Вимога часу
Вынужденная и насущная необходимость дистанционного обучения, когда личное присутствие соискателей образования в учебных помещениях не является обязательным, возникла в отечественных учреждениях высшего и школьного образования в связи с карантинными мероприятиями На помощь пришли современные технологии. Мы живем в мире, где время нужно использовать с пользой, поэтому видеолекции, которые позволяют сэкономить время и получить новые знания не выходя из дома, стали новым средством получения информации, что набирает популярность в Украине
При участии специалистов отдела информационных ресурсов образовательного назначения Института последипломного образования КПИ им. Игоря Сикорского в сжатые сроки созданы лекции для качественного дистанционного образования. Они представлены в сети и на информационных каналах университета. Доступ пользователей к дистанционным курсам системы Moodle и видеокурсов платформы "Сикорский" осуществляется с сайтов: http://uiite.kpi.ua/ и https://do.ipo.kpi.ua/ в режиме 24х7. Уже создано "Положение об дистанционном обучении", которое было утверждено Методсоветом. В нем четко зафиксированы принципы функционирования платформы дистанционного обучения "Сикорский". Приложением к утвержденному документу стали рекомендации подразделениям по созданию курсов на этой платформе. Конечно, со временем она потребует расширения и более активной пропаганды..
Как сообщила директор Института последипломного образования КПИ им. Игоря Сикорского Инна Малюкова, благодаря платформе "Сикорский" можно дистанционно изучать материал, участвовать в конференциях, семинарах, других интерактивных формах работы. Можно выполнять практические задания и отправлять их преподавателю, получать консультации и тому подобное.
Как это работает
Для размещения дистанционных курсов и проведения онлайн-обучения студентов на платформе дистанционного обучения "Сикорский" (Sikorsky Distance Learning Platform) преподавателям нужно зарегистрироваться. Для этого необходимо отправить свои данные администраторам по шаблону, предоставленному на сайтахhttp://uiite.kpi.ua/ и https://do.ipo.kpi.ua/. После получения доступа к своему будущему дистанционному курсу нужно загрузить учебные материалы. Обязательной информацией, кроме учебных материалов, является рабочая учебная программа дисциплины, сведения об авторах и разработчиках. При подготовке дистанционных курсов особое внимание рекомендуется уделить тестам, используя все имеющиеся возможности системы Moodle. Преподаватели, которые не имеют опыта работы с Moodle, могут прислать учебные материалы и тестовые задания администраторам, которые загрузят их в систему. Регистрация студентов на разработанный дистанционный курс происходит исключительно преподавателями и разработчиками курсов. Для этого заполняется и направляется администраторам регистрационная форма "Данные, которые необходимо отправить для регистрации студентов». Администраторы сообщают логины и пароли, которые преподаватели предоставляют студентам..
Что дальше
По мнению проректора по учебной работе Анатолия Мельниченка, дистанционное обучение в условиях карантина позволило оценить возможности университета и очертить перспективы развития. Анализ ситуации показывает, что КПИ, благодаря имеющейся базе и практике реализации инновационных форм обучения, может обеспечить качество обучения в дистанционном режиме, используя собственные ресурсы и созданные продукты - "Электронный кампус» (для администрирования образовательного процесса) и платформу дистанционного обучения "Сикорский" ( для реализации образовательного процесса).
Преподаватели и студенты приобщились к реализации дистанционного обучения и используют широкий спектр информационно-коммуникационных технологий. Платформа "Сикорский" сегодня активно развивается и расширяет свои возможности, отвечая на запросы преподавателей и студентов. Усилия специалистов УИИТО направлены на ее технологическое и информационное совершенствование. На платформе "Сикорский" 14 апреля было изложено уже 356 курсов в рамках учебных планов и почти 120 в свободном доступе. Как рассказала И.Малюкова, ФЛ и ФСП очень активно работают с дистанционными курсами: меняют контент, отслеживают новейшие моменты. Представители ФЛ уже выложили более 40 курсов, ФСП и ФЭЛ - почти столько же каждый. "РТФ, - заметила она, - раньше не имел ни единого курса, но за две недели они разработали и внедрили 11 курсов". Количество таких курсов постоянно растет, поэтому уже через несколько дней их может быть значительно больше.
Спрос на размещение дистанционных курсов и регистрацию на них в условиях карантина растет. Поэтому возникает потребность в использовании дополнительных вебмайданчиков и ресурсов для совершенствования платформы. Расширение технологических возможностей заключается в использовании не только открытой системы управления учебным контентом Moodle, но и G Suite for education (пакет облачных приложений Google для построения информационно-образовательной структуры учебного заведения).
Анатолий Мельниченко отметил, что специалисты Украинского института информационных технологий в образовании КПИ им. Игоря Сикорского непрерывно работают над усовершенствованием платформы дистанционного обучения и обеспечением широких технологических возможностей и педагогических сценариев по внедрению и использованию новых видов занятий в образовательный процесс: вебинары, виртуальные тренажеры, дистанционное выполнение лабораторных работ и др. Все принципы и стратегии организации и реализации дистанционного обучения закреплены в «Положении о дистанционном обучении КПИ им. Игоря Сикорского" и направлены на совершенствование образовательного процесса и определения приоритетных задач развития дистанционного образования.
И напоследок: на днях в сети было открыто сайт платформы дистанционного обучения "Сикорский": httрs://www.sikorsky-distance.org/.