Зеленая пушистая елка - едва ли не самый главный символ новогодних и рождественских праздников. Убранная перед Новым годом в городской квартире, сельском доме или просто на открытом воздухе хвойная красавица кажется нам совершенно естественной и само собой понятной

Приобретение и украшение елки - это своеобразный предновогодний ритуал - мы, как и наши родители, а также бабушки и дедушки, осуществляем с прочно усвоенной с детства привычкой. Кажется, что так было всегда. Но ... это далеко не так.

Украшать дома ветвями растений, что никогда не сбрасывают свое "платье", начали еще до распространения христианства. Обычай ведет свое начало от языческого культа почитания растений. Наши предки считали, что в ветвях живут духи, и, украшая вечнозеленое дерево, пытались их задобрить. Для древних людей ветви хвои символизировали вечную жизнь, ведь солнце особенно благосклонно именно к вечнозеленым растениям.

Традиция украшать елку именно накануне зимних праздников также имеет свое объяснение. В старину люди верили, что именно в дни зимнего солнцестояния открываются небесные врата, и в это мистическое время загаданные желания обязательно сбываются. Кроме того, в этот период существовал обычай сжигания полена. Перед торжественным сожжением старого дерева его украшали зеленью. А какая может быть зелень зимой? Конечно, хвоя. При этом в горящее полено обязательно бросали семена, орехи, яблоки, а иногда и монеты - своеобразное жертвоприношение с просьбой к Богам и Небу одарить в наступающем году хорошим урожаем. Позже мечты о богатом урожае воплотились в традиции наряжать елку фруктами, пряниками, ягодами, орехами.

По преданию, согласно которому обычай ставить в домах ель в один из главных христианских праздников Рождества Христова, возник еще в VII веке и связан он с именем апостола всех немцев - святого Бонифация (672 / 673-754).

Проповедуя в Германии среди язычников и рассказывая им о Рождестве, святой Бонифаций срубил священное для германцев-язычников дерево - дуб Донара (Дуб Тора - бога грома), чтобы показать язычникам, насколько бессильны их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, но ель осталась стоять, в чем Бонифаций увидел своеобразный знак.

Также, по легенде, Бонифаций связал треугольную форму ели с символом святой Троицы (Богом-Отцом, Богом Сыном и Святым Духом) и стал называть ель "деревом Младенца Христа": "Как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, чтобы сообщить радость Рождества Христова".

По другой легенде, ель превратилась в рождественское дерево благодаря основателю немецкого протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546). Как-то, прогуливаясь вечером накануне Рождества по заснеженному лесу, он увидел невероятной красоты молодую ель, над верхушкой которой ярко сияла вечерняя звезда.

Это зрелище так поразило священника, что он принес деревце домой, украсил его горящими свечами, а на верхушке прикрепил деревянную звезду - образ Вифлеемской, второе видение которой указало волхвам путь к новорожденному Христу.

До сих пор продолжаются споры, где и когда впервые документально зафиксировано установление рождественской елки. Наиболее правдоподобным является свидетельство о подобной церемонии накануне 1510 года в Риге, о чем сегодня напоминает установленная к 500-летию этого события на Рыночной площади в Старой Риге скульптура, посвященная первой в мире рождественской елке.

Реже первой рождественской елкой считают ту, что Лютер установил у себя в доме на Рождество, однако он не указал точного года этого события, хотя оно и относится к началу XVI века.

После этого ель в Германии стала неотъемлемой частью рождественских праздников. Этому способствовала и вечнозеленая хвоя как своеобразный символ бессмертной природы. Под деревом стали складывать подарки для детей, а ветви наряжать разнообразной мишурой. Впоследствии на елках появились сладости и фрукты (и прежде всего яблоки как символ плодов с дерева познания Добра и Зла), самодельные игрушки и гирлянды из бус, а также закреплялись и зажигались свечи как символы ангельской чистоты. Позже начали изготавливать и специальные елочные игрушки, а такие знакомые каждому из нас стеклянные шары впервые изготовили в неурожайный на фрукты 1848 год в Германии.

Різдвяна ялинка у Віндзорському замку, 1848 р.Обычай ставить рождественскую елку, возникший в Германии, постепенно стал приживаться и в других европейских странах, однако широкое распространение он получил только в середине XIX века. Так, в Париже елка впервые была установлена в 1840 году по инициативе невестки короля Луи Филиппа I (1773-1850) Елены Мекленбург-Шверинской (1814-1858). А год позже первое рождественское дерево появилось и в Англии: 1841года, когда в резиденции британских монархов - Виндзорском замке - состоялась пышная свадьба королевы Виктории (1819-1901) и Альберта Саксен-Кобург-Готского (1819-1961). Примерно тогда же елка была привезена немецкими эмигрантами и в Америку.

Новогодняя елка на Руси впервые появилась во времена Петра I, который 20 декабря 1699 года после возвращения из Европы издал указ, согласно которому предлагался день "Новолетия" перенести "по примеру всех христианских народов" с 1 сентября на 1 января.

На его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать столицу (тогда еще - Москву) хвоей: "На больших улицах, у нарочитых домов, перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых против образцов, сделанных в Гостином Дворе ".

А "людям убогим" предлагалось "каждому хотя бы по деревцу или ветке на ворота или над храминой своей поставить ... а стоять тому украшению января в первый день".

Вот так и появилась на Руси эта новогодняя традиция, которая длится уже более трех веков.

Интересно, но хвойные деревья или их ветви предлагалось устанавливать не в помещении, а вне его - на улице, воротах, крышах. Таким образом, сначала елка была деталью новогоднего пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.

В то время хвойные красавицы, как это ни странно, продавались в кондитерских, хозяевами которых были выходцы из Швейцарии. Именно этим предприимчивым людям принадлежит идея продавать елки, заранее украшены фонариками, игрушками, а также пряниками, пирожными, конфетами и другими сладостями собственного производства.

Однако стоили такие елки достаточно дорого, и поэтому их покупали только богатые люди. Так продолжалось почти до середины XIX века, когда этот обычай стал доступным и менее богатым слоям населения. Елки стали продаваться на рынках и просто на улицах. Так обычай постепенно пришел в каждый дом.

В первые годы советской власти рождественская ель не слишком приветствовалась, поскольку напоминала о религии - "опиуме для народа". Вместе с новогодней елкой осуждался и Дед Мороз, который вошел в праздничный ритуал незадолго до октябрьских событий 1917 года. Так продолжалось вплоть до 28 декабря 1935 года, когда в газете "Правда" за подписью известного партийного и государственного деятеля Павла Петровича Постышева (1887-1939) не явилась небольшая заметка с предложением о возможном возобновлении подзабытой новогодней традиции, которая начиналась следующими словами:

"В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и тех, кто играл вокруг нее - детей богачей.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики опозорили это детское развлечение как буржуазную затею".

Идея была поддержана руководством государства, после чего зеленая красавица и вышла из подполья. Однако елка представлялась в новом качестве - не как символ праздника Рождества, а прежде всего как праздник юных строителей коммунизма.

Советские утренники-елки отличались публичностью и массовостью с обязательным элементом воспитательной работы. При этом верхушки лесных красавиц стали украшать не традиционной голубой, золотой или белой шести- или семиугольной Вифлеемской, а красной пятиконечной звездой или стеклянной верхушкой ( "копьем").

Сырья для изготовления стеклянных игрушек в то время в стране Советов не хватало, поэтому с этой целью стали использовать любые подходящие для этого средства. Так, во второй половине 1930-х годов в магазины поступали елочные шары грушевидной формы, изготовленные из ламп. При этом лампочку раскрашивали изнутри, ее цокольную часть спиливали и запаивали, а сверху наносили рисунок. Кроме того, елки украшались фигурками трубачей, ракет, стратостатов, дирижаблей, а также серпами и молотами.

В годы Второй мировой войны елочные игрушки в СССР стали производить из штампованной и раскрашенной жести. Также были популярны и изящные елочные украшения из проволоки - корзины с цветами и фруктами, бабки, снежинки.

Украшали лесных красавиц и подручными средствами: звездочками и эмблемами с пилоток, погон и петлиц, реже - наградами, различными фигурками, изготовленными из перевязочного материала - бинтов и марли, а также кусочками ваты, что имитировали снег.

В послевоенные годы появились всевозможные елочные шары, стеклянные и картонные фигурки животных, фруктов и овощей, серебристый "дождик", разноцветные ленты бумажного серпантина, а также электрические гирлянды.

... Несмотря на протесты экологов против массовой сезонной вырубки лесных красавиц, а также засилье искусственных елок, нередко сделанных настолько искусно, что отличить их от настоящих очень трудно, каждый из нас пытается соблюсти незыблемую с детства традицию - до Нового года украсить если и не хвойную красавицу "в полный рост", то хотя бы одну ее ветвь.