You are here

Ко Дню украинской письменности и языка


Image. Нестор Літописець. Картина В.Васнєцова

Этот праздник был установлен указом президента Украины в 1997 году и отмечается каждый год в честь украинского летописца Нестора - последователя творцов славянской письменности Кирилла и Мефодия. В этом году в Украине на государственном уровне будут отмечать 955 лет преподобного Нестора Летописца - первого украинского историка, выдающегося писателя и мыслителя, монаха Киево-Печерской лавры. Соответствующее постановление приняла Верховная Рада Украины.

Исследователи считают, что именно с Нестора Летописца и начинается письменный украинский язык. Это не только государственный, но и церковный праздник. Первое в современном украинском языке произведение, которое отвечает византийским первоисточникам, православные назвали акафистом Богородице Холмской.

Преподобный Нестор Летописец - киевлянин, в семнадцать лет пришел в Киево-Печерскую лавру послушником. Принял его сам основатель монастыря преподобный Феодосий. Молитвой и послушанием юный подвижник вскоре превзошел величайших старцев. При пострижении в монахи Нестор был удостоен сана иеродиакона. Книжное дело стало смыслом его жизни.

Самым значительным трудом Нестора Летописца является "Повесть временных лет" - летописный свод, составленный в Киеве в начале XII века. Это первая в Киевской Руси памятка, в которой история державы показана на широком фоне мировых событий. Преподобный Нестор довел рассказ из летописных сводов конца XI века до 1113 года. Все последующие летописцы лишь переписывали отрывки из трудов преподобного Нестора, подражая ему. Но превзойти так и не смогли. "Повесть временных лет" была и остается выдающейся памяткой славянской культуры. Поэтому преподобного Нестора Летописца можно по праву считать отцом не только отечественной истории, но и словесности.

Характеризуя большой труд Нестора Летописца, нельзя обойти вниманием и два его произведения, которые были написаны до появления "Повести временных лет", - "Чтения в житии и погублении Бориса и Глеба», написанное между 1081-1088 гг., и "Житие преподобного Феодосия, игумена Печерского монастыря. списанной Нестором, монахом того же монастыря " (ок. +1091). Главной идеей Несторового жития святых мучеников Бориса и Глеба является то, что они приняли мученическую смерть ради братолюбия, предпочли смерть, а это значит, что и современные ему князья, утонувшие в междоусобицах, должны были придерживаться христианского правила братолюбия, которое является главным залогом сохранения единства Руси. Что же касается другого жития - преподобного Феодосия, то исследователи отмечают, что как агиографическое произведение оно вызывает в наши дни чувство глубокого недоумения и есть "искусством автора, с которым он сшивает этот ковер пестрых и отрывочных эпизодов жизни Феодосия в связанное и живое произведение , в котором одинаково соблюдены внутренние хронология и большая точность ".

На протяжении нескольких веков украинский народ приучали к мысли о якобы "вторичности" украинского языка, тщательно скрывая от украинцев огромный массив украинской же письменности, истории и культуры, которая уходит в глубокую древность и насчитывает многие тысячелетия. За научными исследованиями лингвистов, язык украинской народности начал формироваться еще в VI-IX веках.

Одним из первых определил основные этапы в развитии литературного языка Украины Юрий Шевелев. Он выделял периоды истории языка не учитывая историю общественных формаций. Его хронология основана только на фактах внешних, характер письменных фиксаций, с учетом последствий общественных событий и факторов, значимых в истории украинского народа:

- VI, VII - XI в. - Протоукраинский язык (до начала письменного периода);

- Середина ХIV - XIV в. - Староукраинский язык;

- ХV - середина XVI в. - Ранний среднеукраинский язык (от 1385 года, когда Литва и Польша стали одним государством, до 1574 года, когда был напечатан во Львове Апостол Ивана Федорова);

- Середина XVI в. - половина XVIII века. - Среднеукраинский язык (от Люблинской унии 1569 года - соглашение об объединении Польши и Великого княжества литовского в единое государство - Речь Посполитую);

- XVIII в. - Поздний среднеукраинский язык (от Полтавской битвы 1709 года до издания Энеиды Котляревского 1798 года);

- Конец XVIII в. - Современный украинский язык.

Интенсивное формирование нового украинского языка исследователи связывают со второй половиной XVIII - XIX веками. И в этом процессе далеко не последнее место принадлежит писательству преподобного Нестора Летописца.

А.Ф.Нечипоренко, Л.М.Сидоренко, преподаватели кафедры украинского языка, литературы и культуры ФЛ

Нестор Летописец. картина В.Васнецова

x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій