На протяжении всех лет Великой Отечественной войны происходило невиданное соревнования силы ума и талантов ученых и конструкторов - создателей вооружения воюющих сторон. Германия трижды меняла конструкции своих танков. Начальник Генерального штаба, первый заместитель министра обороны, Маршал Советского Союза Матвей Захаров отечественные разработки танков охарактеризовал так: "Танк Т-34 явился результатом упорного труда талантливой группы конструкторов во главе с М.И. Кошкиными, КВ - конструкторской группы во главе с Ж. Я. Котиным. Немецкая техническая мысль не только не сумела создать ничего подобного советским танкам: ей оказалось не по силам воспроизвести хотя бы приближенную их копию ".
Жозеф Яковлевич Котин - Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинских (государственных) премий СССР, генерал-полковник-инженер, доктор технических наук, отмечен рядом государственных наград Советского Союза за выдающиеся конструкторские разработки военной и гражданской техники.
Жозеф Котин родился 26 февраля 1908 года в Украине, в городе Павлограде Днепропетровской области в семье рабочего. Его назвали именем дедушки мамы, Софии Станиславовны, который был по происхождению из поляков и давно поселился на берегу реки Волчьей на окраине Павлограда. Отец будущего конструктора, Яков Антонович, обслуживал паровые мельницы. Именно благодаря отцовской работе Жозеф впервые познакомился с техникой и ее возможностями. Заработок дал отцу возможность обучать всех пятерых детей. Бурные двадцатые годы в истории страны повлияли на судьбу каждой отдельной семьи. Война, голод, безработица ... В поисках лучших условий для жизни семья Котиных переезжает в Харьков, где 1923 года Жозеф устроился подручным слесаря на заводе "Труд". Здесь впервые воплотился технический талант Котина в совершенствовании тисков, на которые он получил патент. В 1927 году окончил рабочий факультет. По желанию родителей Жозеф поступил в медицинский институт, однако его увлечением была техника, и он перевелся на механический факультет Харьковского технологического института.
Становление творческой личности
Еще в годы гражданской войны Харьков стал центром восстановления танков, которые оказались в стране в качестве трофеев. Символом профессионального труда харьковчан, которые возвращали танки к действию и передавали их в Красную Армию, стал построенный в 1921 году в Харькове танк-памятник. Поэтому, возможно, осматривая этот танк-памятник, Жозеф еще в двадцатые годы задумал сконструировать свою боевую машину.
Овладение науками студенту Котину давалось легко, и его как отличника в августе 1929 года отправили для продолжения учебы в Ленинград, в военно-техническую академию имени Ф.Э. Дзержинского.
Начало 30-х годов - это время, когда в Советском Союзе всерьез занялись перевооружением армии. Модернизировались старые образцы техники и вооружения, молодые инженеры перенимали опыт немногих оставшихся специалистов, пробовали себя в совершенствовании зарубежной техники, приобретая бесценный опыт.
Жозеф Котин так вспоминал об обучении в академии: "В академии был богатый танковый парк зарубежных машин разнообразных типов и назначения. Надо сказать, что отражали они не только уровень конструкторской мысли и технологии производства различных стран, но и самые противоречивые военные концепции". Поэтому академия стала научным центром по разработке, проектированию и производству бронетанковой техники.
Учась в академии, будущий конструктор с восторгом слушал лекции по истории танков и другой бронетанковой техники, творчески обрабатывал учебный материал. Его конспекты лекций еще долго служили ему в качестве справочных при выработке и защите будущих собственных идей и новых технических решений.
