В начале марта научная общественность Украины и мира отметила 150-летие со дня рождения Евгения Оскаровича Патона. По этому случаю в Киеве состоялся ряд мероприятий, одним из которых стало возложение цветов к памятнику великому ученому и инженеру, установленному на Музейной площади университета. Участие в церемонии, состоявшейся 5 марта, приняли участие члены Национальной академии наук Украины, сотрудники Института электросварки имени Е. О. Патона, преподаватели, сотрудники, студенты и аспиранты КПИ.

Фигура Евгения Патона является для нашего университета знаковой, ведь именно в КПИ в полной мере раскрылся его талант мостостроителя, именно здесь он начал свою исследовательскую деятельность в области электросварки, в наших стенах он воспитал несколько поколений известных ученых и инженеров. Памятник, установленный напротив входа в Государственный политехническмй музей (инициатором создания в КПИ Инженерного музея и его первым директором был, кстати, также Евгений Патон) - свидетельство глубокой благодарности политехников одному из своих самых известных преподавателей и ученых и уважения к нему.

"Евгений Оскарович Патон - человек, который, без преувеличения, изменил мир. Благодаря ему человечество получило новые технологии, что ускорили продвижение научно-технического прогресса во многих направлениях, - сказал ректор КПИ им. Игоря Сикорского академик НАН Украины Михаил Згуровский, открывая церемонию возложения цветов. - Мы, киевские политехники, чрезвычайно уважаем Евгения Патона и членов его семьи - сыновьев Владимира Евгеньевича и Бориса Евгеньевича. Династия Патонов тесно связана с нашим университетом ... "

Стоит заметить, что если не считать бюст на могиле ученого, монумент Евгению Патону на территории КПИ - единственный в нашей стране. Он имеет интересную историю.

Автором памятника является известный украинский скульптор, народный художник Украины Александр Скобликов (1929 - 2005 гг.). Монумент создан по решению Ученого совета университета относительно увековечения памяти своего бывшего профессора, основателя и заведующего кафедрой мостов и кафедры сварочного производства, декана инженерного отделения и всемирно известного ученого в области сварочной технологии. Официальное его открытие состоялось 21 июня 2002 года. О том, как работал мастер над своим творением, вспоминал председатель Ученого совета КПИ, а в те годы проректор университета по научной работе академик НАН Украины Михаил Ильченко в своей статье "Скобликов Александр Павлович. Незабываемые встречи с мастером":

"Где-то в середине февраля 2002 года создана А.П.Скобликовым скульптурная композиция" Евгений Оскарович Патон" в целом была готова и ее надо было показать его сыну - Борису Евгеньевичу Патону, президенту Национальной академии наук Украины, кстати, выпускнику КПИ 1941 года. Надо было получить "добро" Бориса Евгеньевича, учесть его пожелания, замечания - и тогда можно было бы отливать скульптуру.

Нам посчастливилось наблюдать за творческим процессом работы Мастера.

В мастерскую скульптора А. Скобликова сначала приехали представители КПИ - я и С.К. Тимченко, общественный директор Музея им. С.П. Королева, а чуть позже - заслуженный деятель науки и техники Украины В.М. Бернадский и академик Б.Е. Патон ...

Мы увидели скульптурный образ ... человека, очень знакомого, которому где-то около сорока лет. Поняли, что это и есть скульптура Е.О. Патона. Композиция вылепленная из однотонного материала, возможно глины или пластилина. Вместе со скульптором осматриваем его работы, установленные на четырех- и пятиэтажных стеллажах. И вот заходит Борис Евгеньевич, тепло здоровается со всеми и начинается необычная работа.

Борис Евгеньевич подходит к скульптуре своего отца и говорит:

- Что-то мне кажется ... Что-то немножко не так ... Не могу понять ...

А для того чтобы "понять", что именно "не так", пришлось потоптаться вокруг скульптуры минимум полчаса. В.М. Бернадский, который готовил весь документальный и иллюстративный материал для скульптора, тоже довольно активно вступал в обсуждения. Наконец Борис Евгеньевич говорит:

- Мне кажется, что не все в порядке с прической. Очень много волос.

Александр Павлович послушал и говорит:

- Сейчас сделаем такой эксперимент, - и после этих слов берет свое лопаточку, или ножичек, подходит к скульптуре, становится на помост, - а вся фигура находится на этом помосте, и еще крутится. Я со страхом подумал: "Если он встанет на помост, то все рухнет или случится что-то другое". Но, слава Богу, ничего не упало, и тем ножичком деревянным скульптор начал смело и быстро "срезать" лишние волосы. Все же было как-то не по себе: до этого момента перед нами был вполне достойный завершенный образ - приятный, теплый, спокойный - и тут на наших глазах его начинают трогать, резать, изменять. Мы все смотрим со страхом - что же будет дальше?

А дальше скульптор срезал волосы с другой стороны. На глазах все менялось, но мы не понимали в какую сторону - лучшую или худшую? В этот напряженный момент звучит голос Бориса Евгеньевича:

- Вот правильно, у него действительно волос были мало ... Я его сам стриг. Я-то знаю, сколько у него было тех волос. И попросил Александра Павловича снимать еще и еще. Когда шевелюра уменьшилась, то, по словам Бориса Евгеньевича, образ стал "больше на себя похож".

То же было и с глазами. Борис Евгеньевич внимательно присматривался к глазам и что-то размышлял вслух. Здесь заговорил скульптор:

- Для того чтобы понять выражение глаз, надо представить, что скульптура будет установлена ​​на метр выше вас. И если вы смотрели бы снизу вверх, то и глаза у модели раскрылись бы.

В этот момент Станислав Тимченко приседает и говорит: "Действительно, этот ракурс все меняет". Это услышал Борис Евгеньевич и тоже присел. Все слегка засмеялись, а Борис Евгеньевич говорит: "Да, действительно, изменился ракурс и изменилось восприятие". Мне пришло в голову найти стул со спинкой и предложить Борису Евгеньевичу сесть. Он сел, и работа продолжилась. Через какой-то момент Борис Евгеньевич громко так что-то воскликнул, будто что-то открыл для себя, и, намеренно растягивая слова, спросил:

- А можно глупый вопрос?

Своим криком он перекрыл на мгновение все дискуссии, беседы, и в тишине все заговорили - "как же, как же, все можно".

- Вот посмотрите, - говорит Борис Евгеньевич. На фотографии у него стоячий воротничок и рубашка, загнута треугольником, и сюда подходит галстук. А у вас что? - обратился он к скульптору - Треугольничек есть, а вместо галстука что-то близкое к бабочке! И эта бабочка летит куда-то в сторону ...

Все посмотрели на фото, потом на скульптуру и увидели там какой-то платок, который расходится влево и вправо. Скульптор, видимо, хотел сделать что-то свое, декоративное. Он выслушал все, кивнул, соглашаясь, и сказал: "Это я сейчас, минуточку". Ловко и умело он убрал ту декоративность и сразу стало лучше. Кто-то обратил внимание, что на фото галстук удлиненный и его хорошо видно. Добавим, что на фотографии Евгений Оскарович был одет в шинель с большим воротником, которую раньше носили кадеты. Только отметки на ней технические. И вот на наших глазах скульптор снимает пластилин с "платка" и налепляет на узел галстука - и тот становится заметным и длиннее.

Когда это все было сделано, кто-то воскликнул:

- Это уже образ преподавателя, ученого!

Борис Евгеньевич разворачивается на стульчике и говорит:

- Именно так!

Вот так создавался художественный образ ...

Памятник получился интересным, похожим, и хорошо вписался в архитектурное и природное пространство КПИ. Он положил начало созданию целой скульптурной галереи выдающихся ученых, конструкторов и инженеров КПИ ".

Напоследок стоит напомнить, что Александр Скобликов создал для КПИ еще несколько памятников и бюстов. Это бюст выдающегося математика Николая Боголюбова, организатора практической космонавтики академика Сергея Королева, выдающегося металлурга Ивана Бардина; памятники одному из основателей отечественной электронно-вычислительной техники Сергею Лебедеву и выдающемуся украинскому математику Михаилу Кравчуку.