НТУУ "КПИ" - лидер технического образования в Украине, успешно реализуя модель исследовательского университета и исходя из потребностей рынка труда, считает своей главной задачей обеспечение высокого качества подготовки специалистов на основе глубокой интеграции учебного, научного и инновационного процессов, улучшения контингента студентов, качественного состава преподавательских кадров, внедрения новых методов и технологий обучения, усиления фундаментальной и практической подготовки. Об обеспечении качества образования в КПИ беседуем с первым проректором, академиком НАН Украины Ю. И. Якименком.

- Юрий Иванович, как решаются вопросы качественной подготовки специалистов в НТУУ "КПИ"?

- В нашей работе был и остается ключевым вопросом качество образования, качество подготовки специалистов. Прежде всего, чем же определяется это конечное качество? Мы готовим наших специалистов для рынка труда. Если рассматривать обобщенно, существуют система труда и система образования, а то, что их объединяет, - рамка квалификации. Разработано европейскую рамку квалификации, на сегодняшний день уже почти построено национальную украинскую. Вот именно ее 6-9-й уровни (подготовка (переподготовка) бакалавров, специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук) - это сфера нашей ответственности.

Если взглянуть на университет в целом, то взаимодействие институтов, факультетов и кафедр (основные исполнители здесь преподаватели и студенты) должно соответствовать в первую очередь системе труда, европейской системе обеспечения качества, национальной системе аккредитации и лицензирования и, конечно, учитывать национальный и международный рейтинги, потому что это критерий, по которому определяют место того или иного учебного заведения в системе образования.

- Из чего же состоит качество образования?

- Составляющие качества строятся на основе треугольника знаний "образование - наука - инновации». Качество - это комплексная характеристика, основные показатели которой - абитуриенты и студенты. Ведь без качественных абитуриентов и подготовленных к восприятию знаний студентов мы не можем говорить о качественном образовании. Далее - качество кадрового состава, учебных программ, материально-финансовое обеспечение и независимая оценка знаний, ведь мы должны объективно судить, что же мы все-таки даем нашим студентам. И все это, как я уже говорил, на базе треугольника знаний, который обязательно предполагает инновационную составляющую во всех компонентах учебного процесса.

- Несколько слов, пожалуйста, о выпускниках университета.

- Данные о выпуске 2010 г. свидетельствуют, что в целом ситуация по КПИ не вызывает тревоги. Запросы на наших выпускников в среднем составляют 126%, хотя на разных факультетах ситуация складывается по-разному. К примеру, на ХТФ запросы превысили предложение в два раза, на ПСФ - в 1,73, примерно в полтора раза - на ТЭФ, ИФФ, ФМФ. И в среднем по университету трудоустройство составляет 98%. Ниже этого уровня оказались ИТС (97%), ВПИ (95%), ФСН (89%), ММИФ (84%), то есть выпускники, что не были трудоустроены. Поэтому вопрос о трудоустройстве для таких факультетов и кафедр остается актуальным.

- Имеется ли информация о соответствии наших специалистов ожиданиям работодателей?

- Да, благодаря нашему центру "Социо +", который собирает и обрабатывает отзывы работодателей, у нас есть информация для анализа деятельности наших выпускников. Например, относительно сфер деятельности, в которых они заняты. В основном, это производственная, информационные технологии, образовательная, научная сферы. 44% работодателей склоняются к мысли, что им нужны специалисты широкого профиля, то есть наш курс, в первую очередь, на фундаментальную физико-математическую подготовку и подготовку специалистов широкого профиля соответствует потребностям рынка. По результатам опроса, в целом квалификация наших выпускников (96%) соответствует потребностям рынка. Уровень профессиональной подготовки оценивается большинством работодателей (95%) как высокий. Знание наших выпускников в 94% соответствуют реальному положению производства и бизнеса.

Одно из преимуществ КПИ всегда было в том, что наши воспитанники умели учиться и после окончания университета. Уровень готовности учиться и умение овладевать профессией отметили 97% работодателей. А это очень важно. Специальная профессиональная подготовка выпускников тоже оценивается большинством из них (94%) как высокая, но четверть наших выпускников характеризуется определенными недостатками. И на первом месте стоит отсутствие практической подготовки (46,8%). А также отсутствие навыков работы со служебными документами. Относительно практики, определенные шаги уже сделаны, но они очень непростые. Что касается служебных документов, это отдельный вопрос, который мы изучаем и рассматриваем: где и каким образом можно исправить ситуацию. 23% работодателей считают, что наши выпускники недостаточно владеют иностранным языком, раньше их было более 40%. То есть имеются определенные положительные сдвиги. Относительно уровня владения информационными технологиями и программными продуктами, 96% респондентов считают его высоким, и только 0,3% работодателей - низким. Что очень важно, более 90% опрошенных считают, что именно диплом КПИ свидетельствует о высоком уровне подготовки специалистов. Но только 50% респондентов ответили, что КПИ дает более основательную подготовку, чем другие вузы. И это то, на что нужно обратить внимание. То есть сказать, что НТУУ "КПИ" является безусловным лидером технического образования, мы еще не можем.

- Ежегодно наш университет пополняется несколькими тысячами абитуриентов. Они выбирают ту или иную специальность (кафедру), пользуясь определенными представлениями и ожиданиями. А можно "математически" вычислить привлекательность, например, факультета?

- Наряду с конкурсной ситуацией имеется фактор, который статистически определяет привлекательность тех или иных наших кафедр, факультетов и тому подобное. Существует такой комплексный показатель, как "прием - выпуск". Он включает 5 показателей по выпуску (доля запросов от количества выпускников, доля трудоустроенных от числа выпускников-бюджетников, доля реальных дипломных проектов (ГП), дипломных работ (ДР), доля ГП (ДР), рекомендованных к внедрению, доля дипломов с отличием) и два показателя по приему (конкурс по заявлениям и доля общего приема от приема по госзаказу).

По приему: средний конкурс по поданным заявлениям по университету составил 4,4 (ФЛ - 16,11; ФСН - 11,08; ФММ - 7,97; ВПИ, ФПМ - 6,66; ММИФ - 5,75; ФБТ - 5 , 17; ФИВТ - 4,98). Но есть факультеты, где этот показатель был значительно ниже (РТФ - 2,99; ФЕА - 2,91; ПСФ - 2,46; ММИ - 2,11). Контрактников у нас 612 человек, и с ними ситуация абсолютно неровная от ФИВТ - 132, ФЛ - 104, ВПИ - 86, ФММ - 73, ФСП - 59, ИПСА - 24 до РТФ - 4, ПСФ - 3, ИФФ и ЗФ - по 2, ФМФ - 0. Из них иностранцев всего 37 (ФММ - 7, ФПМ - 6).

Впереди по показателю "прием - выпуск" - ФИВТ, ФПМ, ИПСА, ИФФ, ХТФ, в конце списка - ММИФ, ФБТ, ИЭЭ. Показатель "прием - выпуск" является одним из пяти, которые в конечном итоге и характеризуют качество подготовки специалистов, то есть рейтинг той или иной кафедры.

- Какие задачи стоят на времени перед научно-педагогическим коллективом НТУУ "КПИ"?

- Очень важная тема сейчас - работа с абитуриентами. Ею преимущественно занимается Институт мониторинга и качества образования (ИМЯО) по трем направлениям: через факультет довузовской подготовки, филиал ИМЯО в институтах и на факультетах, центр НТУУ "КПИ" профессиональной ориентации учащейся молодежи "Будущее Украины". Они проводят ряд мероприятий по информированию и пропаганде КПИ среди школьников: дни открытых дверей, выставки-ярмарки, олимпиады, размещение информации в СМИ, контакт с руководителями учебных заведений, сотрудничество с МАН по организационно-координационным, научно-образовательным, информационно-методическим направлениям и т.д. .

С каким же контингентом абитуриентов мы имеем дело в этом году? 28 февраля закончилась регистрация на внешнее независимое оценивание. В целом зарегистрировалось около 190 тыс. школьников, по Киеву - 7 тыс. Можно заметить, что ситуация с тестирования по физике улучшилась: в прошлом году на математику и физику (обязательные для поступления в КПИ предметы) зарегистрировалось 30 тыс., в этом году - около 39 тыс. То есть потенциальных абитуриентов для КПИ не уменьшилось. Потенциально есть с кем работать, есть на кого ориентироваться.