Дипломный проект Жозеф Котин защищал дважды. Впервые - как и положено, а второй - перед начальником вооружений Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) М.М. Тухачевским. Михаила Николаевича как одного из идеологов перевооружение армии, ее моторизации заинтересовали лучшие работы выпускников академии. После защиты дипломного проекта, посвященного разработке колесно-гусеничного танка на базе грузового автомобиля АМО-3, Котина оставили в академии военным инженером-конструктором научно-исследовательского сектора. По собственной инициативе Котин начал совершенствовать различные узлы и агрегаты военных машин. Разработал пулеметную установку на базе мотоцикла. Позже он создал и возглавил проектно-конструкторский отдел. Сотрудники отдела привлекались к различным, в том числе экспериментальным, работам, участвовали в доработке тяжелого пятибашенного танка Т-35, занимались проблемой десантирования танков Т-37, что плавают. На этих работах проявился организаторский талант Котина, и его назначили начальником конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА. Об этом периоде деятельности позднее вспоминал генерал-лейтенант Владимир Кашуба: "Помнится, на первых порах его работы в качестве начальника конструкторского отдела академии он задумал организовать экспериментальную макетно-модельную мастерскую. Ему было в этом отказано. Он настаивал и снова получил отказ, и только на десятый раз его просьбу удовлетворили. Нам, его товарищам, казалось даже, что, встречая препятствия, он становился втрое упорнее ".
Главный конструктор танков
В мае 1937 года молодого инженера назначено главным конструктором СКБ-2 Кировского завода. Это назначение было не только признанием организаторского и инженерного таланта, а в те годы еще и сложным испытанием, ведь предыдущего главного конструктора и директора завода арестовали. Задача для заводчан и конструкторов была нелегкой: необходимо разработать танк с усиленной броневой защитой, как в те времена говорили - "толстобронный". Первой работой Котина стало совершенствование танка Т-28, что изготавливался на предприятии. Внесенные в конструкцию изменения позволили улучшить технологию производства и повысить надежность танка.
С 1938 года в СКБ-2 по заказу военных приступили к разработке нового многобашенного танка прорыва СМК (Сергей Миронович Киров). Работа была сложной не только с инженерной точки зрения. В то время господствовала концепция танков прорыва как многобашенных машин с высокой огневой мощью, внимание же маневру таких машин не уделялось. Однако ряд конструкторов уже высказывали идею о создании однобашенного танка с мощным бронированием. Об этом шла речь на совместном заседании Комитета обороны и Политбюро ЦК ВКП (б). На этом заседании Ж. Котин доложил об основных тактико-технологических характеристиках будущей машины, не скрывая своих сомнений в целесообразности создания трехбашенного танка. После обсуждения проекта, как вспоминал сам Ж. Котин, Сталин подошел к деревянному макету танка СМК и спросил: "Товарищ Котин, зачем на танке три башни? - Это заказ автобронетанкового управления. Мощное вооружение: одна пушка 76 мм и две по 45 мм - ответил главный конструктор. Сталин подошел к макету, снял с него заднюю башню с 45 мм пушкой и спросил главного конструктора. - Сколько я снял? - Три тонны - ответил Котин. - усилить за их счет броневую защиту - сказал Сталин. - Надо ориентироваться на утолщение брони и усиление защиты экипажа ".
Так была решена проблема, которая беспокоила кировцев. Но никто не отменял предыдущего задания правительства. Поэтому конструкторы вынуждены были разрабатывать две машины: многобашенный СМК и однобашенный КВ (Клим Ворошилов). К разработке последнего приступили в феврале 1939 года, и уже в августе были изготовлены первые образцы танков. В этой работе Котин показал свой большой политический талант. Название танка - Сергей Миронович Киров - было не случайным. В 1934 году завод "Красный Путиловец" был переименован в "Кировский", а этот танк был первой разработкой конструкторов завода. Клим Ворошилов подтверждает лишь то, что Котин хотел угодить маршалу. В истории известны подобные случаи - танк Черчилль и т.п. В случае провала танка с таким названием главный конструктор сильно рисковал ... После проведенных испытаний тяжелый танк КВ 19 декабря 1939 г. был принят на вооружение РККА. Началось его серийное производство. Экспериментальные образцы СМК и КВ было решено испытать на прорыве линии Маннергейма в ходе советско-финской войны. Бои раскрыли лучшие качества танка КВ рядом с незадействованным потенциалом. Защита танка оказалась надежной, а вооружение - недостаточным для уничтожения укреплений. Поэтому в начале 1940 года разработан проект установки 152-миллиметровой гаубицы М-10 в башне увеличенного размера - танк КВ-2. Четыре образца машин испытано в заключительных боях войны. В течении 1940-1941 годов в СКБ разрабатывались различные модификации танков КВ, а также проводились работы по улучшению технологии изготовления танков, в том числе отрабатывалось изготовление литых башен. Всего в предвоенные годы формируется конструкторский талант Котина, его стиль администратора и организатора. Полевые испытания техники дают Котину незаменимый опыт. Главный конструктор танков Леонид Карцев позже вспоминал, сравнивая двух выдающихся конструкторов танков: "Морозова я никогда не видел в военной форме, а Котина - в гражданской. Морозов на моей памяти ни разу не был на полигонных и войсковых испытаниях опытных образцов, Котин - всегда. он много заботился о быте конструкторов, но и много от них требовал ".
Когда началась Великая Отечественная война, был создан наркомат танковой промышленности. Заместителем наркома этого ведомства назначено Ж.Я. Котина. Необходимо было наладить массовое производство танков, ведь с первых дней войны фронт требовал их в очень большом количестве. Кировский завод круглосуточно продолжал выпуск танков, которые шли в бой непосредственно из цехов завода. В частности, если в течении первого полугодия 1941 г. Кировский завод выпустил 393 танка КВ, то за три первые военные месяцы из цехов завода вышло 492 танка. В сентябре 1941 года за выдающиеся заслуги в организации серийного производства танков Ж.Я. Котин вместе с директором завода И.М. Зальцманом стали первыми среди танкостроителей Героями Социалистического Труда.
Осенью этого же года Кировский завод был эвакуирован на Урал, где в глубоком тылу был создан производственный танкостроительный гигант, получивший рабочее название Танкоград, а официальное - Челябинский Кировский завод (ЧКЗ). Налаживанием выпуска танков на Урале в ранге главного конструктора наркомата и заместителя наркома танковой промышленности занимался Жозеф Яковлевич Котин. Танкоградом решались проблемы увеличения выпуска тяжелых танков типа КВ, также принимались меры по упрощению конструкции и повышению технологичности танков и их функциональных возможностей. Уже в 1942 году были изготовлены новые образцы танков с установкой нескольких орудий (КВ-7), огнеметов (КВ-8), гаубиц калибра 122 мм (КВ-9). В конце 1942 года начато проектирование перспективного тяжелого танка ИС (Иосиф Сталин). Были спроектированы и освоены в производстве самоходные установки (СУ) с гаубицами 122 мм, а затем 152-миллиметровой мощной пушкой. СУ-152 стала оружием, которое уничтожало немецкие танки "Тигр", "Пантера" и САУ "Фердинанд", что способствовало успеху известных танковых боев на Курской дуге в 1943 году. Создатели этого мощного отечественного оружия были отмечены в 1943 году Сталинской премией.
В течении 1943-1944 годов под руководством Ж. Котина разработаны и освоены в производстве тяжелые танки типа КВ-ИС и ИС. Танк ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т стал самым мощным танком Второй мировой войны.
Ко времени победного окончания Великой Отечественной войны на счету конструкторского коллектива, руководимого Жозефом Яковлевичем Котиным, значилось более 50 созданных боевых машин. 13 типов тяжелых танков и артсамоход, разработанных в годы войны, были освоены в производстве. Есть заслуга Ж. Котина и в том, что в течении войны на ЧКЗ изготовлено более 18 000 танков и САУ.
26 января 1946 г. конструкторам, в том числе Котину, за разработку нового образца тяжелого танка присуждена Сталинская премия. В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой ряда танков и САУ.
