреч, поддержание традиции творческих вечеров, начало совместной издательской деятельности и тому подобное. Понятно, что для того, чтобы студия почувствовала себя целостным живым организмом, необходимо время.

И, надеемся, оно у нас еще есть, чтобы прочно занять свою нишу, утвердиться в пространстве литературного процесса.

Кстати, вообще оно у нас есть, в условиях отсутствия эстетической конкуренции да почти полного отсутствия более или менее устойчивых, прочных отношений в системе "автор - читатель - критик". В основном, существует этот литпроцесс только для заинтересованных: в данном контексте - для самих создателей и их близких или дальних родственников-друзей.

Но все же есть несколько литобъединений, деятельность которых свидетельствует не только об определенной потребности в цеховом общении творческих личностей, но и имеющихся, вполне адекватных возможностях реализации в более или менее открытом пространстве - когда мы становимся интересными и для более широких читательских кругов.

Здесь есть несколько проблем. Первая - предельная утилитарность так называемой "успешной литературы", когда широкие массы отождествляют понятия финансового и творческого успеха (часто упоминается в СМИ, раскупается - значит, является достойной, настоящей литературой), что далеко не всегда справедливо. Но рыночные отношения и определенная капитализация, искусства в том числе, уже стали фактом, и, следовательно, времена непризнанных гениев отошли. Но гении остались ... Вторая проблема - устойчивость стереотипов в литературе, точнее - для литературы, значительный консерватизм в том, что касается организационных основ творчества, когда в качестве критерия избирается принадлежность автора к профессиональным организациям писателей, а также в том, что касается тематических ограничений и требований к художественно-эстетическим средствам, используемых писателем. До сих пор не перевелись те, кто выдвигает к автору определенные идейно-тематические ограничения, требует соблюдения тех или иных (и не только лексических) норм и тому подобное. Но литература идет вперед, и ей не до нашей предвзятости!

Работа литстудии "Перекресток" в определенной степени направлена на преодоление этих проблем. Конечно, мы понимаем, что это лишь капля в море, и наши усилия не могут быть решающими, но надеемся, они не станут бесполезными, потому что вызваны к жизни внутренней потребностью (как по отношению к сверхзадаче каждого студийца, так и в более широком смысле - ведь целью любого субъекта литпроцесса является не только саморазвитие, но и содействие развитию самой литературы). И пусть наша амбициозность не мешает свободному творческому процессу, а организационные мероприятия не перекрывают кислород создателям внутри каждого из нас.