You are here

Временное положение об организации образовательного процесса в КПИ им. Игоря Сикорского: 8.5. Контроль результатов обучения



Контрольные мероприятия являются необходимым элементом системы обеспечения качества образования. Они определяют соответствие уровня приобретенных студентами знаний и умений, сформированных компетенций требованиям стандартов высшего образования и обеспечивают своевременную корректировку учебного процесса.

Основная задача контроля учебного процесса - получение информации о его свойствах и результатах с целью эффективного управления процессом и его оптимизации, достижения высокого качества обучения студентов. Таким образом, основная функция контроля учебного процесса - диагностико-корректирующая.

Кроме того, задачами контроля могут быть:

  • определения успешности обучения студентов с целью планирования последующих этапов учебного процесса;
  • выявление пробелов в обучении отдельных студентов с целью оптимизации процесса индивидуального обучения и мотивации студентов;
  • семестровый контроль - определение степени усвоения студентами содержания обучения с целью перевода на следующий цикл обучения;
  • выпускная аттестация студентов, то есть установление фактического соответствия уровня подготовки студента требованиям стандартов высшего образования, присуждение студентам соответствующей степени высшего образования и присвоение квалификации и выдача соответствующего диплома.

Во всех вышеперечисленных случаях реализуется контролирующая и диагностико-корректирующая функции.

При контроле учебного процесса могут выполняться и другие функции: учебная, мотивационно-стимулирующая, организующая, воспитательная и тому подобное.

Обучающая функция контроля заключается в активизации работы студентов по усвоению учебного материала, поощрении повторения и систематизации учебного материала, углубленного изучения и совершенствования уровня подготовки. Эта функция способствует самоконтролю, активизирует деятельность каждого студента, обеспечивает закрепление учебного материала.

Воспитательная функция предполагает формирование волевых, нравственных и других положительных качеств личности: умение ответственно и сосредоточенно работать, использовать приемы самоконтроля, активность и аккуратность и др. Сам факт наличия системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов. Это достигается благодаря систематической работе по выявлению сильных и слабых сторон в развитии личности студента, выявлению пробелов в знаниях и их быстрой ликвидации. Главная роль при этом отводится формированию у студентов творческого отношения к занятиям, их активного стремления учиться в полную силу, развивать свои способности.

Организующая функция обеспечивает систематичность и планомерность учебной работы студентов, активизирует их самостоятельную работу. Организующая функция начинает действовать задолго до итогового контроля с самого начала обучения, когда научно-педагогический работник дает установки и выдвигает требования, которые будут поставлены при том или ином виде контроля.

Мотивационно-стимулирующая функция повышает стремление студентов улучшить свои результаты обучения, оценку по дисциплине, способствует развитию состязательности в учебе.

В учебном процессе используются такие виды контроля: входной, текущий, рубежный, итоговый и контроль сохранности знаний.

Входной контроль проводится в начале обучения с новой учебной дисциплины с целью определения готовности студентов к ее усвоению. Контроль производится с помощью средств диагностики учебных дисциплин, обеспечивающих новую учебную дисциплину.

Результаты контроля анализируются на кафедральных (между кафедральных) совещаниях совместно с преподавателями, которые проводили занятия по предварительной учебной дисциплине. По результатам входного контроля разрабатываются меры по оказанию индивидуальной помощи студентам, корректировке учебного процесса.

Обязательно входной ректорский контроль качества остаточных знаний проводится по математике и физике студентов первого курса университета. Такой контроль является объективным и независимым выявлением уровня остаточных школьных знаний студентов с целью формирования стратегий учебной работы кафедр университета с первокурсниками. Результаты входного ректорского контроля передаются на кафедры университета для соответствующей корректировки учебного процесса.

Текущий контроль проводится научно-педагогическими работниками на всех видах аудиторных занятий. Основная задача текущего контроля - проверка уровня подготовки студентов к выполнению конкретной работы на занятии. Основная цель текущего контроля - обеспечение обратной связи между научно-педагогическими работниками и студентами в процессе обучения, обеспечение управления учебной мотивацией студентов. Информация, полученная при текущем контроле, используется как научно-педагогическим работником - для корректировки методов и средств обучения, так и студентами - для планирования самостоятельной работы.

Текущий контроль может проводиться в форме устного опроса, письменного экспресс-контроля или компьютерного тестирования на практических занятиях и лекциях, выступлений студентов при обсуждении вопросов на семинарских занятиях, а также в форме коллоквиума, по результатам которого студент допускается (не допускается) к выполнению лабораторной работы (компьютерного практикума).

