"Иван Дронг для тракторной отрасли - как Сергей Королев для космонавтики". Конечно, указанные отрасли существенно отличаются своим содержанием, научными и технологическими аспектами. Но именно такое сравнение в 2011 году высказал Николай Слюньков - выдающийся организатор тракторостроения, который 23 года проработал на Минском тракторном заводе, в том числе 7 лет - генеральным директором. Поистине "большое видится на расстоянии". Поэтому указанная характеристика, прозвучавшая через 48 лет после того, как Иван Дронг ушел с должности главного конструктора завода, имеет хорошую основу для восприятия как объективная оценка огромного вклада нашего соотечественника в становление и развитие тракторостроения в Советском Союзе.
Один из славной плеяды выпускников КПИ 1931 года
Уроженец села Сальково на Винниччине, Иван Дронг высшее техническое образование получил в КПИ. Как вспоминает его сын, Владислав Иванович Дронг: "Отец не раз говорил, что КПИ подготовил его как специалиста. К Украине он всегда относился как к Родине".
Кстати, выпуск инженеров Киевской политехники 1931 г. выделяется целой плеядой выдающихся конструкторов. Кроме Ивана Дронга, конструктора тракторной техники, главного конструктора Минского тракторного завода, основателя конструкторской школы, нельзя не вспомнить таких личностей: Лев Вениаминович Люльев - выдающийся конструктор артиллерийского и зенитно-ракетного оружия, разработки которого были уникальными и не имели аналогов в мире; Архип Михайлович Люлька - выдающийся конструктор турбореактивных двигателей; Александр Борисович Байбаков - выдающийся инженер-кораблестроитель, главный конструктор Киевского завода "Ленинская кузница"; Моисей Абрамович Шкуд - выдающийся строитель средств и систем радио и телевидения.
Учителями инженерного дела в КПИ у Ивана Дронга были высококвалифицированные профессора К.К.Симинский, С.П.Шемберг, Ф.М.Пожитеко, В.В.Синеуцкий и др. Иван Дронг стал инженером-механиком по тракторно-строительной специализации, которая была очень востребована государством, ведь с середины 20-х годов в стране были приняты важные решения, направленные на механизацию и индустриализацию народного хозяйства, в том числе учреждение тракторной отрасли. После утверждения идеи о необходимости распространения тракторов в различных сферах производства начинается работа по разработке отечественной конструкции трактора. Конечно, для этого не хватало опыта, поэтому в основе конструкции первых массовых советских тракторов были иностранные образцы. Количество специалистов, которые могли бы разработать удачный трактор, тоже было незначительным, разработкой машины часто занимались инженеры - вчерашние студенты. Именно в этот период развития тракторной техники приходится начало трудовой, инженерной деятельности И.И. Дронга. В 30-х годах в стране были построены три большие тракторные заводы: Сталинградский тракторный завод - в 1930 г., Харьковский тракторный - запущен в производство в 1931 г. и Челябинский тракторный завод - стал к производству в 1933 г. Поэтому после получения высшего образования Ивана Иосифовича было направлено на работу на Сталинградский тракторный завод, где он быстро освоил практику разработки и строительства тракторов. Принял участие в разработке новых конструкций тракторов СТЗ-НАТИ, СТЗ-5 и СТЗ-8. Хотя и здесь не обошлось без осложнений. Из воспоминаний сына конструктора узнаем, что "о первой конструкторской деятельности отец вспоминал редко, так как в то время он попал в какое-то "дело ", был арестован и некоторое время был в заключении".
Приобретенный опыт проектирования и производства тракторов в Сталинграде был использован им при подготовке и издании в соавторстве в 1938 г. московским издательством колхозной и совхозной литературы книги "Трактор СТЗ-НАТИ 1ТА". В 1939 г. гусеничный трактор СТЗ-НАТИ на всемирной выставке в Париже получил Гран-при и Золотую медаль.
После перевода в 1940 г. на работу в Москву, в Научно автотракторный институт (НАТИ), Иван Дронг активно участвует в разработке артиллерийских тягачей, обеспечение которыми войск было проблемным вопросом как до начала Великой Отечественной войны, так и особенно в годы войны. В 1942 г. была поставлена задача создать отечественные быстроходные тягачи. Проектные работы по их разработке возглавил И.И. Дронг. Новые машины Я-11 и Я-12 выгодно отличались более высоким техническим уровнем, получили высокую оценку специалистов-артиллеристов, эксплуатационников и ремонтников. Вследствие этого было достигнуто более высокого маневрирования и подвижности артиллерийских частей. За разработку и промышленное производство быстроходного тягача Иван Иосифович Дронг в 1944 г. был награжден орденом Красной Звезды. Эта награда была боевым орденом, и именно поэтому, по воспоминаниям сына, привлекала к себе особое внимание конструктора, поскольку в боевых действиях он не участвовал.
Главный конструктор
С 1944 года в стране началось восстановление тракторных заводов в Сталинграде и Харькове, в последующие годы - строительство новых тракторных заводов на Алтае, в городах Владимир, Липецк, Минск. Стратегию развития тракторной отрасли страны должен был определять Головтракторопром в Москве. Главным конструктором этого учреждения в 1944-49 гг. работал именно И.Дронг. Еще во время войны НАТИ с участием И.Дронга разрабатывает проект универсального трактора с гусеничным движителем и дизельным двигателем КД-35 мощностью 35 л.с. Первая серия тракторов вышла из керосиновым двигателем, поскольку дизельный не успели доработать. Это был первый советский трактор с дизельным двигателем, что дало начало дизелизации тракторного парка страны. Разработки гусеничных дизельных тракторов КД-35 и ДТ-54 по сути стали базовыми в отечественном послевоенном тракторостроении. С 1947 по 1960 г. было выпущено более 42 тыс. этих тракторов. Поэтому в 1947 г. коллектив конструкторов: И.И. Трепененков, В.Я. Слонимский, В. Тюляев, Б.Е. Архангельский и И.И. Дронг получили Сталинскую премию за разработку конструкции гусеничного трактора КД-35. Как вспоминал сын: "Сталинской премией он всегда гордился. Не захотел заменить ее на государственную".
В 1946 г. для растущих потребностей сельского хозяйства в тракторах создается Минский тракторный завод (МТЗ), первой продукцией которого был трактор КД-35. В 1949 г. И.Й. Дронг назначается главным конструктором Минского тракторного завода. На этой должности он проработал более 14 лет. И это был действительно его звездный час. За этот период было создано и освоено промышленный выпуск ряда тракторов, названных специалистами семейством "Беларусь". Первыми из них стали тракторы МТЗ-1 и МТЗ-2, которые получили название универсального трактора. Интересна история, раскрывающая роль Ивана Дронга в создании универсального трактора, за разработку которого в начале 1948 г. взялись молодые конструкторы Минского тракторного завода Петр Бойков, Виктор Войтиков и др. Свои предыдущие наработки они показали главному конструктору завода, а дальше, по свидетельству очевидцев, было такое: "Главный долго и молча разбирала их чертежи, спотыкался на колонках цифр, сам что-то пересчитывал и, наконец, поставил "диагноз": "Кое-что интересное намечается, но я удивляюсь вашей несмелости! Стоит ли исправлять вчерашний день, давайте думать о завтрашнем, даже в послезавтрашнем". Дронг тогда оказался гораздо смелее молодых конструкторов, уже хотя бы потому, что знал больше их и видел дальше. В первую очередь он "вырезал" гусеницы - трактор должен быть колесным и обязательно на резиновой ходу, с большим диапазоном скоростей, он обязан "стыковаться» не только с прицепным, но и с навесными и полунавесными сельскохозяйственными орудиями ... "
После переработки проекта в конце 1948 г. научно-технический совет Министерства автотракторной промышленности под руководством академика Е.А.Чудакова рассмотрел и одобрил технический проект универсального колесного сельскохозяйственного трактора.
Но чтобы осуществить промышленный выпуск этого трактора, необходимо было еще провести неординарные организационные меры, о которых М.Слюньков вспоминает так: "Огромное впечатление на коллектив произвело то, как директор завода Александр Михайлович Тарасов принял решение остановить выпуск трелевочных тракторов и добился права производства колесных. Все "наверху" были против, поскольку мы делали единственный в Беларуси "лесной" трактор. Министр лесных работ заявил, что этого делать нельзя, иначе лесная промышленность погибнет. Наш министр был с ним солидарен: не стоить, дескать, еще раз перестраивать завод. Однако Тарасов проявил все свои "фирменные" качества - волю, настойчивость, умение аргументировано убеждать - и добился своего. трелевочные трактора передали на другие заводы, а МТЗ освоил самую прогрессивную тогда модель трактора МТЗ-2 собственной конструкции.
Обаяние личности Тарасова было огромным - он впоследствии стал министром автомобильной промышленности. При этом на тракторном работал еще один человек, сыгравшими особую роль в формировании традиций коллектива, - главный конструктор Иван Иосифович Дронг.
Этих людей можно назвать исполинами машиностроения, они думали масштабно, объемно, глубоко, обладая упорством в достижении цели. И создали свою школу тракторостроения. Дронг вообще был для тракторной отрасли как Королев для космонавтики. Это он ввёл правило делать ставку на конструкторов, которым дал высокие зарплаты, не ограничивал штат и так далее. И все директора, возглавлявшие коллектив после, являются только продолжателями их дела ".
Формирование конструкторской школы тракторостроения предусматривало также подготовку инженерных кадров, непосредственное участие в которой принимал Иван Иосифович. Поэтому последовательным стало решение Высшей аттестационной комиссии Министерства высшего образования СССР от 16 июля 1958 г. об утверждении И.И. Дронга в ученом звании профессора по кафедре "Трактора".
В 1958 г. МТЗ-2 получили Гран-при и Золотую медаль на Всемирной выставке в Барселоне, в 1962 г. - на выставке в Нидерландах, в 1963 г. - во Франции.
МТЗ-2 стал первенцем в будущем семействе тракторов "Беларусь", к которому впоследствии присоединились МТЗ-5, МТЗ-7, МТЗ-50, МТЗ-52 МТЗ-80, МТЗ-82 и другие, которые были созданы специалистами МТЗ как с участием Ивана Дронга, так и после того, как его перевели на другую работу.
На МТЗ Дронг работал до конца 1963 г. По словам его сына, Владислава Ивановича, это время считал для себя значительным и плодотворным. Тракторы "Беларусь" выпускались не только в СССР, но и в ГДР, Болгарии, Индии, Бирме. Эти тракторы были представлены на выставках в Москве, Лейпциге, Пловдиве, где получили награды. А их создателям - Г.П.Бадалову, Я.О.Тимошенку, И.Й.Дронгу, П.И.Бойкову, В.В.Войтикову, П.Я.Пицкеру, М.Д.Грузду, М.М. Слюнькову, В.А.Шишонку, А.П.Кузнецову, В.И.Лебедеву, В.О.Рожкову - была присуждена Государственная премия СССР 1971 г. за создание и освоение серийного производства унифицированных колесных, полугусеничных и гусеничных тракторов для комплексной механизации обработки пропашных культур.