Ж. Котин всегда был сторонником новых решений в танкостроении. Пытался наполнить конструкцию танка новыми узлами, системами. Этот подход часто провоцировал обвинения в ненадежности машин или узлов, однако чаще всего эти недостатки снимались доработкой технологии производства и более глубоким знакомством пользователей с машинами. Жозеф Яковлевич имел важный дар - умение найти и заставить работать над решением задачи рядового конструктора. В своей работе он часто посещал производственные цеха, где слушал советы рядовых рабочих или инженеров, и, видя в них рациональное зерно, волевым решением воплощал идеи. Стремление к созданию нового проходит красной нитью через всю жизнь конструктора. В свое время это было введение планетарного механизма, пучковых торсионов и т.п. А в последние годы деятельности Котина как конструктора - концепция установки на танк газотурбинного двигателя как силовой установки.
Создатель мирной техники
В Советском Союзе существовал порядок, при котором оборонные предприятия должны были выпускать также и изделия гражданского назначения. Поэтому логично, что уже после победного окончания Великой Отечественной войны коллектив Кировского завода, его главный конструктор Ж.Я. Котин получили в 1947 году приказ министра транспортного машиностроения В.А. Малышева изготовить рабочий проект и опытные образцы трелевочного трактора, крайне необходимого для лесной промышленности, которая должна была обеспечить лесоматериалами восстановительные работы послевоенного хозяйства страны. Трелевщик было создано менее чем через год после получения задачи. Можно было только удивляться, как Жозефу Котину, военном специалисту удалось глубоко постичь чисто мирное дело, понять специфику машинной обработки леса и сформулировать технические требования к машине, новой даже для самых лесозаготовителей. За это трудовой подвиг 2 июня 1948 г. Жозефа Котина было в четвертый раз награждено Государственной премией.
В 1957 году кировцы получили новый заказ - изготовить партию вездеходов для советской антарктической экспедиции. Инициировали этот заказ известные исследователи Арктики во главе с Михаилом Сомовым, который в разговоре с Ж.Я. Котиным, рассказав о перспективах, открывающихся перед исследователями далекого континента, захватил главного конструктора идеей создания подвижной вездеходной лаборатории для полярников. Для такой техники был нужен металл, способный выдерживать очень низкие температуры, ходовая часть вездехода должна была обеспечивать беспрепятственное движение как по снегу, так и по льду. Антарктический вездеход что получил название "Пингвин", был создан в рекордно короткие сроки и сверх обычных плановых заданий, успешно прошел заводские и полигонные испытания. Семь вездеходов были доставлены в Антарктиду дизель-электроходом "Обь". Они пришли своим ходом до полюса недоступности на три дня раньше своих американских коллег.
В августе 1961 года Кировский завод получил очередное задание - создать новый мощный трактор - универсальный тягач, на котором можно было бы и грузы перевозить, и пахать, и сеять. Группой конструкторов завода было предложено ряд новых технических решений, эскизный проект разработки было принято в ноябре 1961 г., технический проект - в январе 1962 года. В июле того же года новый степной богатырь - трактор "Кировец" - совершил свой первый пробег. И все это за срок менее одного года. Первый серийный трактор "Кировец" (К-700) сошел с главного конвейера завода 14 сентября 1964 г. Этот трактор стал самым мощным в СССР колесным трактором общего назначения. За высокие конструктивные и эксплуатационные качества трактору К-700 присудили золотую медаль на выставке сельскохозяйственных машин в Германской Демократической Республике, а главный конструктор кировского завода Ж.Я. Котин был награжден третьим орденом Трудового Красного Знамени. Трактор К-700 пережил несколько модернизаций, усовершенствований, обновление внешнего вида и сегодня является трендом Кировского завода в Санкт-Петербурге.