Формы проведения текущего контроля и критерии оценки определяются в рабочей программе КМ и рейтинговой системе оценивания результатов обучения.

Рекомендации по разработке рейтинговых систем оценки предоставлены в Положении о рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов, а рекомендации по разработке средств диагностики результатов обучения - в Положении о проведении семестрового контроля и аттестации студентов.

Рубежный (модульный, тематический, календарный) контроль - это контроль знаний студентов после изучения логически завершенной части рабочей программы КМ. Этот контроль может быть модульным (тематическим) или календарным и проводиться в форме контрольной работы, тестирования, выполнения индивидуального семестрового задания и др. Рубежный календарный контроль (промежуточная аттестация) обязательно проводится дважды за учебный семестр программ бакалаврской подготовки, а по программам магистерской подготовки - по решению ученых советов институтов / факультетов. Промежуточная аттестация может быть проведена по итогам текущего рейтинга студентов.

Формы проведения рубежного (модульного, тематического или календарного) контроля и критерии оценки определяются в рабочей программе КМ и рейтинговой системе оценивания результатов обучения.

Контроль сохранности знаний проводится через некоторое время после изучения учебной дисциплины. Результаты этого вида контроля не влияют на оценку учебных достижений конкретного студента Такой контроль может проводиться выборочно (статистический контроль), как правило, при внешнем контроле качества обучения или внутреннего, с целью изучения устойчивости усвоенных знаний студентами. Примером такого вида контроля является ректорский контроль.

Итоговый контроль обеспечивает оценку результатов обучения студентов на промежуточных или заключительном этапах их обучения по определенному УВО. Он включает семестровый контроль и выпускную аттестацию студентов.

Семестровый контроль по кредитному модулю проводится в соответствии с учебным планом в виде семестрового экзамена или зачета в сроки, установленные графиком учебного процесса и в объеме учебного материала, определенном рабочей программой КМ. Форма проведения семестрового контроля (устная, письменная, комбинированная, тестирование и т.д.), содержание и структура экзаменационных билетов (контрольных заданий) и критерии оценки определяются решением соответствующей кафедры и указываются в рабочей программе КМ.

Экзамен - это вид итогового контроля результатов усвоения студентом теоретического и практического материала (знаний и умений) по кредитному модулю за семестр, проводимый в период экзаменационной сессии.

Зачет - это вид семестрового контроля, при котором усвоение студентом учебного материала по кредитному модулю оценивается на основании результатов текущего контроля (тестирования, текущего опроса, выполнения индивидуальных заданий и определенных видов работ на практических, семинарских или лабораторных занятиях /компьютерных практикумах) в течение семестра . Семестровый зачет планируется при отсутствии экзамена.

Выпускная аттестация - это установление соответствия усвоенных соискателями высшего образования уровня и объема знаний, умений, других компетенций требованиям стандартов высшего образования. Выпускная аттестация осуществляется экзаменационной комиссией с обеспечением открытости и гласности.

Высшее учебное заведение на основании решения экзаменационной комиссии присуждает лицу, успешно выполнившему образовательную программу на определенном УВО, соответствующую степень высшего образования и присваивает соответствующую квалификацию.

Нормативные формы выпускной аттестации (защита аттестационной работы и/или экзамены) определяются учебным планом согласно требованиям соответствующего стандарта высшего образования

По уровню контроля различают: самоконтроль, кафедральный, институтский/факультетский, ректорский и министерский.

Самоконтроль предназначен для самооценки студентами качества усвоения учебного материала по конкретному КМ (раздела, темы). С этой целью в учебниках, учебных пособиях, практикумах для каждой темы (раздела) предусматриваются вопросы для самоконтроля. Большая эффективность самоконтроля обеспечивается специальным программным обеспечением для самоконтроля и самооценки, которое является составной частью автоматизированных учебных курсов.

Кафедральный контроль проводится с целью оценки эффективности учебного процесса на разных этапах и осуществляется в виде входящего, текущего, рубежного и семестрового контроля.

Институтский / факультетский, ректорский и министерский контроль является различными уровнями внешнего контроля, предназначенного для проверки качества учебного процесса на кафедрах, сравнения эффективности обучения студентов.

Внешний контроль всех уровней, в отличие от кафедрального проводится выборочно (в отдельных учебных группах), только письменно и, как правило, является контролем сохранения знаний.

Скачать оригиналы документовSize
PDF icon Контроль результатів навчання [text, uk, .pdf]454.44 KB
x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій