Не следует быть чужаком в истории Родины.
Г. Пичем
Не всем, наверное, известно, что геометрический центр Европы зафиксировано на территории Западной Украины, в городе Рахов, еще в XIX веке во времена АвстроУгорщины, и на том месте установлен памятный знак. И это - глубоко символично. Ведь наше государство всегда было, есть и будет в Европе! Именно под таким лозунгом - "Центр Европы" - проходила презентация выставки живописи художника Бориса Маркова (псевдоним Бориса Анатольевича Нищеты), выпускника Киевского политехнического института, члена Киевского союза художников книги и артасоциации "Золотая палитра", которая состоялась весной этого года в музее Михаила Грушевского .
На полотнах Бориса Маркова средневековая Украина предстает в своем историческом наряде. Романтические пейзажи на фоне старинных замков и дворцов, уютные улицы провинциальных городов как бы приглашают нас к себе. Кисть мастера касается глубин ауры каждого города, воспроизводит его дух (genius loci, как говорили древние), видимо потому, что он тонко чувствует старинную архитектуру как симфонию в камне, ее сложное взаимодействие с окружающей средой. Любовь к родной земле, ее истории и культурному наследию - ведущая черта творчества Бориса Маркова, его интеллектуальных поисков в сфере искусства на протяжении всей жизни. Экспозиция произведений художника подарит поклонникам живописи немало приятных мгновений.
В зеркале прошлого
На протяжении веков различные зайды всяческим образом стремились унизить наш украинский народ, который происходил из протословьян, причастных к трипольской цивилизации, которой должна быть благодарна современная Европа своей культурой. По мнению Бориса Маркова, влияние трипольской цивилизации, которая была интегральной частью старой Европы, на долю европейской и даже евразийской цивилизации является неоспоримым. Духовные сакральные достояния нашего народа оказали народам Евразии больших познаний с философии бытия, отраженных позже в культуре Древнего Востока, в частности Китая.
Как и Лев Гумилев, художник Борис Марков "стремится принести пользу прекрасной Даме Истории, без которой не может существовать ни один народ, и ее родной сестре географии". (Кстати, с Львом Гумилевым Борис Марков познакомился 1988 года в Ленинграде.) Итак, свои полотна художник адресует тем, кто не равнодушен к истории Родины, кому интересны философские размышления художника о культурном наследии Украины и ее судьбы. И доказательством тому является экспозиция произведений художника, на которой представлена целая галерея исторических памятников украинского прошлого: замок Любарта в Луцке и Олеский замок под Львовом, панорамы Бучача, Бережан и Каменец-Подольского и много других старинных, но вечно молодых городов Украины, отраженных с любовью Борисом Марковым.
Не забыл художник и о скромной церкве святого Николая в городке Скала Подольская, где венчался Михаил Грушевский с Марией Вояковской 14 мая 1896 г.. На фоне панорамы Бучача изображен Николай Потоцкий, староста Каневский, выдающийся исторический деятель Украины. Красоту архитектурных сооружений ярко оттеняет городской пейзаж, иногда с большой долей юмора. Вот так, на переднем плане Бердычева мы видим Оноре де Бальзака на прогулке вместе с госпожой Ганской. Автор этих живописных сюжетов имеет свойство подмечать несколько незаметные, но очень специфические для каждого города черты. Это можно увидеть и на панораме города Черткова с характерной для него живописной конфигурацией крыш и сдеформованным вдаль пространством.
Особое место в творчестве киевлянина Бориса Маркова занимает родной город, которому он посвятил немало своих живописных произведений и которому постоянно исповедуется в своей любви. Уютные уголки исторического центра Киева - традиционная тема его живописи. Золотые Ворота осенью и Владимирская улица вечером, Выдубицкий монастырь весной всегда способны растрогать сердце каждого, и не только киевлянина ...
Творческий путь художника
Творческий путь Бориса Анатольевича начинался еще в Киевском политехническом институте, который окончил 40 лет назад. А потом - напряженная работа в течение 17 лет в суровых условиях Крайнего Севера, в городе Надым, который расположен неподалеку Северного Ледовитого океана, где он впоследствии возглавил лабораторию дефектоскопии газопровода Помары-Уренгой.
Удивительная природа Крайнего Севера, магия белых ночей поразили воображение молодого художника, придали ему творческого вдохновения, способствовали его художественному становлению. Именно тогда, во время "горбачевской перестройки" началась его творческая деятельность. Чрезвычайная работоспособность помогла художнику выйти на высокий профессиональный уровень, стать настоящим мастером живописи. В Надыме Борис Марков создал и возглавил Творческое объединение художников при городском выставочном центре; стал участвовать во многих выставках - в Тюмени, Свердловске, Ленинграде.
На открытии выставки теплые слова благодарности выдающемуся мастеру выразили председатель правления артасоциации "Золотая палитра" Александр Краснопевцев и директор Музея Михаила Грушевского Светлана Панькова, которая приняла самое активное участие в подготовке экспозиции картин Бориса Маркова.
Искусство Бориса Маркова захватывает людей разных поколений. О том и свидетельствуют работы мастера, которые хранятся в частных коллекциях Украины и России, Канады и Соединенных Штатов Америки, Японии, Аргентины и Австралии. Но имя его до сих пор не "растиражировано" в нашей стране. Но, видимо, так должно быть. Ведь неординарная личность - всегда элитарная, как и настоящее искусство ...
Владимир Скринченко