В конце ноября прошлого года в НТУУ "КПИ" состоялось неординарное событие: в Большой физической аудитории прошло торжественное открытие-презентация нового оборудования для проведения видеоконференций и телемостов и организации дистанционного обучения. Большие интерактивные экраны и мощные компьютеры позволяют проводить в ней лекционные и семинарские занятия с участием преподавателей и студентов университетов из Словакии, Великобритании, Франции, России и Украины, которые присоединились к проекту, основанного Центрально-Европейским университетом г. Скалица (Словакия) . В КПИ открыты еще две такие аудитории, но наибольшее количество студентов - до 350 - может принимать именно Большая физическая! В этом есть определенная закономерность, ведь более ста лет назад проектант и заказчики задумывали ее как наиболее современную, наиболее оборудованную, наиболее удобную для проведения лекций, вообще наиболее, наиболее, самую ... Впрочем, все по порядку.

... Наверное, нет среди наших читателей человека, который не знал бы, что автором проекта зданий Киевского политехнического института и планировочных решений его усадьбы был известный петербургский зодчий, академик архитектуры Иероним Китнер. Именно его проект под красноречивым шифром "Prestissimo" (то есть, "Очень-очень быстро") был в апреле 1898 года признан лучшим среди восьми представленных на конкурс, объявленный Комитетом по устройству института.

Работа над реализацией проекта началась буквально на следующий день после определения победителя конкурса: в Петербурге группа архитекторов под руководством Китнера готовила рабочие чертежи, сметы и расчеты, а в июне начались работы и на территории, выделенной для строительства.

Вскоре в Китнера стали возникать конфликты со строительной комиссией, созданной для технического надзора. Началось все с денежного вознаграждения, которое не устраивало известного архитектора. К тому же, Китнер не мог все время находиться в Киеве, и его отсутствие опять же вызывало постоянные стычки с членами комиссии. В конце концов, 1 июня 1900 г. он отказался от дальнейшей работы над проектом, и через некоторое время его обязанности как главного строителя взял на себя Александр Кобелев.

Понятно, что над сооружением институтских корпусов работал не только он. Очень заметный след навсегда оставил после себя в стенах Киевской политехники молодой преподаватель архитектурного черчения и архитектурного проектирования КПИ Василий Осьмак.

Именно Осьмак стал автором проекта известной аудитории Киевского политехнического института - Большой физической.

С самого начала работы над этим проектом подкомиссия по делу составления проектов Комитета по устройству института предъявляла к Великой физической аудитории довольно высокие требования. Они были изложены в "Программе на составление проекта зданий Политехнического института в г.Киеве" и предполагали не только возведение амфитеатра, но и сооружение лабораторий, вспомогательных помещений и обеспечения естественного освещения аудитории. Она должна была быть очень большой по площади, поскольку физика преподавалась на всех отделениях института, и отвечать еще ряду критериев. По требованию руководителя кафедры физики ординарного профессора Георгия Де-Метца проект переделывался несколько раз. Как член строительной комиссии Де-Метц осуществлял и постоянный надзор за ходом строительства.

По размерам, продуманностью конструкции и оборудованием Большая физическая аудитория вышла лучше, чем подобные аудитории ведущих высших технических учебных заведений Франции, Германии, Венгрии, Австрии и других европейских стран. Она и сейчас является, возможно, самой удобной потоковой аудиторией КПИ, а в начале ХХ века просто поражала современников своей площадью (387,1 кв. М), высотой (от пола до потолка над столом лектора высота достигает 13,4 м), количеством мест для слушателей и их расположением, которое позволяет хорошо видеть и слышать лектора из любой точки. А еще освещением: она освещалась не только большими окнами со стороны фасада корпуса, но и со стеклянного потолка над доской преподавателя, а в темное время суток - электрическим светом: под потолком висела люстра на 100 лампочек, еще столько же лампочек были размещены в развешанных по стенам 20 бра, все это питалось от собственной институтской электростанции. Если лектору нужно было воспользоваться "волшебным фонарем" (так тогда называли проектор), окна с помощью электропривода закрывались большой суконной черной шторой. Большая физическая была оборудована двойной доской такой же конструкции, как и сейчас, водо- и газоснабжением и водоотведением, трубы которого были подведены к лекторскому столу для демонстрации опытов, и тому подобное. Поскольку аудитория предназначалась не только для чтения лекций для студентов-политехников, но и для проведения других общественных мероприятий, она была оборудована и отдельным парадным входом с вестибюлем с фасадной стороны.

Штукатурные работы в аудитории и восемь гипсовых бюстов выдающихся физиков выполнила скульптурная мастерская итальянца Эугенио Сала - художника, который украсил своими произведениями известный каждому киевлянину дом с химерами Владислава Городецкого и ряд других архитектурных жемчужин нашего города. Еще восемь гипсовых портретов были выполнены в Берлине в скульптурной мастерской братьев Мишель.

Одной из изюминок отделки, которая подчеркивала строгость научных подходов, которые культивируются в этом помещении, стала плита с высеченными на ней географическими координатами этого места - северная широта 50 градусов, 27 минут 2 секунды; восточная долгота от Гринвича 2 градуса, 1 минута, 51 секунда; высота над уровнем океана - 179 м.

Как и задумывалось, аудитория быстро стала местом, популярным среди киевлян, которые интересовались наукой: здесь время от времени читали лекции для публики не только профессора КПИ, но и ученые из других городов. Например, именно в ней в октябре 1908 года с публичной лекцией о воздухоплавании с огромным успехом выступил "отец русской авиации" Николай Жуковский. Те, кому посчастливилось быть на ней присутствующим, вспоминали, что ученый завершил свой рассказ о перспективах развития летательных аппаратов тяжелее воздуха, запуском привезенной из Парижа модели аэроплана с резиновым двигателем, который пролетел почти через всю аудиторию.

А за три года до того, во время революции 1905 года Большая физическая аудитория КПИ стала местом проведения первого заседания Киевского совета рабочих депутатов. Она была выбрана не случайно - с самого начала того бурного года здесь происходили студенческие сходки протеста. Собственно, центром революционной активности был и сам институт - не в последнюю очередь потому, что по соседству с ним находились несколько больших киевских предприятий - чугунолитейный и механический завод Гретера и Криванека, завод ковкого чугуна Унгермана и Неедлы, чуть дальше - фабрика сеялок Фильверта и Дедина и другие - борьбу рабочих которых активно поддержали студенты. Поэтому и в 1917 году именно в ней разместился боевой штаб рабочих отрядов Шулявки.

Тем не менее, конечно, Большая физическая, прежде всего, служила делу подготовки инженеров. До образования в КПИ факультетов гуманитарного направления лекции по физике в ней слушали студенты практически всех специальностей.

Велика фізична аудиторія Эта аудитория была для Василия Осьмака первой большой работой в Киеве. Далее были такие знаковые для нашего города объекты, как частная женская гимназия Александры Дучинской на ул. Тимофеевской (теперь это улица Михаила Коцюбинского), 7, библиотека Университета Святого Владимира по ул. Владимирской, 62 (сейчас там находится филиал Национальной библиотеки Украины имени В.И.Вернадского), корпус гуманитарных кафедр университета по ул. Владимирской, 58 (теперь там - университетская библиотека им. М. Максимовича), здания Клинического городка Университета Св. Владимира на Байковой горе, особняк профессора медицины университета Михаила Дитерихса по ул. Тимофеевской, 3 и другие. Кстати, тесное сотрудничество с университетом объяснялась тем, что с 1908 года Василий Осьмак работал в должности его архитектора.

Работал он не только в Киеве: в 1910 году по его проекту были возведены сооружения земской больницы в родном ему городе Гоголев тогдашнего Остерского уезда, в котором он родился в 1870 году. Тогда же он построил там еще и дом высшего уездного училища (школу) и Народный дом в городе Остер.

Впрочем, большая часть его жизни, за исключением лет обучения в Петербургском институте гражданских инженеров императора Николая I, который он закончил в 1895 году, и короткого периода работы в строительном отделении Волынского губернского правления в Житомире, прошла в Киеве. Сюда его отца, потомственного дворянина Александра Осьмака перевели в 1872 году, где до конца жизни он прослужил помощником инспектора Владимирского кадетского корпуса.

Итак, в 1896 году Василий Осьмак вернулся в Киев и начал работать в архитектурном отделе управления Юго-Западной железной дороги, где принял участие в проектировании и строительстве объектов Беловежской ветви этой железной дороги. А в 1900 году по приглашению первого директора КПИ Виктора Кирпичева он занял должность штатного преподавателя вновь созданного института и, как уже сказано выше, взялся за проектирование Великой физической аудитории.

