Валентин Петрович Глушко родился в Одессе 2 сентября 1908 года. В 1919-1924 гг. учился в профтехшколе. Одновременно в 1920-1922 гг. учился в консерватории игре на скрипке. Весной 1921 г. Валентин прочитал книги Жюля Верна "Из пушки на Луну" и "Вокруг Луны", после чего решил посвятить свою жизнь осуществлению таких полетов. Начал из астрономических наблюдений, был руководителем кружка молодых исследователей мира. Зимой 1922 г. нашел в Одесской публичной библиотеке книгу К.Э.Циолковского, стал изучать его труды. Осенью 1923 года написал Константину Эдуардовичу письмо и получил письменный ответ с несколькими работами Циолковского. Так началась их переписка, которая длилось несколько лет. В 1924 г. юный Валентин Глушко написал книгу "Проблема эксплуатации планет", которую не смог выдать, а позже опубликовал в газетах и журналах несколько научно-популярных статей, посвященных космическим полетам, в частности, "Завоевание Землей Луны" (1924 г.), "Станция вне Земли" (1926 г.).
После окончания школы В.П. Глушко в 1925 г. уехал на учебу в Ленинградский государственный университет, но не успел сдать вступительные экзамены и первый курс прошел как свободный слушатель. В 1926 г. был зачислен на второй курс физического отделения физико-математического факультета ЛГУ. Одновременно с учебой работал сначала рабочим, а впоследствии - геодезистом.
Темой диплома В.П. Глушко выбрал проект межпланетного корабля "Гелиоракетоплан" с электрическим ракетным двигателем (ЭРД). В апреле 1929 г. часть этой работы, посвященную электрическому ракетному двигателю, В.П.Глушко сдал в Комитет по делам изобретений. Его идеями заинтересовались военные, и в мае 1929 г., после окончания ЛГУ, В.П.Глушко стал работать в Газодинамической лаборатории (ГДЛ). Он изготовил опытные образцы ЭРД, доказал их работоспособность, и ... стал разрабатывать жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). Из-за малой мощности ЭРД можно применять в космических аппаратах, что уже выведены на орбиту. Впервые такие двигатели были использованы в 1964 г. для ориентации космического корабля "Восход" и коррекции орбиты станции "Зонд-2".
В ГДЛ В.П.Глушко создал первый отечественный ЖРД ОРМ-1, что имел тягу 20 кгс, а затем ряд других двигателей серии ОРМ, где применялась пара: азотная кислота - керосин. Экспериментировал он и с другими веществами.
С 1934 г. В.П.Глушко стал работать в Москве - в Ракетном НИИ, созданном путем объединения ГДЛ и московской Группы изучения реактивного движения. Здесь, в частности, он разработал ЖРД ОРМ-65 для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С.П. Королева.
В 1938 г. были арестованы руководители РНИИ, а впоследствии В.П. Глушко и Королев. Через год В.П. Глушко стал главным конструктором закрытого ОКБ-16 НКВД (так называемой "шараги"), где разрабатывал ракетные ускорители для самолетов. В июле 1944 г. 35 заключенных из ОКБ-16 (в том числе - В.П. Глушко и С.П. Королев) было освобождено, и они получили задание создавать боевые ракеты.
В 1945 г. В.П.Глушко, как и Королев, в группе советских специалистов изучал в Германии уцелевшие немецкие ракеты Фау-2 и оборудования для их производства. Воссозданная ОКБ С.П.Королева ракета взлетела 18 октября 1947 г. с полигона Капустин Яр. А в следующем году взлетела баллистическая ракета Р-1 С.П.Королева с двигателем В.П. Глушка РД-100.
Затем были двигатели РД-101 (для Р-2) и РД-103М (для Р-5 и Р-5М). В 1957 г. начались испытания двигателей РД-107 и РД-108 и ракеты Р-7, которая стала основой многих космических ракет-носителей. Постоянно совершенствуясь, они до сих пор надежно выводят на орбиты космические корабли. Для боевых ракет, которым надо было взлетать немедленно, КБ В.П. Глушка в 1957 г. разработало двигатели, где применялись компоненты с высокой температурой кипения.
В октябре 1953 г. В. П. Глушко был избран член-корреспондентом АН СССР, 26 октября 1957 г. решением ВАК СССР ему присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации, а в 1958 г. он был избран действительным членом Академии наук СССР. В.П. Глушко возглавлял Научный совет по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР, был главным редактором энциклопедии "Космонавтика", ответственным редактором справочника "Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания", читал лекции в МВТУ. За выдающиеся достижения В.П. Глушко был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями.
22 мая 1974 г. В.П. Глушко был назначен директором и генеральным конструктором НПО "Энергия" (объединившего ОКБ С.П. Королева, ОКБ В.П. Глушка и некоторые другие предприятия). Под его непосредственным руководством велась разработка орбитальной станции "Мир", совершенствовались космические корабли "Союз", орбитальные станции "Салют". Вершиной творчества В.П. Глушка - инженера стало создание ракеты-носителя "Энергия" с самыми мощными в мире ракетными двигателями РД-170 и многоразового космического корабля "Буран".
В.П.Глушко не оставлял работу до последних дней своей жизни и умер 10 января 1989 г. - через два месяца после успешного полета "Бурана". Именем Валентина Глушка названа малая планета № 6 357 и кратер на Луне, Федерация космонавтики России учредила Золотую медаль имени В.П. Глушка.
М.Г.Николенко, ведущий научный сотрудник ГПМ, к.т.н.