Хочу добавить, что по состоянию на 27 января в системе довузовской подготовки НТУУ "КПИ" учится 1673 человек, из них в ИПСА - 365, на ФИВТ - 361, ФТИ - 212, ВИТИ - 100, ИТС, ФЭЛ - по 85. Как видим, только ИПСА, ФИВТ и ФТИ в какой-то мере решают проблему набора из ФДП. Другие факультеты (институты) - на уровне 2-3%, то есть проблема не решается.

- Много усилий тратится на привлечение перспективных молодых людей в КПИ. А как потом они учатся?

- Да, обязательно надо иметь характеристику, как учатся наши студенты, знания мы им даем. Без преувеличения, наше достижение - это введение системы мониторинга. Кроме ректорского контроля остаточных знаний (по фундаментальным дисциплинам, информационным технологиям, иностранном языке, профессионально-ориентированным и специальным дисциплинам), туда входит коэффициент соответствии с результатами сессии, накопительный индекс, качество дипломных работ, соцопросы рынка труда. На сегодня это наиболее объективный показатель качества подготовки. Комплексный мониторинг - основная составляющая, которая на 50% определяет уровень качества образования. Начали мы его с 2005 г. За эти годы комплексным мониторингом качества подготовки специалистов было охвачено 1200 дисциплин, 140 специальностей, около 55 тыс. студентов. Хочу поблагодарить коллектив Института мониторинга, который выполняет эту работу научно обоснованно и очень профессионально. Она имеет для нас важное значение.

- Можно привести некоторые цифры?

- Вот данные последнего ХІ тура мониторинга осени 2010 г. Высшие строчки занимают ИПСА (специальность "Системный анализ и управление", индекс качества - 90,6), ФТИ (специальность "Информатика", индекс качества - 84), ФММ (специальность "экономическая кибернетика ", индекс качества - 82, 747), ФИВТ (специальность" Информационные управляющие системы и технологии ", индекс качества - 82,126), ФЭЛ (специальность" Микроэлектроника и полупроводниковые приборы ", индекс качества - 80, 889). Среди гуманитарных факультетов лучшие ФЛ (специальность "Перевод (ф)", индекс качества - 83,16), ВПИ (специальность "Издательское дело и редактирование", индекс качества - 82,67; специальность "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство", индекс качества - 77, 92), ФСН (специальность "Правоведение", индекс качества - 72,92), ФЛ (специальность "Перевод (н)", индекс качества - 72,23). В конце таблицы оказался ФЭЛ (специальность "Телекоммуникационные системы и сети", индекс качества - 53,15; специальность "Электронные системы", индекс качества - 51,68; специальность "Электронные приборы и устройства", индекс качества - 51,07; специальность "Техника и электрофизика высоких напряжений", индекс качества - 49,1; специальность "Нетрадиционные источники энергии", индекс качества - 48,1).

Хочу обратить внимание, что мы говорим об управлении качеством и обеспечении качества, а не просто о контроле и фиксации результатов. Если раньше только определяли лучших и слушали отчеты отстающих, то теперь ввели форму анализа, которую довели до факультетов. Поэтому после каждого мониторинга необходимо проводить предметный анализ результатов: рассматривать каждую дисциплину, в которой выявлены пробелы по подготовке, кафедральное методическое обеспечение этой дисциплины, наличие страницы на официальном сайте кафедры, указывать причины, которые привели к низкому результату, показанному студентами.

- Что бы Вы хотели рассказать о подготовке магистров?

- Поскольку мы рассматриваем КПИ как исследовательский университет, то наша главная миссия - подготовка магистров. На сегодня количество магистров, которых мы можем выпустить, определяется уровнем научно-исследовательского потенциала кафедры. Он зависит от рейтинга кафедры по научно-инновационной работе, индекса качества по результатам ректорского контроля, процента трудоустроенных магистров в научных и образовательных учреждениях, объемов финансирования НИР на одного преподавателя, количества аспирантов и докторантов на одного преподавателя, количества защит кандидатских и докторских диссертаций на одного преподавателя, количества научных публикаций на одного преподавателя. Нельзя говорить об исследовательском университете, когда мы анализируем научно-исследовательский потенциал кафедр и видим в перечне 18 кафедр, которые за 3 года не имели никакой защиты кандидатских. По новому закону "О высшем образовании", PhD - третий цикл обучения, поэтому получается, что эти кафедры вообще не могут принимать участие в этом третьем цикле.

Отмечу, что рейтинги кафедр в первой и последней группах отличаются в разы: от 0,75 до 0,17. Кафедра биоинформатики (ФБТ) с 9-го поднялась на первое место, кафедра автоматизации экспериментальных исследований - с 5-го на второе, кафедра биотехники и инженерии (ФБТ) удерживает третью позицию, кафедра информационно-телекоммуникационных сетей (ИТС) - четвертую, кафедра электроснабжения (ИЭЭ) с тринадцатой позиции поднялась на пятую.

Кстати, по своему потенциалу ФМФ, если бы имел соответствующий контингент, мог бы готовить магистров больше, чем бакалавров. Квота магистров всех кафедр математики ФМФ достигает 157 человек, кафедры математических методов системного анализа (ИПСА) - 114 человек, всех кафедр физики ФМФ - 86 человек, атомных электростанций и инженерной теплофизики (ТЭФ) - 65 человек, приборов и систем управления летательными аппаратами (ФАКС ) - 64 человека. Но есть кафедры, которые вообще не могут принимать магистров, потому что их научно-педагогический потенциал не соответствует установленным требованиям.

- Известно, что среди абитуриентов и студентов КПИ пользуется популярностью и авторитетом. А является ли университет привлекательным для преподавателей?

- Финансовое обеспечение сотрудников университета значительно выше, чем обусловлено постановлением КМУ, должностной оклад профессора на начало 2011 г. составлял 6710 грн (по постановлению - 3556 грн), доцента - 5572 грн (против 2897 грн). Средняя учебная нагрузка преподавателей уменьшилось с 788 ч. в 2005 году. до 710 ч. сейчас. Мы постоянно стремимся предоставлять возможность преподавателям иметь приличную зарплату и способствовать их научному росту. Относительно возраста наших преподавателей, имеем самую большую прослойку 56-65-летних, то есть продуктивного творческого возраста. Благодаря выпускникам аспирантуры увеличилось количество 25-35-летних. Хотя мы не ставим самоцелью омоложения коллектива, за последние годы происходит снижение среднего возраста преподавателей, который в настоящее время составляет 51,1 года. Почтенные по возрасту ФАКС (56,8), ФЕА (55,8), ФМФ (55,3), среди молодых - ФММ (46,1), ФЛ (43,4), ФБТ (42,8).

Разработанная в НТУУ "КПИ" система рейтинга научно-педагогических работников позволяет определить вклад каждой кафедры и каждого преподавателя. Статистика по подразделениям достаточно информативна. Самый высокий рейтинг имеет ИПСА, за ним следуют ИХФ, ММИ, ФПМ, ФИВТ и др. Кафедры с максимальным рейтингом учебно-методической работы: автоматизированных систем обработки информации и управления (ФИВТ), вычислительной техники (ФИВТ), автоматизации экспериментальных исследований (ФАКС), электромеханического оборудования энергоемких производств (ИЭЭ), программного обеспечения компьютерных систем (ФПМ). Среди аутсайдеров - кафедра философии (ФСП), математических методов защиты информации (ФТИ), общей и экспериментальной физики (ФМФ), дифференциальных уравнений (ФМФ).

Важной для нас является и научно-исследовательская работа, поскольку определяет, насколько КПИ и каждое учебное подразделение соответствуют статусу исследовательского университета. Среди лидеров здесь ИПСА, ММИ, ИТС, ИХФ, ИФФ. Кафедры с максимальным рейтингом научно-инновационной деятельности: биоинформатики (ФБТ), прикладной физики (ФТИ), медицинской кибернетики и телемедицины (ММИФ), аутсайдеры - кафедра государственного права (ФСП), физического воспитания (ММИФ), английского языка №1 (ФЛ) - те же, где не было защит последние годы. 376 (12,5%) научно-педагогических работников не имеют никаких инновационных достижений, из них 29 профессоров и 129 доцентов. Наша задача - ликвидировать отставание.

- Как преподаватели могут улучшить свое профессиональное мастерство?

- Важная составляющая для нашей работы - повышение квалификации и переподготовка кадров. В составе НТУУ "КПИ" создан Учебно-методический комплекс "Институт последипломного образования" (ИПО), куда входят Украинский институт информационных технологий в образовании (ИИТО), Институт переподготовки и повышения квалификации, Институт предпринимательства CISCO. Законом предусмотрено повышение квалификации каждые лет. Количество слушателей ИПО - сотрудников КПИ увеличилась с 178 в 2007 году до 819 в 2010 году. Количество курсов, которые предлагает ИПО для наших преподавателей, выросла с 6 до 23, курсы не придуманы, а позволяют повысить квалификацию в области информационных технологий, иностранного языка и тому подобное. Важно, что ИИТО разрабатывает ресурсы и для факультетов. Более 7 тыс. студентов обучаются, используя эти ресурсы. ФЛ находится в лидерах.

За последние 5 лет издательство "Политехника" выдало более тысячи наименований печатной продукции (учебники, пособия, периодические издания), является существенным рост количества электронных изданий.

- Как обстоят дела с материально-техническим обеспечением учебного процесса?

- Есть 461 учебных аудиторий, до 877 увеличилось количество учебных лабораторий, до 211 - компьютерных классов. Практически всех 30 тыс. студентов дневного отделения можем одновременно обеспечить учебными помещениями (их всего 1683).

Через систему Уран наш суперкомпьютерный центр используют и внешние, и внутренние пользователи, приглашаем факультеты работать в этом уникальном центре. Создан специальный кластер для научной работы студентов. Почти 6 тыс. заданий выполнено за этот год студентами ФТИ, ФМФ, ИПСА, ФИВТ и др.

Действует автоматизированная система планирования учебного процесса и формирования расписания. На очереди - запуск электронного кампуса, который должен заработать с 1 сентября. С 1 марта заработала система онлайн регистрации абитуриентов. Наша задача сейчас - найти своих абитуриентов, установить с ними контакты, чтобы они стали нашими студентами.

- И в завершение: какие меры по обеспечению качества образования должны быть осуществлены в НТУУ "КПИ"?

- Нужно продолжить совершенствование системы обеспечения качества подготовки специалистов путем внедрения собственной системы лицензирования и аккредитации кафедр университета на основе комплексных показателей качества: мониторинга качества подготовки специалистов, комплексного показателя "прием - выпуск", рейтинга научно-педагогических работников, индекса научного потенциала кафедр и индекса развития инфраструктуры кафедр.

Решающими критериями оценки деятельности кафедр должны стать уровень и конкурентоспособность их в подготовке специалистов по современным требованиям, нужно продолжить работу по установлению связей с работодателями на основе соглашений о сотрудничестве. Будем работать над реализацией плана организационных и презентационных мероприятий институтов и факультетов по приему студентов в 2011 году, дальнейшим развитием программы "Будущее Украины".

Основной должна стать сквозная инновационная составляющая подготовки в программах профессиональной подготовки, курсовых и дипломных проектах, магистерских диссертациях, научной работе студентов и тому подобное. Подготовку магистров должны осуществлять на основе академической модели с глубокой исследовательской составляющей, распространять практику подготовки по интегрированным программам магистр - кандидат наук, один из критериев сквозной системы подготовки - участие студентов в научной работе подразделений и научного парка "Киевская политехника".

Необходимо усилить ответственность научно-педагогических работников за результаты своей учебной и научной деятельности в соответствии с критериями исследовательского университета, усовершенствовать систему поощрения лучших преподавателей за высокое качество работы. Будем продолжать работу по подготовке научно-педагогических кадров, привлекать к педагогической деятельности выпускников аспирантуры и магистров и др.

подготовила Н.Вдовенко