Человек научных добродетелей и государственного мышления
Дронг Иван Йосипович Снова же из воспоминаний Владислава Ивановича мы узнаем, что после переезда из Минска в Москву Иван Дронг работал начальником Главного управления в Государственном комитете автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения; в конце 60-х годов - заместителем директора НАТИ с научной и опытно-конструкторской работы; в конце 70-х годов - помощником министра автомобильной промышленности СССР А.М.Тарасова, а с 1980 по 1984 г. - главным специалистом НАТИ. Опыт и знания И. Дронга требовались стране. О его профессиональной деятельности и государственном подходе к решению дел в указанный период, в частности, свидетельствует история разработки и внедрения так называемого интегрального трактора, созданного Липецкими специалистами. Их конструкция пропашного трактора имела передние и задние колеса одного размера и возможность навешивания оборудования как позади, так и впереди трактора, что обеспечивало им высокую маневренность и ряд других преимуществ по сравнению с существующими, в том числе и тракторами семейства "Беларусь". Главный конструктор липецких тракторов Александр Сергеевич Дурманов познакомился с Иваном Дронгом, когда тот работал в Минавтопроме. Сам Дронг вспоминает об этой встрече так: "Приходит ко мне человек, представляется:"Конструктор Дурманов ... "- рассказывает о земляках, что вставляют палки в колеса Липецкому трактору. У меня, признаться, своих сведений об интегральном тракторе никаких, но с чужих слов, от людей, которых я хорошо знал, слыхивал, что затея с ним - бесперспективная ..." И все же И.Дронг обратил внимание на убедительную, спокойную, грамотную аргументацию собеседника и решил поехать в Липецк с целью на все посмотреть самому. Поехал, увидел и ... стал сторонником Дурманова, который, кстати, уже много лет искал и не находил поддержки своей разработке в КБ Минского тракторного завода, который был главным в области тракторостроения. Не находил поддержки А. Дурманов и в высоких московских кабинетах ... И только И.Дронг не испугался испортить отношения с минчанами и с министерством, о чем Александр Дурманов вспоминает так: "Он вообще ничего не боялся. В одном из писем, а их у меня несколько сотен, причём многие с чертежами и техническими выкладками, он напоминал: "Мобилизоваться и дать технический бой на очень высоком уровне. Это достойно любого, кто имеет собственное мнение. Вот это я и предлагал, и предлагаю ". Иван Иосифович, кстати, сыграл важную роль в том, что наши машины однозначно опровергли распространявшиеся слухи об их ненадёжности. Именно он предложил отправить тракторы ЛТЗ-145 своим ходом на ведомственные испытания в Одессу и под Краснодар. Объяснил, что пробег поработает сразу на две цели: проверку конструкции на прочность и пропаганду новой техники среди населения. Эффект был ошеломляющим. На испытательных станциях представителям ЛТЗ говорили: "Ребята, бросьте нам мозги пудрить, разгрузили трейлеры в соседнем селе и оттуда пожаловали своим ходом ". Но, когда тракторы легко сгоняли из Одессы в Киев и вернулись обратно, поверили".
Мировому лидерству способствует конструкторская школа
Спустя десятилетия, уже в наше время тракторы "Беларусь" занимают почетное место среди мировых лидеров. За полвека их промышленного выпуска создано более 3 миллионов тракторов "Беларусь". Их доля на рынке СНГ составляет 80%, каждый 12-й трактор в мире выпускается Минским заводом, который сегодня предлагает почти 60 моделей машин. Более 500 тысяч тракторов продано в более чем 120 стран мира. Предприятие входит в тройку самых крупных мировых лидеров - фирм, занимающихся сельскохозяйственным тракторостроением.
Поэтому заслуживает особого внимания то уважение, с которым нынешнее руководство Минского тракторного завода выражает свое отношение к своим предшественникам, стоявшим у истоков славного завода. Об этом свидетельствует интервью генерального конструктора Ивана Усса, который в 2008 г., отвечая на вопрос, чем он может прежде всего гордиться сегодня как генеральный конструктор огромного производства, сказал так: "Отвечаю сразу, не задумываясь: могу гордиться заводской конструкторской школой. Для разработчиков наличие школы - очень серьезный вопрос. Если ее нет, это - хаос, несоблюдение принципов. Нашей школе - 50 лет, она была заложена еще Иваном Иосифович Дронгом, первым главным конструктором. Школа - это организация, постепенное обучение молодых. Да, выпускник вуза имеет профессию, диплом. Но конструктором он становится позже. и вот школа подтягивает всех, объединяет и приводит к серьезной работе. У нас эта школа сохранилась ".