Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) - профессор, русский религиозный философ, богослов, экономист. В 1901-1906 годах Булгаков был ординарным профессором Киевского политехнического института.
Сергей Николаевич вел активную работу в рядах либерально-социалистической оппозиции, выступал с публичными лекциями, участвовал в киевском Литературно-художественном кружке, в организации и деятельности киевского отделения Союза освобождения. Осенью 1904 вместе с Бердяевым вошел в редакцию религиозно-общественного журнала “Новый путь”, а с 1905 редактировал журнал “Вопросы жизни”. С этих пор центром деятельности Булгакова стала пропаганда и организация структур “христианской политики”, “христианской общественности” социалистического толка.
С 1906 Булгаков С.Н. профессор Московского университета, преподаватель ряда московских учебных заведений, в том числе Московского Коммерческого института. В 1907 член 2-й Государственной думы, избранный от Орловской губернии как беспартийный “христианский социалист”; председатель думской комиссии по церковному законодательству, в которой выступал как один из авторов кадетского законопроекта; член комиссий бюджетной, аграрной и др. Выступал с призывами к отмене военно-полевых судов, с осуждением правительственного и революционного террора. Летом 1907 началось возвращение Булгаков в лоно “исторической” православной церкви, одновременно отход от религиозно-общественного радикализма. В сборнике “Вехи” (1909) выступил с концепцией духовного преодоления интеллигентской революционности и нигилизма. Личная трагедия летом 1909 (смерть сына) предопределила растущее сосредоточение Булгакова на богословской и историко-религиоэной проблематике, вдохновляемой проектом построения целостной “христианской социологии”, объединяющей все сферы деятельности человека от хозяйства до общественности. Его исследования на этот счет составили докторскую диссертацию “Философия хозяйства” (М., 1912). С 1910 активный участник и организатор московского религиозно-философского книгоиздательства М.Морозовой “Путь” (до 1918). В феврале 1911 в числе других представителей русской профессуры в знак протеста против ущемления университетской автономии вышел в отставку из Московского университета.
После Февральской революции 1917 Булгаков вновь был избран профессором Московского университета. Выдвинут делегатом Всероссийского Поместного собора православной церкви от мирян Таврической епархии и с августа 1917 до мая 1918 принимал активное участие в работе двух сессий собора, который ввел его в состав Высшего церковного совета. В 1917 вступил в организованную Струве “Лигу русской культуры”, став товарищем председателя ее отделения в Москве. В июне 1918 принял священнический сан и, передав в сборник “Из глубины” диалоги “На пиру богов”, анализировавшие национальную катастрофу 1917, выехал к семье в Крым, а затем в Киев, откуда в годы гражданской войны вернуться уже не смог.
Исключенный большевиками из Московского университета, Булгаков в качестве профессора Таврического университета преподавал в Симферополе политэкономию и богословие. Служил в ялтинском соборе. С уходом из Крыма белой армии был исключен из университета, а в декабре 1922 выслан в Константинополь. В 1923-25 профессор церковного права Русского юридического факультета при Пражском университете. Планируя продолжение религиозно-общественной пропаганды, включая издание журнала, Булгаков одновременно задумывался и над формой религиозного объединения близких по духу интеллектуалов либерально-консервативной ориентации, в основе совпадавшего с авторским коллективом сборника “Вехи”. Им стало Братство Св.Софии, объединившее Булгакова, как его духовного главу, А.Карташева, Г.Флоровского, Франка, Струве, Бердяева и др. Однако неудачная попытка расширить это сообщество (1924) за счет деятелей евразийства, а затем и ожесточенная полемика между Струве и Бердяевым в 1925-26 фактически раскололи Братство и окончательно свели сферу общественной деятельности Булгакова к преподавательской работе и углубленным занятиям православной теологией. С 1925 профессор догматики и декан Русского Богословского православного института (впоследствии — академии) в Париже. В этой должности Булгаков С.Н. пробыл до смерти. Публиковал свои сочинения в религиозно-философском журнале “Путь” (1925-40). Учение Булгакова о Софии-Премудрости Божией стало основанием для обвинения его в ереси одновременно епископами эмигрантского Карловацкого собора и московским митрополитом, местоблюстителем патриаршего престола Сергием (1935). Булгаков, однако, вел активную церковную жизнь, участвовал в съездах Русского студенческого христианского движения, сотрудничая с англиканским братством Св.Сергия и Албания, заседая в экуменических съездах, дважды (в 1934 и 1936) выезжая в США с циклом лекций и проповедей. Потеряв после операции рака горла голос (1939), сосредоточился на составлении большого числа письменных проповедей.
К своеобразным чертам Булгакова-мыслителя на всех этапах его творческой эволюции можно отнести «социологизм» его мышления (несмотря на то, что в его «Философии хозяйства» имеется довольно сильная критика «социологического разума»). Проект «христианской социологии», вынашиваемый Булгаковым всю жизнь, в полном объеме не был реализован, но принес свои плоды в разработках конкретных социальных проблем, которыми он занимался на протяжении всей жизни. К числу таких проблем относится «национальный вопрос», природа общества (Булгаков вплотную подошел к проблеме «социального тела», активно обсуждаемой в XX в.).
Значительное место в философском наследии Булгакова занимают статьи, посвященные анализу творчества русских мыслителей и писателей В. С. Соловьева, Федорова, Достоевского, Толстого, Пушкина и др.
Основные труды:
Два града. В 2 т. М., 1911.
Философия хозяйства. М., 1912.
Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1917.
Тихие думы. М., 1918.
Св. Петр и Иоанн. Париж, 1926.
Друг Жениха. Париж, 1927.
Купина неопалимая. Париж, 1927.
Лествица Иаковля. Париж, 1929.
Православие. Париж, 1965; М., 1991.
Апокалипсис Иоанна. Париж, 1948; М., 1991.
Автобиографические заметки. Париж, 1949.