Разработки для транспортировки ракетно-ядерной техники
В 1953 году в Советском Союзе было создано новое Министерство среднего машиностроения, которое возглавил Вячеслав Малышев, бывший нарком танковой промышленности, министр тяжелого машиностроения. Общие дела В. Малышева и Ж. Котина, их дружба в предыдущие годы были основой такого обращения: "Жозеф, всю жизнь ты занимался танками, но эпоха танков миновала, оборона страны легла на плечи атомщиков и ракетчиков. Почему ты такой упрямый, почему не хочешь заняться новым делом? "
И Жозеф Котин принял эти предложения, тем более что имел прекрасные личные отношения с такими легендарными творцами ракетно-космической отрасли, как Сергей Королев и Михаил Янгель. Очень засекреченный основоположник практической космонавтики С.П. Королев специально приехал 10 марта 1958 г. в Ленинград к Жозефу Котину поздравить его с 50-летним юбилеем. "Наш первый спутник выведен в космос ракетой Р-7, к которой Вы, Жозеф Яковлевич, имеете непосредственное отношение. Работая в составе комиссии, которая проводила научную экспертизу эскизного проекта ракеты Р-7, Вы были одним из первых, кто дал "добро" нашей разработке", - сказал С.П. Королев. Под научным руководством С.П. Королева, с участием Кировского завода были разработаны первые в стране подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением. На базе исследовательских танков конструкции Ж. Котина создавались самоходные установки и агрегаты для ракет различного назначения - стратегического, оперативно-тактического и тактического.
Позже было сотрудничество с Михаилом Кузьмичем Янгелем. Один из сотрудников КБ М.К. Янгеля, заслуженный изобретатель Украины Владимир Федоров вспоминает: "Мы приехали на Кировский завод, чтоб согласовать документацию на транспортную тележку под "лунную ракету" Янгеля. Встретились с главным конструктором Кировского завода Жозефом Котиным. Документацию согласовали быстро, а Котин говорит: - Ну, что это за работа для нашего КБ - тележку делать? Вот если бы у вас была ракета тонн на тридцать, мы бы сделали подвижную ракетную установку. - я сказал, что такая ракета у нас есть. - Передайте Михаилу Кузьмичу, что я хотел бы работать с ним над этой темой ".
Совместным трудом коллективов, возглавляемых М. Янгелем и Ж. Котиным, был создан первый в мире движущийся ракетный комплекс РТ-20П с межконтинентальной ракетой 8К99. Символично, что этот комплекс собирали в Павлограде - родном городе Жозефа Котина. Этот грунтовый ракетный комплекс в 1967 году было показано на военном параде в Москве. Уникальная самоходка Ж. Котина этого комплекса была последней разработкой главного конструктора Кировского завода. 1968 года генерал-полковника инженерно-технической службы Ж. Котина было назначено заместителем министра оборонной промышленности СССР.
Почтение памяти
В городе на Неве, в котором прошла большая часть жизни Ж. Котина, с большим уважением хранят память о выдающемся конструкторе. В Кировском районе одну из новых улиц названо его именем. Имя Ж.Я. Котина носит машиностроительный техникум. На территории производственного объединения "Кировский завод" открыт памятник главному конструктору. На пьедестале, напоминающем форму танковой башни, изображены два знаменитые котинские танки - KB и ИС. Бронзовыми буквами сияют слова: Герою Социалистического Труда главному конструктору Жозефу Яковлевичу Котину в ознаменование трудовых подвигов по созданию бронетанковой техники в годы Великой Отечественной войны.
В Челябинске на доме, где жил конструктор, установлена мемориальная доска его имени, а также одна из улиц носит имя Ж. Котина.
Память о выдающемся конструкторе бережно хранят его земляки-павлоградцы. Материалы о жизни и деятельности Ж.Я. Котина широко представлены в музее города Павлограда, в залах боевой славы местных школ. В 1986 г. альпинисты Днепропетровска совершили восхождение на безымянный пик в районе Туркестанского хребта Тянь-Шаня и назвали покоренную ими вершину, имеющую высоту 4820 метров, "Пик Котина". В 1987 году в Павлограде в память о выдающемся конструкторе на пьедестале установлен один из его тяжелых танков - ИС-3.