Первая мировая война значительно сократила объемы строительных работ в Киеве. Поэтому в 1917 году Василий Осьмак вернулся к преподавательской деятельности: по приглашению деканата инженерного факультета КПИ он занял должность профессора специальной архитектуры, а в осеннем семестре 1918 г. еще и заменил преподавателя архитектурного проектирования и черчения известного архитектора Ипполита Николаева. К проектировочной деятельности он, не оставляя работы в институте, вернулся только через несколько лет спустя: вместе с архитекторами Щусевым и Алешиным он разработал проект школы. Она была построена на Шулявке (тогда эту рабочую окраину в духе времени называли Жовтнивкой), недалеко от КПИ в 1931 году и существует до сих пор - это специализированная школа с углубленным изучением английского языка №71 по переулку Полевой, 10. Ее здание, кстати, стало одним из первых в творчестве Осьмака, где он отошел от привычных классических форм - в ней смело осмысленные популярные в те времена конструктивистские решения.

Бывшему статскому советнику (этот классный чин, соответствующий первому генеральскому чину в армии, он получил на должности архитектора Университета Святого Владимира) Василию Осьмаку работать в новых условиях было нелегко. Недоверие со стороны власти как к "буржуазному специалисту", и чистки, которые ежегодно проводились в институте, создавали невыносимую психологическую атмосферу. Однако он продолжал делать свое дело, более того, завоевал уважение среди студентов, большинство из которых теперь происходило отнюдь не из привилегированных слоев общества. И именно Осьмак выступил с инициативой организовать в 1926 году на инженерном факультете отделение коммунального строительства. На его базе в 1930 году был создан самостоятельный вуз - Киевский строительный институт (теперь это - Киевский национальный университет строительства и архитектуры). Но все это не обезопасило его от ареста.

Заключенный он был в 1931 году по сфабрикованному против технической интеллигенции "Делу промпартии", точнее, ее "киевского филиала". Судебная тройка при Комиссии ГПУ УССР приговорила его к 5 годам лагерей. Впрочем, наказание он отбывал не в лагере, а в "шарашке" - то есть в организации, в которой использовался труд заключенных специалистов. Широко известными ныне является шарашки авиационного профиля - в них «сидели» и работали такие известные авиаконструкторы, как А.Туполев, М.Поликарпов, Д.Григорович, В.Петляков и другие. Меньше известно о шарашках других профилей, но они были, и через них прошло много специалистов, которых потом стали считать гордостью советской науки и техники. В одно из таких "учреждений" попал и Василий Александрович.

Учитывая квалификацию и огромный опыт, ему было доверено возглавить группу заключенных архитекторов, среди которых были даже студенты. Эти заключенные спроектировали и построили несколько известных теперь каждому киевлянину объектов: клуб ОГПУ (теперь там располагается Театр юного зрителя), казармы конвойных войск (там теперь - Министерство внутренних дел Украины), клуб "Н-ского полка Войск ОГПУ им. тов. Реденса" (теперь там - Центр культуры и искусств МВД). Весной в 1932 году В.Осьмак из-под стражи был освобожден, и остаток срока он отбывал условно. Впрочем, место работы не поменял - жил дома, а работал в той же шарашке в бывшем особняке графини Уваровой на Липках. Поэтому и задачи группе под его руководством ставили сотрудники НКВД. В те годы был возведен комплекс сооружений стадиона "Динамо" (напомним, с момента создания в 1924 году и до сих пор этим физкультурно-спортивным обществом занимаются силовые структуры), несколько жилых домов для работников "органов" и другие.

В 1933 году, после создания проектных организаций Киевского городского совета Василий Осьмак возглавил 2-ю архитектурно-художественную мастерскую. Одной из видных его работ (совместно с Владимиром Беспаловым) стала монументальная набережная Днепра с шоссе, широкими парапетами, лестницами - выходами к реке, и чугунной оградой. Еще одной значительной работой были сооружения комплекса Днепра на углу ул. Овруцкой и Подольского спуска. А последними в творческой жизни стали проекты почтамта и наркомата связи (совместно с архитектором Сергеем Германовичем). Эти здания были построены в 1938-1941 годах на Крещатике, но стоять им суждено недолго - они были уничтожены взрывами 24 сентября 1941 года.

Немецкой оккупации Василий Александрович не пережил. Он умер 7 января 1942 года. Жена похоронила его возле родителей на Соломенском кладбище, а в начале июня того же года упокоилась там и сама. Могилы их до настоящего времени не сохранились ...

Однако остались десятки объектов, построенных по его проектам, в том числе и Большая физическая аудитория, которая была и остается одной из визитных карточек нашего университета.

Вложение Размер
k-1-vfa.jpg (57.09 КБ) 57.09 КБ